Дело № 2-1672/2022
18RS0021-01-2022-002315-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга Удмуртская Республика 03 октября 2022 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Мартыновой И.В.,
при секретаре Хлебниковой М.В.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Федоровой И.Г.,
представителя ответчика Саитовой Е.С., действующей на основании доверенности от 10 января 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Можга» об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми отходами производства и потребления,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Можга» об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми отходами производства и потребления.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией муниципального образования «Город Можга» законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что в нарушение статей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» ответчиком не принято решение о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская Республика, город Можга, улица Бабкина, около дома № 103, координаты 56,443381 (северной широты), 52,180995 (восточной долготы). Данный адрес не включен в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по организации сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей города, негативного воздействия на природную среду, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду.
На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчика в срок до 31 декабря 2024 года разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская Республика, город Можга, улица Бабкина, около дома № 103, координаты 56,443381 (северной широты), 52,180995 (восточной долготы), включить данный адрес в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов.
В судебном заседании помощник прокурора Федорова И.Г. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Можга» Саитова Е.С. в судебном заседании по существу заявленных исковых требований об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми отходами производства и потребления не возражала.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
22 августа 2022 года Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования «Город Можга» законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон «Об окружающей среде») отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из Устава муниципального образования «Город Можга» следует, что к вопросам местного значения города Можги как городского округа относятся, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 статьи 8).
Таким образом, из названных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского поселения.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28 января 2021 года на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПин 2.1.3684-21).
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика Администрации муниципального «Город Можга» Саитова Е.С. не оспаривала, доказательств исполнения требований вышеуказанного законодательства не представила.
Принимая во внимание, что действующим законодательством создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к Администрации муниципального образования «Город Можга» по проведению мероприятий об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми отходами производства и потребления.
С учетом характера спора, объема действий, которые необходимо совершить для восстановления нарушенного права, мнения участников процесса, суд полагает возможным определить для исполнения срок, предложенный прокурором.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Можга» об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми отходами производства и потребления – удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Город Можга» (ИНН 1830003120) в срок до 31 декабря 2024 года разработать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская Республика, город Можга, улица Бабкина, около дома № 103, координаты 56,443381 (северной широты), 52,180995 (восточной долготы), включить данный адрес в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 7 октября 2022 года.
Председательствующий судья Мартынова И.В.