№2-448/17 подлинник
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 16 января 2017 г.
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Хвалько О.П.
при секретаре – Мочаловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах Бень ФИО16 к Министерству образования Красноярского края об обязании произвести выплату единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Курагинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Бень В.М. с иском к Министерству образования Красноярского края об обязании произвести выплату единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района была проведена проверка по соблюдению законодательства о защите прав несовершеннолетних, в ходе которой установлен факт нарушения прав опекуна Бень В.М. на получение единовременного пособия при передаче несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.
Постановлениями администрации Курагинского района от ДД.ММ.ГГГГ №№-п, 584-п ФИО1 назначена опекуном над малолетними ФИО3 и ФИО14 Алёной. При передаче детей под опеку единовременное пособие опекуну не назначалось и не выплачивалось. Решением Курагинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ родители вышеуказанных подопечных ФИО5 и ФИО2 лишены родительских прав. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Красноярского края опекуну Бень В.М. в выплате единовременного пособия было отказано в связи с пропуском срока, установленного частью 1 статьи 17.2 Федерального закона № 81-ФЗ.
Вместе с тем, опекун Бень В.М. по уважительной причине не реализовала вовремя право на обращение за назначением пособия, в период течения срока она занималась сбором необходимых документов, кроме этого отсутствует вина материального истца в том, что решение о лишении родительских прав родителей малолетних подопечных было вынесено после окончания 6-ти месяцев дня установления опеки, кроме того, решение суда вступило в законную силу по истечении указанного срока.
Полагая, что отказ в выплате единовременного пособия является незаконным, прокурор Курагинского района Красноярского края в судебном порядке просит обязать Министерство образования Красноярского края выплатить Бень В.М. единовременное пособие при передаче детей на воспитание в семью из расчета на 2-х детей с учетом индексации в размере ФИО17
В судебном заседании помощник прокурора железнодорожного района г.Красноярска Самусева Т.А., действующая по поручению прокурора Курагинского района Красноярского края, изложенные в иске требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Материальный истец Бень В.М., надлежаще уведомленная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, об отложении слушания по делу не просила.
Ответчик Министерство образования Красноярского края, уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ранее от представителя ответчика Шрайнер Н.Б. поступили возражения на исковое заявление, согласно которым министерство образования Красноярского края исковые требования не признало, указав на то, что право на единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Пособие выплачивается Министерством на основании обращения заявителя, которое поступило не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012н. В связи с тем, что опека над несовершеннолетними ФИО3 и ФИО14 Алёны установлена ДД.ММ.ГГГГ на основании постановлений администрации Курагинского района Красноярского края №-п, №-п, а заявление о выплате единовременного пособия написано ДД.ММ.ГГГГ, Министерством отказано Бень В.М. в назначении и выплате единовременного пособия, так как с момента назначения опеки и до момента ее обращения о выплате единовременного пособия прошло более 6 месяцев, что превышает срок, установленный действующим законодательством для назначения и выплаты единовременного пособия. На основании изложенного, сторона ответчика просила в удовлетворении искового заявления отказать.
Выслушав помощника прокурора Железнодорожного района г.Красноярска – Самусеву Т.А., исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Пунктом 3.49 Постановления Правительства Красноярского края от 23.12.2014 N 641-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 706-п "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Красноярского края" на Министерство возложена обязанность по осуществлению назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Пунктом 1 Постановления Правительства Красноярского края от 30.04.2015 года № 200-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 706-п "Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Красноярского края" в заголовке, пункте 1 слова «и науки» исключены.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Красноярского края.
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Пособия назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью на основании п.1 ст. 17.2 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
По смыслу приведенной выше нормы закона, шести месячный срок для обращения опекуна за назначением и выплатой единовременного пособия надлежит исчислять с момента принятия соответствующим органом решения о передаче ребенка под опеку.
Судом в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением администрации Курагинского района от ДД.ММ.ГГГГ №-п и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО4 назначен опекуном несовершеннолетних ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предварительно сроком на 4 месяца, так как мать детей ФИО5 решением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, отец ФИО6 уклоняется от исполнения родительских прав.
Постановлениями администрации Курагинского района от ДД.ММ.ГГГГ № -п и 859-п ФИО4 назначен опекуном несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3.
Бень А.С. обратился в Курагинский районный суд с исковым заявлением о лишении родительских прав ФИО5 и ФИО2, решением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Бень А.С. оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Красноярского краевого суда ДД.ММ.ГГГГ решение Курагинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Постановлениями администрации Курагинского района от ДД.ММ.ГГГГ № и № ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3.
Заочным решением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Красноярского письмом № отказало Бень В.М. в назначении и выплате единовременного пособия, мотивировав пропуском шести месячного срока с момента установления опеки над несовершеннолетними детьми, подлежащего исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, а именно с момента вынесения Постановлений об установлении опеки, в то время как заявление Бень В.М. датировано ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд не может согласиться с отказом Министерства образования Красноярского края в назначении и выплате Бень В.М. единовременного пособия в силу следующего.
