Дело № 2-118/2020
72RS0008-01-2020-000071-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Заводоуковск 31 марта 2020 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Дмитриевой М.Ю.,
при секретаре Топорковой И.В.,
с участием:
истца прокурора Мусаиповой Э.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-118/2020 по иску Заводоуковского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к С.А.А. о прекращении права собственности на охотничье гладкоствольное ружье и утилизации ружья,
у с т а н о в и л:
Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к С.А.А. (далее ответчик) о прекращении права собственности на охотничье гладкоствольное ружье. Требования мотивированы тем, что Заводоуковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона «Об оружии» по обращению МО МВД РФ «Заводоуковский». С.А.А., ... года рождения является владельцем охотничьего гладкоствольного ружья марки .... ... С.А.А. получено разрешение на право хранения и ношения гладкоствольного ружья марки ... со сроком действия до 28.11.2016. 30.01.2017 года в связи с отсутствием законных оснований для хранения данного оружия оно было изъято у ответчика сотрудниками МО МВД РФ «Заводоуковский» и передано на хранение в оружейную комнату, где и хранится до настоящего времени. Комиссией МО МВД РФ «Заводоуковский» на основании акта от 26.06.2019 года проведен осмотр технического состояния оружия. Согласно акта осмотра технического состояния вооружения и боеприпасов от 26.06.2019 года, охотничье гладкоствольное ружье – ... признано технически неисправным. С.А.А. по вопросу возврата оружия в МО МВД РФ «Заводоуковский» не обращался. По правовому обоснованию требований, ссылаясь на ст. ст. 1112, 1151, 1152, 1154 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 г. №150-ФЗ, ст. 2 Федерального закона РФ от 03.07.2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ», п. 79, 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», прокурор, с учетом изменения и уточнения в последующем исковых требований, просит:
Прекратить право собственности С.А.А., ... года рождения на охотничье огнестрельное оружие – ...
Обязать МО МВД России «Заводоуковский» передать охотничье огнестрельное оружие – ... в Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тюменской области для утилизации (уничтожения).
Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тюменской области произвести утилизацию (уничтожение) охотничье огнестрельное оружие – ....
В судебном заседании старший помощник Заводоуковского межрайонного прокурора Мусаипова Э.Ж. поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Ответчик С.А.А., представитель третьего лица МО МВД РФ «Заводоуковский», представитель третьего лица Управления Росгвардии по Тюменской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.52, 54, 57, 55, 53), в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, ответчик с иском согласен, третьи лица возражений по иску не имеют.
В соответствии с ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся ответчика, третьих лиц.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд считает иск Заводоуковского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.3 ст. 35 Конституции РФ, лишение физического или юридического лица вопреки его воле принадлежащего ему имущества возможно только в силу судебного решения.
Оружие относится к числу объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ч.2 ст.129 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ)).
Согласно ст.22 Федерального Закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии), хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
На основании ст. 13 Закона об оружии право на приобретение охотничьего оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
Гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст.9, 12, 13 Закона об оружии продление срока действия разрешения на право хранения и ношения гражданского оружия осуществляется на основании заявления, подаваемого гражданином.
В соответствии с п. 79 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 (ред. от 08.11.2014) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органом. Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел в порядке, установленных Министерством внутренних дел РФ.
Хранение огнестрельного оружия с нарушением установленных требований нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность общественного порядка и может привести к утере контроля за изъятым оружием.
В соответствии с п. 82 указанного Постановления Правительства РФ, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензию на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно п. 83 указанного Постановления Правительства РФ, Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии с пп.2 п.2 ст. 235 ГПК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п.1). В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (п.2). Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п.3).
Как установлено из материалов дела и не оспаривается сторонами, С.А.А. владелец охотничьего гладкоствольного ружья ..., разрешение РОХА ... выдано 28.11.2011 года сроком до 28.11.2016 года. Указанное оружие в связи с нарушением сроков перерегистрации огнестрельного оружия изъято и передано на хранение по квитанции № 15 от 30.01.2017 года в МО МВД РФ «Заводоуковский» 1.02.2017 года. Симонову А.А. направлено уведомление 29.05.2019 года о совершении действий по распоряжению дальнейшей судьбой оружия, которое ответчиком оставлено без внимания (л.д. 9-13, 12).
Согласно акту технического состояния вооружения и боеприпасов от 26.06.2019 года (л.д.14-16), представленное ружье ..., находится в неисправном техническом состоянии: частичная коррозия стволов; наличие царапин и сколов на наружной части ствола. К дальнейшей эксплуатации непригодно и подлежит уничтожению.
Постановлением №72Д00013710 по делу об административном правонарушении от 01.02.2017 г. (л.д. 49) С.А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 208 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Установлено, что 30 января 2017 года в 18 час. 45 мин. гражданин С.А.А. находясь по ..., нарушил установленные правила хранения охотничьего гладкоствольного оружия ... ..., хранил оружие по просроченному решению РОХа ..., срок действия которого истек 28.11.2016 года.
Таким образом, судом установлено, что С.А.А. не продлено разрешение на хранение и ношение оружия, которое было изъято у ответчика 30.01.2017 года и хранится до настоящего времени в МО МВД РФ «Заводоуковский». В течение года после изъятия оружия и до настоящего времени ответчиком не предпринято мер для его возврата, а также мер, направленных на передачу или реализацию оружия лицу, имеющему право на его хранение и ношение, следовательно, он не может на законных основаниях владеть, пользоваться и распоряжаться данным оружием.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о прекращении за ответчиком права собственности на гладкоствольное ружье ..., а оружие, в соответствии с п.83 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» - подлежит уничтожению.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено в суд доказательств исправности ружья ..., с иском ответчик согласен.
Согласно ст.28 ФЗ от 13.12.1996г. №150 –ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно п.21 ст.12 ФЗ от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности в том числе, участвовать в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, изымать оружие, принадлежавшее умершему собственнику, уничтожать оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изъятые полицией по уголовным делам.
Суд, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, признает иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и пд.8 п.1 ст.333.20 Налогового Кодекса РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с ответчика С.А.А. в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 192 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к С.А.А. о прекращении права собственности на охотничье гладкоствольное ружье и утилизации ружья, удовлетворить.
Прекратить право собственности С.А.А., ... года рождения на охотничье гладкоствольное оружие – ....
Обязать МО МВД России «Заводоуковский» передать охотничье гладкоствольное оружие – ... в Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тюменской области для утилизации (уничтожения).
Обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тюменской области произвести утилизацию (уничтожение) охотничьего гладкоствольного оружия – ....
Взыскать с С.А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение сторонами может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, принесения представления в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья М.Ю.Дмитриева
Мотивированное решение составлено 6.04.2020 года.