Решение по делу № 2-2707/2024 от 27.03.2024

Дело № 2-1-2707/2024

64RS0042-01-2024-003046-67

Решение

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года                                        г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Мельникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Кущеевой И.А.,

с участием представителя истца Петровой Ю.А.,

законного представителя истца Тимченко А.С.,

представителя ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – ФИО5,

третьего лица ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2, комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района, Управление опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района, фонд помощи бездомным домашним животным «Верный друг», о взыскании компенсации морального вреда, о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к администрации Энгельского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения действующего законодательства на основании обращения ФИО3 по факту укуса несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бродячей собакой, являющейся животным без владельца, в результате которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов утра у мусорных контейнеров, расположенных между <адрес> по
<адрес> р.<адрес> на ФИО1 напала бездомная собака. Девочка шла со школы со своей мамой, играя со снегом, к ней из-за мусорных баков выбежала собака среднего размера, рыжей окраски с биркой в ухе, которая сразу же кинулась на девочку. ФИО1 собаку не провоцировала, в ее сторону не бежала, не размахивала руками. Собака без каких-либо причин кинулась на девочку. Собака укусила девочку в область лица, а именно в область правого глаза, от чего девочка закричала от боли и стала плакать. От укушенной раны на лице у девочки шла кровь. После укуса несовершеннолетняя ФИО8 вместе со своей мамой направились в поликлинику , находящуюся по месту проживания к врачу травматологу. С поликлиники несовершеннолетнюю госпитализировали в ГАУЗ «Энгельсская городская клиническая больница », где ФИО1 находилась на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 проведено лечение: ДД.ММ.ГГГГ сделали укол в/м 1,0 КоКАВ, ДД.ММ.ГГГГ укол в/м 1,0 КоКАВ,
ДД.ММ.ГГГГ укол в/м 1,0 КоКАВ, то есть на 0,3,7 сутки, кроме этого, ей делали перевязки с 70% спиртом и кололи в/м препарат Sol Dimedroli 1% 01,0 на
0,7 сутки. Назначили гипоаллергенную диету. В связи с улучшением здоровья ФИО1 выписали ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного, несовершеннолетней ФИО1 установлен диагноз: S01.1 Укушенные раны лица 3 категории. В рамках уголовного дела проведена судебно-медицинская экспертиза на определение степени тяжести вреда здоровья. В результате укуса бродячей собакой, являющейся животным без хозяина, несовершеннолетнему ребенку причинен моральный вред, поскольку ФИО1 причинены телесные повреждения, в результате которых госпитализировали, она была напугана, испытывала физическую и нравственные страдания и до настоящего времени очень тревожно относится к произошедшему, а также нервничает и переживает при виде собак на улице.

Считая права несовершеннолетнего нарушенными, уточнив требования процессуальный истец просил взыскать с администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, Комитета жилищно-коммунального хозяйства топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района (далее – Комитет ЖКХ) в пользу несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице ее законного представителя ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 35 000 рублей солидарно.

В возражениях ответчик администрация Энгельсского муниципального района <адрес> полагала требования не подлежащими удовлетворению ввиду их заявления к ненадлежащему ответчику, ссылаясь, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации приведения на территории области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» на Энгельсский муниципальный район возложены полномочия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных. Согласно Закону ЗСО органы местного самоуправления вправе: получать субвенцию из областного бюджета для осуществления переданных государственных полномочий; принимать в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданных государственных полномочий. Во исполнение данной нормы администрацией Энгельсского муниципального района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных». Указанным постановлением государственные полномочия по проведению мероприятий по отлову безнадзорных животных были переданы Комитету ЖКХ. Финансовое обеспечение данных государственных полномочий осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления местным бюджетам субвенции из областного бюджета. <адрес> -ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальным районам на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения на территории области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (Закон размещен в публичном доступе). Денежные ассигнования на указанные цели поступают в бюджет Энгельсского муниципального района, в дальнейшем ими распоряжается Комитет ЖКХ. Из анализа приведенных нормативных актов следует, что государственные полномочия по проведению мероприятий с безнадзорными животными возложены на Комитет ЖКХ, который является главным распорядителем целевых денежных средств, поступающих в бюджет Энгельсского муниципального района на указанные цели по работе с безнадзорными животными. Комитет полномочен заключать договоры со специализированными организациями, подписывать акты выполненных работ, давать заявки о нахождении указанных животных. Администрация Энгельсского муниципального района не является исполнителем государственных полномочий в части безнадзорных животных. Целевыми денежными ассигнованиями, поступающими в бюджет Энгельсского муниципального района из областного бюджета на проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных не распоряжается. В соответствии с положением о Комитете жилищно-коммунального хозяйства, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района, утверждённым решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , комитет является органом администрации Энгельсского муниципального района, в соответствии с положением Комитет является юридическим лицом, которое приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации, и также исполняет государственные полномочия, возложенные на него решением органа местного самоуправления. Таким образом, из анализа действующего законодательства и фактических обстоятельств дела взыскание не может быть произведено с администрации Энгельсского муниципального района.

