Судья Донгак А.А. № 9А-717/2022 (33а-1381/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 12 сентября 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Куулар В.О., рассмотрев частную жалобу административного истца Кужугет А.С. на определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 июля 2022 года о возвращении административного искового заявления Кужугет А.С. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Кызылу и Кызыскому району УФССП России по Республике Тыва Ооржак Р.Г., старшему судебному приставу отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Кызылу и Кызыскому району УФССП России по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛА:
Кужугет А.С. обратился с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Кызылу и Кызыскому району УФССП России по Республике Тыва Ооржак Р.Г., старшему судебному приставу отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Кызылу и Кызыскому району УФССП России по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и возложении обязанности устранить нарушения.
Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 июля 2022 года административное исковое заявление Кужугета А.С. возвращено на основании пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе административный истец Кужугет А.С. просит отменить определение судьи ввиду нарушения закона, указывая, что, не согласившись с определением судьи от 7 июля 2022 года об оставлении его иска без движения, в установленный судом последний день устранения недостатков в иске, а именно 20 июля 2022 года им подана частная жалоба, которая ему была возвращена ввиду ее подачи не через личный кабинет пользователя.
Изучив материалы административного иска и доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
Частная жалоба подаётся и рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьёй (часть 1 статьи 315 КАС РФ).
Оспариваемым определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Кужугета А.С. возвращено в связи с тем, что он не устранил недостатки, указанные в определении судьи от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении административного иска без движения, а именно: к административному иску не приложена копия административного иска административным ответчикам, а также отсутствуют сведения о направлении копии административного иска административным ответчикам.
С указанным определением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46, части 1 и 2).
Статьями 125, 126 и 220 КАС РФ установлены требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, соблюдение которых административным истцом необходимо для правильного разрешения судом административного дела.
Отсутствие сведений и документов, указанных в статьях 125 и 220 КАС РФ является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьёй 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Положения названной нормы регламентируют направление лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в зависимости от того, обладает административный истец государственными или иными публичными полномочиями либо нет. Для административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями, направление копий документов, является обязанностью, в то время, как для административного истца, не обладающего такими полномочиями, направление лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, является правом.
Административное исковое заявление и иные документы могут быть поданы в суд как на бумажном носителе так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (часть 2 статьи 45 КАС РФ).
Условия подачи документов в электронном виде установлены Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251 (далее - Порядок), пунктом 2.1.1 которого предусмотрено, что документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 4.6 названного Порядка в целях приобщения к судебному делу (производству) распечатываются: копия обращения в суд, поступившего в виде электронного образа документа или электронного документа; сведения о результатах проверки усиленной квалифицированной электронной подписи электронного документа, включая информацию об усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписан электронный документ; сведения о результатах проверки усиленной квалифицированной электронной подписи электронного образа документа, включая информацию об усиленной квалифицированной электронной подписи, которой подписан электронный образ документа; сведения о простой электронной подписи, которой заверен электронный образ документа.
При необходимости распечатываются и приобщаются на бумажном носителе к материалам судебного дела (производства) копии документов, поступивших в электронном виде.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», согласно пункту 1 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд обязан направить административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они не направлены им административным истцом.
Таким образом, вышеприведенные нормы не устанавливают обязанность лица в случае подачи им документов, в том числе административного иска в электронном виде, представлять его копии, а также копии приложенных к иску документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также лица, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, представлять уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ.
Как следует из содержания административного искового заявления, административный истец - Кужугет А.С. не является лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в связи с чем у суда отсутствовали основания для оставления административного искового заявления Кужугет А.С. без движения исключительно по мотиву того, что административный истец не представил копии административного искового заявления и документов по числу лиц, участвующих в деле, или уведомления их направления иным участникам. Иное означало бы ограничение доступа к правосудию.
В настоящем случае, с учетом подачи административного иска в виде электронной копии документа, возложенная на административного истца судом обязанность по предоставлению копии административного искового заявления и документов для административного ответчика является неоправданной, не может служить препятствием для принятия административного иска к производству с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также технической возможности распечатать направленный файл в нужном количестве экземпляров.
Таким образом, указанные в определении об оставлении административного иска недостатки административного искового заявления не могли являться основанием для оставления его без движения, а потом и для его возврата.
При таких обстоятельствах определение судьи о возвращении административного иска нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для принятия административного искового заявления Кужугета А.С. к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 июля 2022 года отменить и разрешить вопрос по существу.
Материал по административному иску Кужугет А.С. направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья В.О. Куулар