Решение по делу № 33-10286/2020 от 08.10.2020

Судья – Алексеев А.А.

Дело № 33 – 10286/2020

№ дела в суде первой инстанции 2-2472/2020

УИД 59RS0004-01-2020-001962-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Петуховой Е.В.

при секретаре Шумилиной А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 16 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений Администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 июля 2020 года, которым постановлено:

«Признать семью Хуснуллиной Елены Анатольевны из пяти человек (Хуснуллина Елена Анатольевна, Хуснуллин Роман Натфулллович, Х3., Л3., К.) отдельной семьёй.

Обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми восстановить молодую семью Хуснуллиной Елены Анатольевны в списке участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».

Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., изучив материалы дела, коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хуснуллина Елена Анатольевна (далее - истец) обратилась с иском к Управлению жилищных отношений Администрации г.Перми (далее - ответчик) о признании семей отдельными и восстановлении в программе «Жилье для молодой семьи».

В обоснование требований указано, что истец имеет в совместной собственности квартиру по адресу г.Пермь, **** площадью 59,8 кв.м. Собственниками указанной квартиры являются родители истца – Л1., ** г.р., Л2., ** г.р. Также в квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети истца – Л3., ** г.р., К., ** г.р., Х3., ** г.р. С родителями совместное хозяйство истец не ведет, бюджет раздельный. Истец проживает с детьми в одной комнате площадью 14 кв.м. В 2009 г., чтобы улучшить свои жилищные условия истец вступила в программу «Жилье для молодой семьи» с компенсацией 10%. В июне 2017 г. истец зарегистрировала брак с Хуснуллиным Романом Натфулловичем, ** г.р. Супруг имеет долю в квартире по адресу: г.Пермь, ул.**** площадью 52,5 кв.м. совместно с родителями Х2., ** г.р., и Х1., ** г.р. Иной собственности супруг не имеет, с родителями не проживает, совместного хозяйства не ведет и имеет отдельный бюджет.

В сентябре 2018 г. истца пригласили для написания заявления на выплату компенсации по программе «Жилье для молодой семьи», но в ноябре 2018 г. пришло уведомление об исключении семьи истца из программы и об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку при расчете учли всю собственность, принадлежащую родителям истца и её супруга. Указанной собственностью родителей семья истца не пользуется и отношения не имеет, проживают впятером в одной комнате. Доход у семьи истца небольшой и возможности взять ипотеку для приобретения достойного жилья нет. В связи с этим имеется необходимость признать семью в составе Хуснуллиной Е.А., Хуснуллина Р.Н., Л3., К., Х3., семью Л1., Л2. и семью Х2., Х1. разными семьями и восстановить истца в праве на получение компенсации 10% по программе «Жилье для молодой семьи».

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Управление жилищных отношений Администрации г.Перми. В апелляционной жалобе указывает, что судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального и процессуального права. На территории города Перми реализуются мероприятия подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Приложением №1 к данной Подпрограмме установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в соответствии с п.6 которых участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие установленным требованиям.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и(или) жилых помещений и(или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на собственности.

Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей- сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1321-п, утвержден порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства, и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1321-п. Пунктом 4.2.6 данного Порядка установлено, что молодая семья для постановки на учет для участия в Подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обоих супругов решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, выданное органом местного самоуправления.

Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Порядком признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 2 Порядка в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где:

-члены молодой семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены обшей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- члены молодой семьи проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47;

- члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживают в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального кайма или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 987н.

В соответствии с п.4 Порядка при наличии у членов семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения членов молодой семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех пригодных для проживания указанных жилых помещений.

Семья Хуснуллиной (Лукояновой) В.А. в составе трех человек 24.03.2009 была включена в состав участниц городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в г.Перми на 2008- 2010 годы». В период ожидания очереди изменился состав семьи в связи с регистрацией 03.05.2018 брака с Хуснуллиным Р.Н. и сменой фамилии. 08.10.2018 изменился состав семьи в связи с рождением сына. Для подтверждения права на получение социальной выплаты семье Хуснуллиной Е.А. было предложено представить пакет документов, подтверждающих такое право.

