Председательствующий по делу дело №
Судья Пахатинский Э.В.
(дело в суде первой инстанции № 2-521/2020,
УИД 75RS0015-01-2020-000518-13)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
и судей краевого суда Жилинского А.Г., Комковой С.В.
при секретаре Балагуровой А.Г.
с участием прокурора Вециной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 августа 2020 г. гражданское дело по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края к Стратинскому С. С.чу о расторжении договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда, признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета
по апелляционной жалобе истца Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 26 мая 2020 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края к Стратинскому С. С.чу о расторжении договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда, признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета отказать.
Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – Департамент) обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 31 декабря 2013 г. между Министерством территориального развития Забайкальского края и Стратинским С.С. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. По условиям данного договора, Стратинскому С.С. передано во владение и пользование жилое помещение, по адресу: <адрес> площадью 31,9 кв.м., находящееся в собственности Забайкальского края, срок договора по 31 декабря 2018 г. Стратинский С.С. в квартире не проживает, соседи не знают о месте его нахождения, коммунальные услуги не оплачивает, сохранность помещения не обеспечивает, то есть в данном жилом помещении не нуждается. Квартира находится в ненадлежащем техническом состоянии, доступна для посторонних. Действиями ответчика нарушены права других детей-сирот, нуждающихся в государственном обеспечении жилыми помещениями и состоящих в очереди на предоставление жилых помещений.
С учетом уточненных требований, Департамент просил расторгнуть договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда №, заключенный <Дата> между Министерством территориального развития Забайкальского края и Стратинским С.С., в отношении указанной квартиры, признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, снять с регистрационного учета по указанному адресу (л.д.2-4, 61).
Определениями суда от 8 апреля 2020 г., 13 мая 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, ОВМ ОМВД России по г.Краснокаменску (л.д.54,64).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.80-82).
В апелляционной жалобе представитель истца Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по доверенности Ракитина И.А., просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении требований. Выражает несогласие с выводом суда о временном не проживании ответчика в спорном жилом помещении, об ошибочном толковании норм статьи 71 и части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку обстоятельства по существу заявленных требований не свидетельствуют о вынужденном и временном характере выезда ответчика из жилого помещения, а подтверждают его отказ от права пользования жилым помещением. С самостоятельными требованиями о выселении ответчика из занимаемого жилого помещения истец не обращается ввиду того, что Стратинским С.С. квартира фактически брошена, он намеренно в одностороннем порядке отказался от пользования жилым помещением, от исполнения условий договора найма специализированного жилого помещения, препятствия в пользовании жилым помещением у ответчика отсутствуют. Принятое решение позволит ответчику безнаказанно злоупотреблять правами, брошенная квартира становится объектом посещения асоциальных лиц, что ставит под угрозу жизнь и здоровье иных жильцов (л.д.90-94).
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Краснокаменского межрайонного прокурора Цыренова Б.Ч. просит решение отставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д.106).
В суд апелляционной инстанции ответчик не явился, третьи лица своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав объяснения представителя истца по доверенности Ракитиной И.А., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Вециной Т.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 98.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 10.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-3, 5 статьи 100 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 101 Жилищного Кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ с 1 января 2019 г., договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;
2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
В соответствии с частью 5 статьи 103 Жилищного Кодекса Российской Федерации при расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31 декабря 2013 г. Министерство территориального развития Забайкальского края (наймодатель) и Стратинский С.С. (наниматель) на основании распоряжения Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 18 декабря 2013 г. № 860-р заключили договор № 127 найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности Забайкальского края, состоящее из квартиры общей площадью 31,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Краснокаменск, д.106, кв.80 для временного проживания в нем (пункт 1).
Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании распоряжения Министерства территориального развития Забайкальского края от 16 декабря 2013 г. № 413-р (пункт 3).
Срок действия договора составляет 5 лет – с 31 декабря 2013 г. по 31 декабря 2018 г. (пункт 4). По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договора найма специализированного жилого помещения может быть заключен с нанимателем однократно на новый 5-летний срок (пункт 5).
Пунктом 16 данного договора предусмотрено, что расторжение настоящего договора по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи; систематического нарушения нанимателем или членами его семьи прав и законных интересов соседей; использования нанимателем или членами его семьи жилого помещения не по назначению (пункт 16) (л.д. 5-9).
10 июля 2019 г. и 13 января 2020 г. представителями Департамента составлены акты проверки условий договора, в соответствии с которыми осмотреть квартиру по адресу: <адрес> не представилось возможным, входную дверь никто не открыл, со слов соседей квартира сдается в наем, нанимателя Стратинского С.С. не знают, задолженность за коммунальные услуги составляет 70 200,27 рублей (л.д. 24, 29).
Информационная справка обследования жилищно-бытовых условий от 25 мая 2020 г. содержит аналогичную информацию (л.д.74).
По результатам проверки соблюдения законодательства о сохранности жилья, выделенного лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам специализированного найма, прокуратура Забайкальского края 29 мая 2017г. за № 21-16-2017/101 направила руководителю Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края представление об устранении нарушений законодательства (л.д.18-20).
По данным управляющей компании УМП ЖКУ задолженность за жилье и коммунальные услуги на 4 октября 2018 г. составляет 79 670,27 рублей (л.д.22).
06 июля 2017 г. за исх. № 1092 в адрес Стратинского С.С. ГКУ «Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края» 6 июля 2017 г. направлено письмо о выявленных нарушениях – неисполнении ответчиком условий договора № 127 от 31 декабря 2013 г. по оплате образовавшейся задолженности за коммунальные услуги, недопустимости передачи прав пользования третьим лицам жилого помещения, обеспечении сохранности жилого помещения в том виде, в котором оно было предоставлено (л.д.23). Доказательств получения письма Стратинским С.С. материалы дела не содержат.
Согласно адресным справкам от 12 марта 2020 г., от 24 августа 2020 г., Стратинский С.С., <Дата> года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес> 21 марта 2016 г. (л.д. 37, 122).
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установил юридически значимые обстоятельства, и исходил из того, что указанные выше доказательства, вопреки мнению истца, факт добровольного отказа Стратинского С.С. от своих прав и обязанностей в отношении спорного жилого помещения не подтверждают, свидетельствуют о том, что отсутствие ответчика в жилом помещении носит временный характер. Доказательств иного истцом суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат. Факт бесхозяйственного отношения ответчика к жилому помещению материалами дела не подтвержден. Наличие задолженности по оплате квартиры, само по себе, не свидетельствует о том, что Стратинский С.С. не имеет интереса к судьбе жилого помещения. Вопрос о взыскании с ответчика задолженности по оплате жилого помещения в судебном порядке не разрешался, причины образования такой задолженности не выяснялись.
С выводом суда о том, что, заявляя требования о расторжении договора найма специализированного жилого помещения, признании утратившим право пользования жилым помещением, истец фактически заявляет о выселении ответчика без предоставления ему другого жилого помещения, что не соответствует части 5 статьи 103 Жилищного Кодекса Российской Федерации и является самостоятельным основанием для отказа в иске, судебная коллегия также соглашается.
Таким образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иной оценки доказательств по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 26 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: