Дело № 2-463-2013
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г.Губаха 17.06.2013 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,
при секретаре Никулиной Н.Б.,
с участием помощника прокурора г.Губаха Псаревой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» об обязании провести инвентаризацию водопроводных сетей и принять меры к постановке их на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора. - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в лице Губахинского отдела,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Губаха обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа «Город Губаха» об обязании в срок до 01.08.2013 года провести инвентаризацию водопроводных сетей, расположенных по адресу: Пермский край, г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, и в срок до 01.09.2013 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке этих водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, указав, что проведенной прокуратурой г.Губаха проверкой установлено, что на территории Губахинского городского округа находятся бесхозяйные сети водоснабжения, расположенные по адресу: г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, которые обеспечивают водоснабжение 14 частных жилых домов. Это подтверждается информацией, представленной администрацией городского округа, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п.Углеуральский, Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в Пермском крае, согласно которой данные сети собственника (балансодержателя) не имеют. Законодательством не предусмотрены другие участники гражданского оборота, кроме органов местного самоуправления, имеющие право подать заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества. Однако, несмотря на внесенное 22.10.2012 года прокуратурой г.Губаха в адрес администрации Северо-Углеуральского городского поселения представление об устранении нарушений законодательства о собственности, указанные сети водоснабжения до сих пор не поставлены на учет как бесхозяйные. Непринятие их в муниципальную собственность нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Псарева С.Г. исковые требования поддержала по указанным в иске обстоятельствам, дополнив, что ссылки представителя ответчика на возведение спорного водопровода по инициативе и за счет жителей являются неосновательными, поскольку право собственности на это сооружение ни за кем не зарегистрировано, следовательно, этот водопровод является бесхозяйным. Так как данный водопровод служит для водоснабжения населения, а согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения относится к вопросу местного значения городского округа, то в силу п.3 ст.225 ГК РФ ответчик обязан обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии этого бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, ответчик является правопреемником администрации Северо-Углеуральского городского поселения, которая в ответ на представление прокурора сообщила о намерении подготовить и передать в уполномоченный орган документы для постановки спорного водопровода на учет как бесхозяйного имущества.
Представитель администрация городского округа «Город Губаха» Мальцева Н.С. исковые требования не признала, мотивируя тем, что согласно п.3 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ осуществляет права собственника только в отношении муниципального имущества, поэтому на него не может быть возложена обязанность по инициированию регистрационных действий в отношении спорного водопровода, который, исходя из материалов дела, проложен по инициативе граждан и за их счет, то есть самовольно. Кроме того, пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено право, но не обязанность органов самоуправления обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, этот вопрос решается органом самоуправления самостоятельно, что соответствует Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580. Это же следует и из содержания пункта 3 статьи 218 ГК РФ, который предусматривает право (но не обязанность) приобрести право собственности на бесхозяйное имущество.
Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю Коняева Л.Р., извещенная о месте и времени судебного заседания, сообщила об отсутствии возражений на заявленные требования и ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 225 (п. 1, 2, 3) Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйныенедвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пунктам 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органов местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества
В соответствии с пунктом 31 указанного Положения и пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества осуществляется по истечении года со дня принятия на учет этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда. В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета с момента государственной регистрации права муниципальной собственности.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 указанного Федерального закона (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч.4) в собственности муниципальных образований может находиться указанное в этой статье имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В пункте 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 Федерального закона №416-ФЗ указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В судебном заседании установлено, что на территории Губахинского городского округа находятся сети водоснабжения, расположенные по адресу: г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, которые непосредственно присоединены к муниципальной водопроводной сети п.Углеуральский и обеспечивают водоснабжение 14 частных жилых домов, однако соглашения о передаче этих водопроводных сетей эксплуатирующей организации не имеется. По информации администрации городского округа, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п.Углеуральский, Министерстава по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае данные сети не имеют собственника (балансодержателя), что препятствует их содержанию и обслуживанию в соответствии с требованиями градостроительного и санитарного законодательства.
Это подтверждается, кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.
Из ответа администрации городского округа «Город Губаха» № СЭД-01-12-2-1309 от 24.02.2013 года следует, что информацией о протяженности и техническом состоянии водопроводных сетей по ул.Луговая г.Губахи она не располагает, так как собственник сетей не определен, техническая инвентаризация не проводилась.
Из ответа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края № СЭД-П31-02-2-13-68 от 25.04.2013 года следует, что в реестре государственной собственности Пермского края не числятся водопроводные сети, расположенные по адресу: ул.Луговая п.Углеуральский г.Губаха Пермского края.
Из информации Федерального Агентства по управлению государственным имуществом № 01-8065-13 от 30.04.2013 года следует, что водопроводные сети, расположенные по адресу: Пермский край, г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, по состоянию на 29.04.2013 года в реестре федерального имущества с указанными характеристиками не учтены.
Из ответа ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» №155 от 30.04.2013 года следует, что сведений о зарегистрированных правах на водопроводные сети, расположенные по адресу: Пермский край г.Губаха п.Углеуральский ул.Луговая, не имеется.
Из информации Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю № 04-186-13 от 29.04.2013 года следует, что в регистрирующий орган документы о постановке на бесхозяйный учет сооружения - водопроводные сети, расположенные по адресу: Пермский край, г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, не предоставлялись.