Как следует из жалобы Бень В.М. адресованной прокурору Курагинского района Красноярского края, а также существа предъявленного в суд иска, при вынесении ДД.ММ.ГГГГ администрацией Курагинского района Красноярского края Постановлений об установлении опеки над несовершеннолетними, ей как опекуну не было разъяснено право на подачу заявления о назначении и выплате причитающихся социальных выплат в виде единовременного пособия и пособия на содержание несовершеннолетних детей. При этом сами Постановления также не содержат указаний на назначение опекуну соответствующих выплат.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015), установление опеки или попечительства над несовершеннолетним не всегда свидетельствует о том, что несовершеннолетний утратил родительское попечение и в связи с этим имеет право на получение мер государственной поддержки.
Федеральный законодатель, определяя опеку (попечительство) в качестве одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов и закрепив в п. 3 ст.148 СК РФ общее правило о праве таких детей на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, предусмотрел из этого правила исключение. Так, в случае, если родители ребенка подали в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, такая опека или попечительство не сопровождаются выплатой денежных средств (п 3 ст.148 СК РФ, ч.1 ст.13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
На основании п.1 ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п.1 ст.145 СК РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент установления над детьми опеки) закреплено, что к числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Из содержания приведенных норм во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 31 ГК РФ, ч.3 ст.13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" следует, что основаниями, позволяющими отнести ребенка к категории детей, оставшихся без попечения родителей, служат такие обстоятельства, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость в связи с этим осуществления государством защиты его прав и интересов, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке. При этом федеральный законодатель исключил лиц, находящихся под опекой или попечительством по заявлению родителей, из категории лиц, пользующихся финансовой поддержкой со стороны государства (п. 3 ст.148 СК РФ).
Основанием для установления ДД.ММ.ГГГГ опеки над ФИО3 и ФИО2, послужило то, что мать детей ФИО5 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ была ограничена в родительских правах, а отец ФИО2 уклонялся от исполнения родительских обязанностей. При этом мать и отец детей на момент установления над ними опеки родительских прав лишены не были, а потому обязаны были нести расходы на содержание несовершеннолетних. Таким образом, при издании администрацией Курагинского района Красноярского края в июне 2015 года постановлений о назначении Бень В.М. опекуном ФИО2 и ФИО3, последние фактически не утрачивали родительского попечения.
По решению Курагинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ) ФИО5 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении дочерей ФИО3 и ФИО2, указанным решением несовершеннолетние были оставлены под опекой Бень А.С. и Бень В.М.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Бень В.М. обратилась за выплатой указанного пособия в установленный законом срок, который в данном случае надлежало исчислять с момента вступления решения Курагинского районного суда в законную силу.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее. Статья 17.2 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.
В этой связи требование иска об обязании Министерство образования Красноярского края произвести выплату единовременного пособия при передаче детей в семью суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходит также из того, что шестимесячный срок, установленный для обращения за назначением пособия после издания ДД.ММ.ГГГГ администрацией Курагинского района Красноярского края постановлений об установлении опеки, был пропущен истицей по уважительным причинам, на что указано судом выше. Сам по себе формальный пропуск срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения Бень В.М. права на получение такого пособия, поскольку установленный срок не является пресекательным.
Положениями ст. 12.2 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере ФИО18
В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Размер единовременного пособия при передаче ребенка в семью в силу ст.4.2 настоящего Закона подлежит индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ (в ред. от 14.12.2015) «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с 1 февраля 2016 года осуществлена индексация на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона размером индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом № 81-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 N 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсаций» с 1 февраля 2016 года установлен размер индексации 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ.
Таким образом, размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, с учетом индексации с 01.02.2016 года составляет ФИО19 на одного ребенка.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н утвержден порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, что предусмотрено п.38 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени единый нормативный правовой акт, устанавливающий размеры районного коэффициента к заработной плате работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и работающих в организациях, финансируемых их средств федерального бюджета, Правительством Российской Федерации не принят.
Согласно ст. 148 ТК РФ, ст. ст. 10,11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановлением администрации Красноярского края N 393-П от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", лицам, работающим на территории Курагинского района Красноярского края установлен единый районный коэффициент в размере – 30%.
При установленных по делу обстоятельствах размер единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью для Бень В.П., с учетом районного коэффициента – 1,3, составит: ФИО20 х 1,3 = ФИО21, что на двух детей составит ФИО22( ФИО23х2) и в указанной сумме подлежит выплате ФИО1
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Министерство образования Красноярского края произвести за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, в пользу Бень ФИО25 выплату единовременного пособия при передаче детей на воспитание в семью в размере ФИО24.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.
Мотивированное решение составлено 20 января 2017 года.
Судья Хвалько О.П.