Привлеченный к участию в деле в качестве ответчика Комитет ЖКХ в возражениях возражал против заявленных требований, просило в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ
«Об исполнении отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» функции администрации Энгельсского муниципального района по осуществлению отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляет Комитет ЖКХ. Во исполнение требований указанного постановления Комитетом ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт -С с фондом помощи бездомным домашним животным «Верный друг», согласно которому фонд помощи бездомным домашним животным «Верный друг» принимает на себя обязательства по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Энгельсского муниципального района <адрес> согласно техническому заданию, которое является неотъемлемой частью контракта, срок оказания услуг определен с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому заданию отлов животных осуществляется по заявлением физических и юридических лиц, в том числе на основании сообщений о нахождении животных, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, на основании информации органов государственной власти, органов местного самоуправления, а так же в рамках плановых мероприятий по отлову животных в соответствии с условиями контракта. Услуги оказываются на основании заявок, выданных Заказчиком в письменной форма/ по электронной почте/ посредством телефонной и факсимильной, с указанием в ней мест обитания и ориентировочного количества животных без владельцев. Информация о плановых мероприятиях по отлову животных о лицах, осуществляющих отлов животных, в том числе транспортировку и передачу их в приют, является открытой и подлежит обнародованию (опубликованию) в средствах массовой информации. Постановлением <адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ -П утверждено Положение о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> отлов проводится на основании устных и письменных обращений (сообщений) граждан и юридических лиц. Согласно ст. 5 Положения на территории <адрес> осуществляется плановый и внеплановый отлов животных. Плановый отлов осуществляется в соответствии с графиком отлова животных на территории городских округов и муниципальных районов соответственно (далее - график). Плановый отлов осуществляется не реже одного раза в квартал. График отлова формируется ежеквартально на основании анализа полученных обращений (сообщений) от граждан, юридических лиц, а также сведений, содержащихся в средствах массовой информации и других общедоступных источниках о местах обитания животных без владельцев. Утвержденный график подлежит размещению на официальном сайте утвердившего его органа местного самоуправления муниципального образования области, наделенного отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации проведения на территории области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Внеплановый отлов проводится на основании устных и письменных обращений (сообщений) граждан и юридических лиц. Обращение (сообщение) должно содержать сведения о заявителе (Ф.И.О.), его контактный телефон, о месте нахождения животного и его виде. Указанная информация заносится в журнал регистрации поступивших обращений на отлов животных без владельцев (приложение N 1 к настоящему Положению). Органы местного самоуправления немедленно в день поступления обращения (сообщения) извещают (передают информацию) исполнителя мероприятий по отлову животных без владельцев об отлове животных без владельцев путем направления телефонограммы либо по факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, если такой адрес содержится на сайте исполнителя мероприятий по отлову животных без владельцев в сети Интернет, либо ранее был представлен в орган местного самоуправления, либо с использованием иных средств связи или иным доступным способом. Отлов производится в течение 3 суток со дня поступления обращения (сообщения). В случае если поведение животного без владельца представляет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, отлов животных без владельцев производится в течение
24 часов с момента поступления обращения (сообщения). Устные заявки на отлов животных круглосуточно принимаются дежурно-диспетчерской службой управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Энгельсского муниципального района по телефонам. Согласно п. 6.4. Приложения «Техническое задание» к муниципальному контракту -с от ДД.ММ.ГГГГ: «Исполнитель должен произвести отлов в течение 3 (три) календарных дней с момента получения заявки. В случае поступления сообщения от Заказчика об агрессивном поведении животного (нападения на людей) - исполнение не позднее 24 часов с момента поступления заявки». Считал, что Комитетом ЖКХ выполнены все возложенные на него полномочия по отлову безнадзорных животных.

В судебном заседании представитель процессуального истца ФИО4, законный представитель материального истца ФИО3, третье лицо
ФИО2 заявленные требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить. При этом представитель процессуального истца ФИО4 обратила внимание, что в результате нападения собаки у несовершеннолетней установлен легкий вред здоровью, до настоящего времени на лице у девочки в области глаза имеется шрам. Законный представитель материального истца
ФИО3 подтвердила, что до настоящего времени проводят с ребенком успокоительные беседы, пользуются мазями в связи с наличием на лице шрама, ребенок теперь боится собак.

Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района <адрес>ФИО5 считала возможным удовлетворить требования лишь в отношении Комитета ЖКХ.