Из письма МУП «Жлищно-коммунальное хозяйство» п.Углеуральского от 10.10.2012 года следует, что жилые дома, расположенные по адресу: ул.Луговая,14а, 7; ул.Вокзальная,15,17,19; ул.Ленина, 20, находятся в частном секторе и являются бесхозяйными, так как в частном секторе принадлежащих МУП «ЖКХ» п.Углеуральского водопроводных сетей нет. 06.09.2012 года в адрес администрации Северо-Углеуральского городского поселения конкурсным управляющим МУП «ЖКХ» п.Углеуральского направлено уведомление об отключении бесхозяйных водопроводных сетей и возможности последующего их подключения после определения балансодержателя и получения технических условий на подключение с установкой приборов учета. Ответ с указанием балансодержателя не поступал, сведениями о принятии мер к постановке бесхозяйных водопроводных сетей на учет МУП «ЖКХ» п.Углеуральского не располагает. В связи с введением в отношении МУП «ЖКХ» п.Углеуральского процедуры конкурсного производства несение расходов на содержание бесхозяйных водопроводных сетей, в том числе оплата потерь воды в указанных сетях МУП «ЖКХ» п.Углеуральского невозможно в силу положений, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Из информации МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п.Углеуральского от 22.10.2012 года №389 следует, что водопроводные сети по ул.Луговая являются бесхозяйными, на балансе МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п.Углеуральского не находятся. Дома № 7 и 14а частные, поэтому в управлении компании не находятся. Договора на оказание услуг водоснабжения и водоотведения с жителями не заключались. Оплата за потребленную воду производится по разовым квитанциям в кассу МУП «ЖКХ» по тарифу и нормативу, утвержденным региональной энергетической комиссией Пермского края. Прибор учета воды на данной водопроводной трубе отсутствует. Решение об отключении принято конкурсным управляющим М.Ю. Харчевниковым 06.09.2012 года. В случае отключения от центрального водоснабжения вышеуказанных домов администрации СУГП будет необходимо определиться с балансодержателем бесхозяйных водопроводных сетей, получить технические условия на подключение к центральному водоснабжению с обязательной установкой прибора учета.
В заявлении от 03.03.2013 года О. проживающего в доме №14а по ул.Луговая п.Углеуральский г.Губаха, указано, что 7 лет назад по инициативе и за счет жителей поселка был проложен водопровод по ул.Луговая, который впоследствии был отрезан от общей водопроводной сети.
Из информации МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п.Углеуральского от 18.04.2013 года № 164 следует, что водоснабжение поселка круглосуточное, в том числе по ул.Луговая. 29.01.2013 года выездной проверкой инспекции государственного жилищного надзора Пермского края установлено, что холодная вода в дом № 14 а по ул.Луговая подается. Балансодержатель водопроводных сетей данной улицы не определен. Информации о протяженности и техническом состоянии бесхозяйных водопроводных сетей нет.
В представлении от 22.10.2012 года прокурор г.Губаха потребовал от администрации Северо-Углеуральского городского поселения обратиться в Губахиский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет бесхозяйных участков водопроводных сетей, расположенных в частном секторе п.Углеуральский.
В ответ на это представление и.о главы администрации Северо-Углеуральского городского поселения 12.12.2012 года сообщил о том, что после получения информации из Территориального Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае администрацией будут подготовлены необходимые документы на водопроводные сети частного сектора п.Углеуральский, после чего эти документы будут переданы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что находящиеся на территории городского округа «Город Губаха» сети водоснабжения, расположенные по адресу: г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, которые непосредственно присоединены к муниципальной водопроводной сети п.Углеуральский и предназначены для водоснабжения 14 частных жилых домов, являются бесхозяйными, так как не имеют собственника, соглашения о передаче этих водопроводных сетей эксплуатирующей организации не имеется, что препятствует их содержанию и обслуживанию в соответствии с требованиями градостроительного и санитарного законодательства, поскольку обязанности по их обслуживанию и обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния, своевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации на кого-либо не возложены.
Так как обязанность органов местного самоуправления по организации надлежащего водоснабжения прямо предусмотрена действующим законодательством (п.3, 4 ч. 1 ст. 16, п.4.3 ст.17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.6, ч.5 ст.8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), а ответчиком обязанность по организации водоснабжения с использованием спорных водопроводных сетей надлежащим образом не исполнена, то необходимо обязать ответчика принять меры по ее реализации путем проведения инвентаризации спорных водопроводных сетей и обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке этих водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в целях последующего признания права муниципальной собственности на эту вещь в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ и ч.5 ст.8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Возражения ответчика о том, что данные сети являются самовольной постройкой, суд отвергает, так как при проверке представленных прокурором сведений в отношении спорного участка водопроводных сетей ответчик не предпринял никаких действий, предусмотренных абз.2 п.2 ст.222 ГК РФ. Кроме того, указанное обстоятельство само по себе не препятствует признанию за ответчиком права собственности на спорный водопровод в силу абз. 2 п.3 ст. 222 ГК РФ
Учитывая, что Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года №580, не определен срок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества в уполномоченный орган, суд, в целях обеспечения интересов граждан, считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в соответствии с заявленными требованиями, поскольку разумность этого срока ответчиком не оспаривается.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» в срок до 01.08.2013 года провести инвентаризацию водопроводных сетей, расположенных по адресу: Пермский край, г.Губаха, п.Углеуральский, ул.Луговая, и в срок до 01.09.2013 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке этих водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья