РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Герасимова Е.В. дело № 33 – 3044 / 2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 августа 2018 г. г.Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Яковлева Н.А., Теплинской Т.В.,
при секретаре Зининой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малязнова В.А. на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 04 апреля 2018 года, которым суд в иске Малязнова Владимира Александровича к Белякову Андрею Сергеевичу, ОСП Центрального района г.Калининграда, отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области о признании права собственности на автомобиль, отмене ограничений отказал.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малязнов В.А. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что 10 апреля 2015 г. между Беляковым А.С. (Продавец) и Малязновым В.А. (Покупатель) заключен договор № купли-продажи транспортного средства PEUGEOT 407, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак №. Согласно п. 2 договора отчуждаемое транспортное средства по настоящему договору принадлежит продавцу на праве собственности, что подтверждается паспортом транспортного средства. Согласно п. 4 договора продавец подтверждает, что транспортное не является предметом спора и не находится в розыске, утилизации, залоге, а также возлагает на себя ответственность за юридическую чистоту транспортного средства и всех передаваемых документов по данному договору. Договор также является актом приема - передачи автотранспортного средства. Перед совершением сделки он проверил автомобиль на наличие розыска, ограничений на регистрацию и других обременений с помощью онлайн-сервиса ГИБДД и в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества. На момент совершения сделки автомобиль в залоге не находился и ограничений на регистрационные действия в отношении автомобиля не было. В виду технических дефектов ходовой части, двигателя и электрики автомобиль был приобретен по цене 180 000 рублей. С целью дальнейшего ремонта автотранспортное средство было перемещено на автомобильную парковку и находилось там в период с сентября 2015 г. по февраль 2017 г. В целях использования автомобиля в личных целях истцом произведен профилактический ремонт автомобиля. При проверке наличия ограничений в отношении автомобиля после проведения ремонтно-восстановительных работ истец обнаружил, что наложены ограничения на регистрационные действия по исполнительным производствам в отношении бывшего собственника автомобиля Белякова А.С. поисполнительным производствам, возбужденным в ОСП Центрального района г. Калининграда и в ОСП по особым исполнительным производствам г. Калининграда. Указывает, что в настоящее время он является собственником автомобиля PEUGEOT 407, 2007 года выпуска, госномер № на основании договора купли- продажи транспортного средства № от 10 апреля 2015 г. Право собственности на автомобиль у него возникло 10 апреля 2015 г. на основании акта о приеме-передачи автомобиля на основании положений ч. 1 ст. 223 ГК РФ. Полагает что в осуществлении права владения, пользования и распоряжения имуществом он ограничен, так как не может зарегистрировать автомобиль в ГИБДД и использовать его по прямому назначению. Просит признать за ним право собственности на автомобиль PEUGEOT 407, VIN №, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак №, отменить ограничения в виде запрета на регистрационные действия по исполнительным производствам в отношении бывшего собственника автомобиля Белякова А.С.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Малязнов В.А. просит решение суда отменить, иск удовлетворить, указывая на неверную оценку обстоятельств по делу.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с изложенным с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Иск об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи может быть предъявлен собственником этого имущества или иным лицом, владеющим имуществом по основаниям, предусмотренным законом или договором (ст. ст. 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, достаточных и достоверных доказательств принадлежности ему имущества, на которое наложен арест, Малязновым В.А. не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Однако в силу положений, изложенных в п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в названных подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы, в том числе в случае утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичные положения об обязанности собственников транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами зарегистрировать или изменить в установленном, порядке регистрационные данные в течение 10 суток после приобретения транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, содержатся и в пункте 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2004 года N 1001.
Системное толкование указанных положений устанавливает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания, принадлежащего собственнику, имущества посредством возложения на него дополнительных обязанностей и обременении, связанных с обладанием этим имуществом, имеющим особые характеристики и использование которого связано с повышенной опасностью для окружающих.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, обеспечивающего безопасность дорожного движения, а также специальных правил их допуска к эксплуатации, который связывается с регистрацией транспортного средства в соответствующих подразделениях.
Условием осуществления регистрационных действий является принадлежность транспортного средства лицу на том или ином законном основании (право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления, право аренды и тому подобное), которое должно быть подтверждено соответствующими документами.
В силу ст. 224 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь признается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Вместе с тем, относительно перехода прав на автомобиль к новому владельцу указанные нормы подлежат применению в системном толковании с положениями специального законодательства о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, поскольку фактическое владение и пользование новым владельцем автомобилем исключительно с его формальной передачей не связано.
Таким образом, вступление нового владельца автомобиля в свои права с соблюдением положений специального законодательства является подтверждением наступления правовых последствий совершения сделки по отчуждению транспортного средства.
Согласно представленным в материалы дела сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области от 09 декабря 2017 г. собственником спорного автомобиля является Беляков А.С.
Сведений о снятии автомобиля с учета и регистрации его на имя Малязнова В.А. данный документ не содержит, автомобиль на имя истца не зарегистрирован.
Таким образом, из материалов дела не следует, что стороны по сделке купли-продажи предпринимали конкретные меры к изменению регистрационных данных автомобиля, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в установленные сроки.
Отказывая в иске, суд верно исходил из отсутствия достаточных доказательств совершения юридически значимых действий, подтверждающих реальный характер сделки и фактическую передачу Беляковым А.С. автомобиля новому владельцу Малязнову В.А., сведения об истце как о новом собственнике спорного автомобиля в органы ГИБДД не подавались.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 04 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: