Дело № 2-593/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Увельский Челябинской области 03 августа 2021 года
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гафаровой А.П.,
при секретаре Корепановой Т.П.,
с участием представителя истца Уфимцева В.В., представителя ответчика – Головой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уфимцевой О.В. к Администрации Увельского муниципального района об отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Уфимцева О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Увельского муниципального района об отмене распоряжения Главы Увельского муниципального района ФИО1 от 09 июня 2021 года № 151 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала на то, что с 01 июля 2014 года занимает должность начальника отдела ЗАГС Увельского муниципального района. За весь период работы добросовестно и надлежащим образом исполняла свои служебные обязанности. С 05 апреля 2021 по 30 апреля 2021 года Государственным комитетом по делам ЗАГС Челябинской области была проведена плановая проверка, по результатам которой были выявлены недостатки в работе отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района за периоды с 2018 по 2020 годы. Истцом были представлены письменные объяснения. Распоряжением главы Увельского муниципального района ФИО1 от 09 июня 2021 года № 151 в отношении истца были применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение пунктов 5.1, 5.12 раздела 5 должностной инструкции и пункта 2.2.1 трудового договора. С указанным распоряжением истец не согласна, указывает на то, что отсутствуют указания на конкретные нарушения, допущенные именно истцом. Полагает, что данное распоряжение издано с нарушением требований трудового законодательства, поскольку в нем не отражено конкретное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности, в чем выражается дисциплинарный проступок, какие требования трудового договора были нарушены истцом.
Истец Уфимцева О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела надлежаще извещена.
Представитель истца Уфимцев В.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Увельского муниципального района Голова Н.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО2 ФИО3 изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Распоряжением Администрации Увельского муниципального района № 74 от 25 апреля 2014 года Уфимцева О.В. назначена на должность муниципальной службы с 28 апреля 2014 года в отдел ЗАГС администрации Увельского муниципального района исполняющей обязанности начальника (л.д. 8).
Распоряжением Администрации Увельского муниципального района № 74 от 30 июня 2014 года Уфимцева О.В. назначена на должность муниципальной службы с 01 июля 2014 года в отдел ЗАГС администрации Увельского муниципального района начальника отдела (л.д. 9).
01 июля 2014 года между Администрацией Увельского муниципального района, в лице Главы района ФИО4 действующего на основании Устава, и Уфимцевой О.В. заключен трудовой договор № 15, в соответствии с которым Уфимцева О.В. принята на работу на должность начальника отдела ЗАГС. К указанному трудовому договору заключены дополнительные соглашения от 15 марта 2018 года, 31 января 2019 года 24 декабря 2020 года 01 июля 2014 года 11 января 2021 года 09 февраля 2021 года (л.д.10-12, 13, 14, 15, 16, 17).
В период с 05 апреля 2021 по 30 апреля 2021 года сотрудниками Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области была проведена плановая проверка по исполнению переданных государственных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния администрацией Увельского муниципального района Челябинской области, по результатам которой, были выявлены следующие недостатки:
-Акты приема – передачи документов отдела ЗАГС на время отсутствия начальника отдела ЗАГС не утверждаются в установленном порядке;
-А должностных инструкциях муниципальных служащих отдела ЗАГС не закреплено: «ответственность за хранение и использование электронной цифровой подписи»;
-Отсутствует книга учета ежедневной выдачи бланков свидетельств начальником отдела специалистами для работы в течение дня;
-В книгах по учету бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния имеются случаи исправлений и подчисток, не заверенных в установленном порядке, а также отсутствие подписи заявителя о получении документа;
-В нарушение рекомендации Государственного комитета при учете испорченных бланков свидетельств в книге учета выдачи свидетельств номер испорченного свидетельства вклеен в графу 3 «серия и номер свидетельства», а должен быть вклеен в графу 7 «Примечание»;
-Не актуализированы внутренние нормативные документы, касающиеся информационной безопасности и защиты информации в соответствии кадровыми изменениями.
-В положение об отделе ЗАГС в разделе «общие положения»:
1. в п. 11 Финансирование отдела не соответствует источникам финансирования;
2. в п. 14 структура и численность отдел ЗАГС не соответствует утвержденному штатному расписанию;
3. не указан юридический адрес отдела и фактический адрес отдела, вместо этого указано местонахождение;
4. сбита нумерация.