Исхода из представленных документов Хуснуллина (Лукоянова) Е.А. совместно с детьми, матерью Л1., отцом - Л2. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 61,3 кв.м., расположенном по адресу: г.Пермь, ****. Указанное помещение принадлежит Л1., Л2. и Хуснуллиной (Лукояновой) Е.А. на основании договора безвозмездной передачи Квартиры в совместную собственность граждан от 09.06.1997.

Согласно выписке из ЕГРП о правах лица на объекты от 12.10.2018 в собственности Л2. имеется доля в праве 1/4 (10,82 кв.м.) в жилом помещении общей площадью 43,3 кв.м., расположенном по адресу: г.Пермь, ул.****, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 14.05.2007. Согласно выписке из ЕГРП о правах лица на объекты от 23.10.2018 в собственности Л1. имеется доля в праве 1/2 (21,65 кв.м.) в жилом помещении общей площадью 43,3 кв.м., расположенном по адресу: г.Пермь, ул. ****, на основании договора дарения от 13.09.2013.

Обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого зарегистрированного члена семьи составляет 15,63 кв.м. ((61,3+10,82+21,65):6=15,63), что больше учетной нормы в городе Перми.

Супруг Хуснуллин Р.Н. совместно матерью Х2., отцом Х1. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 52,5 кв.м., расположенном по адресу: г.Пермь, ул. ****. Указанное помещение находится в общедолевой собственности (доля в праве 1/3) всем зарегистрированным на основании договора безвозмездной передач квартиры в совместную собственность граждан от 19.11.2007. Согласно выписке из ЕГРП о правах лица на объекты от 22.10.2018 в собственности Х1. имеется жилое здание общей площадью 31,10 кв.м, расположенное по адресу: г.Пермь, СНТ «***», на основании договора купли - продажи дома и земельного участка от 03.06.2013. Обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого зарегистрированного члена семьи составляет 27,87 кв.м. ((52,5+31,10):3=27,87), что больше учетной нормы в городе Перми.

Пунктом 7, 8 Порядка закреплено, какие документы подаются молодой семьей с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе п.8,1 Порядка предусмотрено, что в случае, если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет копию документа о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа), составленного в установленном законодательством порядке. Хуснуллиной Е.А. документа о порядке пользования жилым помещением, составленного в установленном законодательством порядке, представлено не было.

Поскольку Хуснуллина (Лукоянова) Е.А. совместно с детьми, матерью Л1., отцом Л2. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 61,3 кв.м., расположенном по адресу: г.Пермь, ****; супруг Хуснуллин Р.Н. совместно матерью Х2., отцом Х1. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 52,5 кв.м., расположенном по адресу: г.Пермь, ул.****, то в силу ст.31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Таким образом, при определении уровня обеспеченности жилым помещением членов семьи Хуснуллиной Е.А. были учтены жилые помещения, имеющиеся в собственности Л1., Л2., Х1., обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена семьи составила 18,08 кв.м., что больше учетной нормы в городе Пермию

В соответствии с п. 4.14.11 Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в случае, если потенциальная участница Подпрограммы перестала соответствовать хотя бы одному из требований, установленных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

В связи с несоответствием указанным требованиям, ответчик полагает, что семья Хуснуллиной Е.А. была исключена из списка участниц Подпрограммы обоснованно.

Истец в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Как следует из материалов дела и установлено судом, молодая семья истца в составе пяти человек, в том числе Хуснуллина Е.А., Хуснуллин Р.Н., Х3., Л3., К., состояла на учете молодых семей для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», что не оспаривается сторонами.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений Администрации г. Перми от 12.11.2018 № 1595 молодая семья истца исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с несоответствием требованию, предусмотренному пп. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.

