Дело № 2а-873/2020
УИД 37RS0020-01-2020-001258-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тейково 16 ноября 2020 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Ломоносовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 2 по Ивановской области к Чегодаеву А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
МИФНС России № 2 по Ивановской области обратилась в Тейковский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит суд взыскать с Чегодаева А.Н. задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015 год в размере 2756,17 рублей, пени по транспортному налогу в размере 647,14 рублей, а всего взыскать 3403,31 рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что Чегодаев А.Н. являлся собственником автомобилей: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: №, 2008 года выпуска, в период с 11.02.2014 по 20.02.2015 года; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: №, 1998 года выпуска, в период с 11.12.2013 по 03.12.2014 года; а также <данные изъяты>, 1996 года выпуска, государственный регистрационный знак: №, в период с 11.10.2011 по 11.02.2014 года, на которые ему начислялся транспортный налог.
Чегодаеву А.Н. направлялись налоговые уведомления от 26.03.2015 № 399052, а также от 04.09.2016 № 101384313, в которых приведен расчет каждого налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки, количества месяцев владения имуществом, указана сумма налога, однако в установленные сроки налоги уплачены не были, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом на сумму недоимки начислены пени по транспортному налогу, размер которых составляет 647,14 рублей.
Административному ответчику направлялись требования о необходимости уплаты налогов от 27.10.2015 № 10756, от 14.11.2016 № 6798, от 14.11.2017 №3853, от 15.11.2017 № 6785. До настоящего времени оплата задолженности по взыскиваемым обязательным платежам от должника не поступила.
Одновременно административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, пропущенный в результате выявления задолженности в ходе проведения выверки конвертируемых баз по задолженности, хранящихся в информационных ресурсах прежних версий.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 2 по Ивановской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Чегодаев А.Н. заблаговременно извещен о месте и времени судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском налоговым органом срока обращения с иском в суд.
При указанных обстоятельствах, суд, принимая во внимание положения ч.2 ст. 289 КАС Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле по правилам, установленным статьями 60, 61, 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и предоставлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом из сведений, предоставленных РЭО ГИБДД МО МВД России «Тейковский», установлено, что Чегодаеву А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежат (принадлежали) следующие транспортные средства:
- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: №, 2008 года выпуска, в период с 11.02.2014 по 20.02.2015 года;
- <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: №, 1998 года выпуска, в период с 11.12.2013 по 03.12.2014 года;
- <данные изъяты>, 1996 года выпуска, государственный регистрационный знак: №, в период с 11.10.2011 по 11.02.2014 года (л.д. 40).
Следовательно Чегодаев А.Н. является плательщиком транспортного налога в отношении вышеуказанных транспортных средств.
В целях уплаты транспортного налога за 2014, 2015 год Чегодаеву А.Н. направлялись налоговые уведомления от 26.03.2015 № 399052, от 04.09.2016 № 101384313 (л.д. 11, 19), в которых приведен расчет налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, количества месяцев владения имуществом, указана сумма налога, подлежащая уплате.
В связи с тем, что налоги в установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплачены административным ответчиком не были, налоговым органом начислены пени по транспортному налогу, сумма которых в настоящее время с учетом частичной оплаты, составляет 647,14 рублей.
Согласно представленной выписки по лицевому счету по транспортному налогу, административный ответчик Чегодаев А.Н. не исполнил обязанность по уплате указанного вида налога в сроки, установленные налоговым законодательством.
Из содержания пунктов 1, 2 ст. 69 НК РФ следует, что при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет ему требование об уплате налога, которым извещает налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требованиями 27.10.2015 № 10756, от 14.11.2016 № 6798, от 14.11.2017 №3853, от 15.11.2017 № 6785 (л.д. 12, 15, 20, 23) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), Чегодаев А.Н. извещен о наличии задолженности по транспортному налогу и пени, и ему были предоставлены разумные сроки для погашения просроченной задолженности.
Обязанность по уплате транспортного налога на момент рассмотрения дела судом Чегодаевым А.Н. не исполнена. Доказательств обратному административный ответчик в нарушение положений ст. 62 КАС Российской Федерации суду не представил.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из материалов дела следует, что самое раннее требование об уплате налогов административный истец направил административному ответчику 27.10.2015 года, согласно которому Чегодаеву А.Н. предложено в срок до 28.01.2016 уплатить транспортный налог за 2014 год в сумме 2416,17 рублей, а также пени в сумме 278,43 рублей (л.д. 12).
На момент выставления требования об уплате транспортного налога от 14.11.2017 года № 3853, подлежавшего оплате до 22.01.2018 года, общая сумма налога и пеней, подлежащих взысканию с Чегодаева А.Н., превысила 3 000 рублей, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев, т.е. до 22.07.2018 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье налоговый орган в установленный срок не обратился, а с настоящим административным исковым заявлением обратился лишь 25.09.2020 года, то есть со значительным пропуском (более 2 лет) установленного ст. 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ срока для обращения в суд.
Одновременно с административным исковым заявлением истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.
Разрешая данное ходатайство, суд исходит из следующего.
Согласно части 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления о взыскании налога и пени может быть восстановлен судом.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
В обоснование уважительности причин пропуска срока административным истцом указывается на то, что задолженность была выявлена в результате выверки конвертируемых баз по задолженности, хранящихся в информационных ресурсах прежних версий. При этом, каких-либо доказательств в подтверждение указанному административным истцом не представлено. При таких обстоятельствах доводы истца об уважительности причин пропуска срока на подачу административного искового заявления суд считает неубедительными. Иные причины пропуска срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, которые суд мог бы расценить в качестве уважительных, административным истцом не указаны, доказательства наличия таких причин суду не представлено.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.
При этом суд также учитывает значительный период пропуска срока на обращение в суд, а также то, что к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым орган не обращался.
МИФНС России № 2 по Ивановской области является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В течение установленных законодательством сроков налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным и при обращении налогового органа в суд.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года №479-О-О, принудительное взыскание налога не может осуществляться за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд, принимая во внимание значительный период пропуска срока на обращение в суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления срока на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций с Чегодаева А.Н.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, невозможность восстановления пропущенного срока, в том числе по уважительной причине, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых МИФНС России № 2 по Ивановской области к Чегодаеву А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в связи с пропуском срока на обращение в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление МИФНС России № 2 по Ивановской области к Чегодаеву А.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Димитриенко Т.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 18 ноября 2020 года.