В разделе «основные задачи отдела» не закреплены следующие задачи:
1. обеспечение своевременной и полной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
2.формирование, систематизация, обработка, учет, хранение первых экземпляров записей актов гражданского состояния;
3. совершенствование мер по улучшению сохранности, поддержанию в актуальном состоянии фонда актовых книг и информационно –поисковой системы к нему, обеспечению научно – технической обработки записей актов гражданского состояния;
4.конвертация актовых записей для включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния;
5.организация и подготовка книг государственной регистрации актов гражданского состояния, для передачи в Государственный архив Челябинской области по истечению ста лет;
В разделе «Основные функции отдела ЗАГС» отсутствуют функции:
1. производит государственную регистрацию актов гражданского состояния производит в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
2. наполняет базу данных актов гражданского состояния на территории Увельского муниципального района на бумажных носителях и в электронной форме, а также использует автоматизированную систему обработки записей актов гражданского состояния для сокращения времени оформления документов и повышения их качества;
3. представляет в Государственный комитет в установленном порядке и по установленным формам отчеты о государственной регистрации актов гражданского состояния и деятельности отдела ЗАГС;
4. взаимодействует с Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг;
5. является удостоверяющим центром Единого портала государственных услуг.
В разделе «Ответственность сотрудников отдела ЗАГС» отсутствует пункт – «несет персональную ответственность за состояние антикоррупционной работы в отделе».
-Дата ознакомления с должностной инструкцией начальника отдела не соответствует дату утверждения;
-Бланки для ежедневной выдачи хранятся в кабинете начальника отдела в ящике рабочего стола;
-Гербовая печать хранится в кабинете начальника отдела в ящике рабочего стола;
-В нарушение рекомендаций Государственного комитета Учет выданных повторных свидетельств ведется в отдельном журнале.
-При оформлении корешков книг нарушена последовательность, установленная п. 8 Приказом Минюста России, Росархива от 29 ноября 2018 №233/181 «Об утверждении Порядка передачи органами записи актов гражданского состояния в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния на бумажных носителях»;
-В архиве хранятся посторонние предметы;
-Ключ от архивохранилища хранится ненадлежащим образом, не в сейфе;
-Актовые книги в архивохранилище хранятся не по видам, а в порядке сквозной нумерации, что создает неудобство в поиске;
-Следить за актуальностью сертификатов средств защиты информации;
-Проводить инструктажи сотрудников допущенных к обработке персональных данных не реже одного раза в квартал;
-Актуализировать внутренние нормативные документы, касающиеся информационной безопасности и защиты информации в соответствии с кадровыми изменениями;
-Делопроизводство не ведется в соответствии с утвержденной номенклатурой дел отдела.
-Утвердить график работы сотрудников отдела.
По результатам проверки оформлена Справка от 30 апреля 2021 года (л.д. 36-53).
17 мая 2021 года Уфимцева О.В. предоставила в администрацию Увельского района объяснение, в котором выразила несогласие с выводами, изложенными в справке по результатам проверки (л.д. 54-59).
Распоряжением Администрации Увельского муниципального района №151 от 09 июня 2021 года в отношении Уфимцевой О.В применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за нарушение пункта 5.1, 5.12 раздела 5 должностной инструкции, утвержденной 06 мая 2020 года, п. 2.2.1 трудового договора от 01 июля 2014 года № 15. Основанием для объявления выговора явилась справка от 29 апреля 2021 года (л.д.60).
Согласно абз. 17 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе, в виде выговора.
В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
Поскольку меры дисциплинарного воздействия - замечание, выговор и увольнение по соответствующей статье - имеют одно основание - совершение работником дисциплинарного проступка, на работодателе лежит обязанность доказать наличие законного основания наложения дисциплинарного взыскания и соблюдение установленного порядка его применения (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»), но и при применении иных предусмотренных законом мер дисциплинарного воздействия.
Таким образом, на работодателя в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации возлагается обязанность представить доказательства противоправных действий или бездействия и вины работника. При этом работодатель должен также представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарного взыскания, в действительности имело место.