В адрес истца 12.11.2018 г. направлено письмо об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в связи с отсутствием нуждаемости. Управление определило обеспеченность общей площадью на каждого члена молодой семьи 18,08 кв.м., исходя из следующего: в собственности Хуснуллиной Е.А., Л2., Л1. квартира по адресу **** общей площадью 61,3 кв.м.; в собственности Л2. 1/4 доля, Л1. 1/2 доля в праве на квартиру по адресу ул. **** общей площадью 43,3 кв.м.; супруг истца с родителями имеет в собственности квартиру по адресу ул. **** общей площадью 52,5 кв.м.; в собственности Х1. жилое здание в СНТ *** общей площадью 31,10 кв.м.

В состав семьи Хуснуллиной Е.А. для целей участия в указанной государственной программе входят: она, её супруг Хуснуллин Р.Н., дети Х3., Л3., К.

Родители истца Л2., Л1. и родители супруга истца Х1., Х2. членами молодой семьи истца не являются, ведут раздельное хозяйство.

Семья Хуснуллиной Е.А. проживает в квартире по адресу: **** общей площадью 61,3 кв.м., где Хуснуллиной Е.А. принадлежит 1/3 доля.

У супруга истца Хуснуллина Р.Н. имеется в собственности 1/3 доля в праве на квартиру по адресу ул. **** общей площадью 52,5 кв.м. Иных жилых помещений в собственности или по договору найма у членов молодой семьи не имеется.

Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что, несмотря на то, что в квартире с истцом по адресу **** проживает семья её родителей - Л2. и Л1., а в квартире по адресу ул. **** проживают родители Хуснуллина Р.Н. - Х1., Х2., молодая семья Хуснуллиной Е.А. и Хуснуллина Р.Н. является отдельной семьей от семей своих родителей – Лукояновых и Хуснуллиных, и обеспеченность молодой семьи истца общей площадью жилых помещений составляет 7,6 кв.м., что менее учетной нормы в г. Перми. Соответственно требования истца признать семью Хуснуллиной Е.А. из пяти человек отдельной семьёй и обязать Управление жилищных отношений администрации г. Перми восстановить молодую семью Хуснуллиной Е.А. в списке участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции соглашается.

Вопросы, связанные с получением мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, регулируются специальным нормативным актом - Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).

Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является необходимость признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (пп. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).

Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением членов молодой семьи не предусматривает необходимости учета иных жилых помещений, имеющихся у собственника (не члена молодой семьи) жилого помещения, в котором проживает молодая семья.

Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В состав семьи Хуснуллиной Е.А. для целей участия в указанной государственной программе входят: она, её супруг Хуснуллин Р.Н., дети Х3., Л3., К.

Родители истицы - Л2., Л1. и родители супруга истицы - Х1., Х1. членами молодой семьи истицы не являются, ведут раздельное хозяйство, что подтверждается пояснениями истицы и названных лиц.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья истца является отдельной от семьи родителей и нуждается в жилом помещении, поскольку, исходя из принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности жилых помещений, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы.

Таким образом, суд первой инстанции дал верную правовую оценку установленным по делу обстоятельствам, постановил законное и обоснованное решение. Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на анализе представленных сторонами в материалы дела доказательствах, положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных судом в основу решения, судебная коллегия не находит. С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы решения суда первой инстанции, сводятся по существу к несогласию ответчика с выводами суда первой инстанции, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения.

Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 22 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений Администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-10286/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Хуснуллина Елена Анатольевна
Ответчики
Управление жилищных отношений администрации города Перми
Другие
Информация скрыта
Хуснуллин Роман Натфуллович
Хуснуллина Елена Ивановна
Лукоянова Мария Васильевна
Лукоянов Анатолий Иванович
Хуснуллин Натфулла Нуруллович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Новоселова Диана Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.10.2020Передача дела судье
16.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Передано в экспедицию
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее