Адм. дело № 5-326/2021
УИД: 21RS0023-01-2021-000688-57
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 февраля 2021 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Ермолаева Т.П., рассмотрев материал об административном правонарушении, в отношении Данилова Алексея Вячеславовича, дата года рождения, урож. ------, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес,
установил:
На основании определения заместителя начальника ОП № 2 по г. Чебоксары о передаче дела об административном правонарушении в Ленинский районный суд г. Чебоксары поступил административный материал в отношении Данилова А.В., из которого следует, что дата в ------ час. ------ мин. указанный гражданин принял участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга на адрес, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст. ст. 6, 17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».
По данному факту в отношении него дата составлен протокол об административном правонарушении по ч.5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании Данилов А.В. виновным себя не признал, пояснив суду, что принимал участие в митинге, но при этом ничего не нарушал.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п. 3).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Обязанности участника публичного мероприятия установлены частью 3 статьи 6 данного Федерального закона, согласно которой участник обязан выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3).
Как следует из материалов дела, уведомлений о публичном мероприятии дата в администрацию города Чебоксары не поступало, никакие публичные мероприятия на указанную дату не были согласованы.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Вина Данилова А.В. в совершении данного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, протоколом о доставлении; в совокупности подтверждающими, что дата в ------ час. ------ мин. Данилов А.В. принял участие в несогласованном с администрацией г.Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга на адрес,, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст. ст. 6, 17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях». Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Достоверность и допустимость представленных суду доказательств сомнений не вызывает, поскольку они последовательны, непротиворечивы
В судебном заседании Данилов А.В. факт участия в данном митинге не оспаривал, но полагал, что его действия не образуют состава вмененного ему административного правонарушения.
Право на свободу собраний, закрепленное в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции, как указал Европейский Суд по правам человека, может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
В данном же случае публичное мероприятие проходило на центральных улицах города Чебоксары, нарушило права других лиц на свободное передвижение по данным улицам и их право на отдых в выходной день, а в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и введенным с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения на территории Чувашской Республики режимом повышенной готовности и запретом на проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий (Распоряжение Главы ЧР от 18.03.2020 N 113-рг), создавало непосредственную угрозу жизни и здоровью окружающих.
Учитывая данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, который в пределах годичного срока уже привлекался к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, отсутствие смягчающих вину обстоятельств, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, полагаю, возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ,
постановил:
Признать Данилова Алексея Вячеславовича, дата года рождения, урож. ------, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Чувашской Республике (ОП № 2 по г. Чебоксары), КПП 213001001, ИНН 2128015830, ОКТМО 97701000, расчетный счет 40101810900000010005 в Отделение НБ Чувашской Республики г.Чебоксары, БИК 049706001, КБК 18811601201019000140, УИН 18880021210257426363, наименование платежа – штраф.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья Т.П. Ермолаева