Судом установлено, что основанием для издания распоряжения Администрации Увельского муниципального района № 151 от 09 июня 2021 года о применении к Уфимцевой О.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора явилась справка по результатам плановой проверки Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области.
Согласно вышеуказанному распоряжению Уфимцева О.В. нарушила п. 5.1, 5.12 раздела 5 должностной инструкции, утвержденной 06 мая 2020 года, п. 2.2.1 трудового договора от 01 июля 2014 года от 01 июля 2014 года № 15 (л.д. 60).
Из пункта 5.1 должностной инструкции начальника отдела ЗАГС администрации Увельского муниципального района, утвержденной 15 мая 2020 года следует, что начальник отдела ЗАГС несет ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение возложенных на отдел ЗАГС полномочий в пределах установленной компетенции (л.д. 18-28).
Пунктом 5.12 указанной должностной инструкции предусмотрена ответственность начальника отдела ЗАГС за несвоевременное выполнение приказов и поручений руководителей вышестоящих органов.
Согласно п. 2.2.1 трудового договора от 01 июля 2014 года от 01 июля 2014 года № 15 работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные действующим законодательством, данным трудовым договором, должностной инструкцией, другими локальными нормативными актами и распорядительными документами работодателя, а также выполнять иные распоряжения работодателя в рамках своей трудовой функции (л.д.10-12).
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО2 в судебном заседании пояснила, что является первым заместителем Главы Увельского муниципального района, курирующим, в том числе, работу отдела ЗАГС. Полагает, что применение к Уфимцевой О.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора является обоснованным, поскольку по результатам проверки были выявлены многочисленные нарушения. Подтвердила, что она не доводила до сведения Уфимцевой О.В. информация, изложенную в справке по результатам проверки за предшествующий период.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании указала на то, что является сотрудником отдела ЗАГС, Уфимцева О.В. ее непосредственный начальник. Пояснила, что выявленные в результате данной проверки недостатки действительно имелись, при этом они имелись и ранее, в период, когда Уфимцева О.В. находилась в отпуске по беременности и родам, и по уходу за ребенком. Полагает, что указанные нарушения не значительные и устраняются по мере возможности. Никаких нарушений прав граждан указанные в справке недостатки работы Отдела ЗАГС не повлекли.
Уфимцева О.В. мотивировала свои требования тем, что у ответчика отсутствовали основания для применения дисциплинарного взыскания, поскольку она добросовестно и надлежащим образом выполняла свои служебные обязанности. При этом, ответчик при издании распоряжения о примени дисциплинарного взыскания в виде выговора не указал конкретное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности, в чем выражается дисциплинарный проступок.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Уфимцевой О.В. о признании незаконными и отмене распоряжения Главы Увельского муниципального района ФИО1. от 09 июня 2021 года № 151 о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, исходя из того, что у ответчика отсутствовали основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, так как ответчиком не представлено доказательств наличия конкретных оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, а также доказательств тому, в чем выражается дисциплинарный проступок Уфимцевой О.В.
При этом суд учитывает, что как распоряжение от 09 июня 2021 года, так и справка по результатам проверки Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области от 29 апреля 2021 года не содержат указаний на конкретный проступок истца, не указано в результате каких виновных действий начальника Уфимцевой О.В. допущены изложенные в справке нарушения, за какими конкретными сотрудниками не осуществляла контроль истец, кто именно из сотрудников отдела не выполнил требования нормативно-правовых актов, изложенных в справке.
Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» при определении компенсации морального вреда должны учитывается требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Суд считает, что необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности влечет за собой значительные нравственные страдания работника. Суд, с учетом всех обстоятельств дела, степени нравственных страданий истца, считает разумным и справедливым взыскание компенсации морального вреда в размере 5000 рублей в пользу истца.
Согласно п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика в доход местно бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Уфимцевой О.В. к Администрации Увельского муниципального района об отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Главы Увельского муниципального района ФИО1 от 09 июня 2021 года № 151 о применении к Уфимцевой О.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Взыскать с Администрации Увельского муниципального района в пользу Уфимцевой О.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Взыскать с Администрации Увельского муниципального района в доход местно бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Гафарова
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.