Ответчик Комитет ЖКХ, третьи лица Управление опеки и попечительства администрации Энгельсского муниципального района, Комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, фонд помощи бездомным домашним животным «Верный друг», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих представителей
не обеспечили, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы уголовного дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьями 20, 41 Конституции РФ и пунктом 1
статьи 150 ГК РФ право каждого гражданина на жизнь и здоровье является главенствующим среди основных прав и свобод человека и гражданина, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов утра у мусорных контейнеров, расположенных между <адрес> р.<адрес> на ФИО1 напала бездомная собака, когда девочка шла со школы со своей мамой, играя со снегом, к ней из-за мусорных баков выбежала собака среднего размера, рыжей окраски с биркой в ухе, которая сразу же кинулась на девочку. При этом ребенок собаку не провоцировал, в ее сторону не бежал, не размахивал руками. Собака без каких-либо причин кинулась на девочку. Собака укусила девочку в область лица, а именно в область правого глаза, от чего девочка закричала от боли и стала плакать. От укушенной раны на лице у девочки шла кровь. После укуса несовершеннолетняя ФИО8 вместе со своей мамой направились в поликлинику , из которой несовершеннолетнюю госпитализировали в ГАУЗ «Энгельсская городская клиническая больница », где ФИО1 находилась на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого ей делали уколы, перевязки с различными препаратами, назначили гипоаллергенную диету. Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного, несовершеннолетней ФИО1 установлен диагноз: S01.1 Укушенные раны лица 3 категории. В рамках уголовного дела по результатам судебно-медицинской экспертизы установлен легкий вред здоровью.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом ЖКХ заключен муниципальный контракт
-С с фондом помощи бездомным домашним животным «Верный друг», по условиям которого фонд помощи бездомным домашним животным «Верный друг» принял на себя обязательства по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Энгельсского муниципального района <адрес> согласно техническому заданию, которое является неотъемлемой частью контракта, срок оказания услуг определен с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 92 части 1 статьи 44 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В силу статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации проведения на территории области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» государственным полномочием по отлову животных без владельцев, их транспортировку и передачу в пункты временного содержания животных наделяются органы местного самоуправления муниципальных образований области, в том числе Энгельсский муниципальный район.

Согласно постановлению администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнении отдельных государственных полномочий по организации проведения на территории Энгельсского муниципального района мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» деятельность по обращению с животными без владельцев, в том числе отлов животных без владельцев, их транспортировка и передача в пункт временного содержания животных; возврат из приютов для животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания, за исключением животных, отловленных по факту покусов и нападения на человека, после проведения мероприятий по вакцинации, стерилизации, нанесению соответствующих меток осуществляет Комитет ЖКХ.

Таким образом, именно Комитет ЖКХ является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку заключение им муниципального контракта не снимает возложенных на него полномочий, а, соответственно, и ответственности за их исполнение.

С учетом установленных обстоятельств в удовлетворении требований к другому ответчику администрации Энгельсского муниципального района следует отказать.

Довод ответчика Комитета ЖКХ о том, что им всё сделано, судом отклоняется, поскольку укус ребенка животным без владельцев, которое ранее было отловлено и чипировано, свидетельствует об обратном.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд должен принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

К нематериальным благам закон относит жизнь и здоровье человека
(статья 150 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от
ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ
) разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда
(пункт 26 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 27 Постановления Пленума ВС РФ от
ДД.ММ.ГГГГ ).

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего. Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет (пункт 28 Постановления Пленума ВС РФ от
ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 30 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).

Нравственные страдания истца являются очевидными в результате причинения вреда здоровью. Суд также учитывает, в числе прочих юридически значимых обстоятельств, возраст истца, характер телесных повреждений истца.

Оценив представленные суду доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд с учетом обстоятельств дела, степени причиненных истцу нравственных страданий и, учитывая вышеприведенные положения закона, разъяснения Пленума ВС РФ, учитывая позицию ответчика при рассмотрении настоящего дела, возраст истца, основываясь на принципе разумности и справедливости, с учетом положений части 3 статьи 196 ГПК РФ определяет размер компенсации морального вреда в пользу истца в размере 35 000 руб. с ответчика Комитета ЖКХ.

Достаточных допустимых доказательств наличия обстоятельств для освобождения данного ответчика от ответственности не имеется.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу положений пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Предъявление гражданином иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить.

Взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и связи администрации Энгельсского муниципального района (ИНН 6449020910, ОГРН 1026401983475) за счет средств казны Энгельсского муниципального района в пользу несовершеннолетнего ФИО1 () в лице законного представителя ФИО3 () компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.

В удовлетворении исковых требований к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись.

Верно.

Судья                        Д.А. Мельников

Секретарь                    И.А. Кущеева

2-2707/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора г. Энгельса в интересах несовершеннолетней Тимченко Василисы Михайловны
Ответчики
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области
Другие
Комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
Тимченко Михаил Васильевич
Управление опеки и попечительства администрации ЭМР
Тимченко Анастасия Сергеевна
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на странице суда
engelsky.sar.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024Дело оформлено
09.09.2024Дело передано в архив
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее