Решение по делу № 33-455/2024 от 31.01.2024

Дело № 2-3859/2023                                                                                           Председательствующий – Панченко Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-455/2024

27 февраля 2024 г.                                                                                                     г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – Дзаитова М.М.,

судей – Цечаева С.В. и Кориговой М.М.,

    при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартазановой Азы Михайловны, Котиевой Марины Белановны, Кодзоева Абокара Юсуповича, Дзагиевой Розы Султанбековны, Сакалова Тимура Алиевича, Дзагиевой Пятимат Султанбековны, Толдиева Ильяза Абукаровича, Чемурзиевой Яхи Даудовны, Яндиевой Мадины Михайловны, Кодзоевой Лилии Ибрагимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении выплаты пенсии, обязании возобновить выплату пенсии с даты прекращения и включении в стаж периодов работы

по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 ноября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Дзаитова М.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мартазанова А.М. и другие (всего 10 человек) через представителя по доверенности обратились в Магасский районный суд с исковым заявлением к ОСФР по Республике Ингушетия, в котором просили признать решения ответчика об обнаружении ошибки и прекращении выплаты пенсии истцам незаконными, обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области возобновить истцам выплату досрочной пенсии по старости, зачесть в трудовой стаж льготный период работы, а также включить в трудовой стаж периоды работы, указанные в иске, засчитать заработную плату по приложенным к иску справкам в отношении каждого из истцов и обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с отсутствием иных средств к существованию.

Решением Магасского районного суда от 7 ноября 2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, представителем ОСФР по Республике Ингушетия Хашиевой Л.Ш. подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, в которых ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Истцы и представитель соответчика ОСФР по Волгоградской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, представитель соответчика в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в их отсутствие. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ОСФР по Республике Ингушетия Оздоеву М.М., поддержавшую доводы жалобы, представителя истцов Гарданова Ж.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 указанного закона, страховая пенсия но старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Положения части 1.1. вышеуказанной статьи регулируют вопросы назначения страховой пенсии гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пп. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в следующем порядке:

а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта;

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Помимо этого, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается также:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

При этом, согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.98 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), непредставлении пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.

В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшим на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555), так и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавшим на момент отказа в назначении пенсии (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 Декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.

Как указал Конституционный Суд РФ, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.

Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина СВ. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П).

В случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абз. 4 п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П).

Приведённая правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Конституционный Суд РФ также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от 29 января 2004 г. № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан").

Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.

При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от 22 августа 2022 года № 44-КГ22-11-К7.

Таким образом, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, тем самым, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что решениями ОПФР по Республике Ингушетия истцам досрочно назначены страховые пенсии по старости в соответствии с пп. 1, 2 и 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При назначении пенсии, помимо наличия специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, учитывался возраст истцов и общий страховой стаж, установленный соответствующими пп. 1,2 и 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, а также положения ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.98 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истцы просили:

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области возобновить выплату досрочной пенсии Мартазановой Азе Михайловне – с 1 декабря 2022 года, Котиевой Марине Белановне – с 1 декабря 2022 года, Кодзоеву Абокару Юсуповичу – с 1 декабря 2022 года, Дзагиевой Розе Султанбековне – с 1 декабря 2022 года, Сакалову Тимуру Алиевичу – с 1 декабря 2022 года, Дзагиевой Пятимат Султанбековне – с 1 декабря 2022 года, Толдиеву Ильязу Абукаровичу – с 1 декабря 2022 года, Чемурзиевой Яхе Даудовне – с 1 декабря 2022 года, Яндиевой Мадине Михайловне – с 1 января 2023 года, Кодзоевой Лилии Ибрагимовне – с 1 декабря 2022 года;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Мартазановой Азы Михайловны льготный период работы по Списку № 1 в качестве опиловщицы фасонных отливок, занятой на работе с применением наждаков, с 18.05.1988 по 23.09.1996 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также зачесть в стаж периоды работы с 05.11.1985 по 16.05.1988 разнорабочей в стройбригаде на Грозненском заводе железобетонных изделий, с 27.09.1996 по 23.04.2001 в качестве технички в АОЗТ Фирма «Айвенго», а также засчитать заработную плату по справке № 195 от 18.10.1995;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Котиевой Марины Белановны льготный период работы по Списку № 1 в качестве опиловщицы фасонных отливок с 04.11.1991 по 20.09.1999 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также зачесть в стаж периоды работы с 02.11.1989 по 31.10.1991 в качестве разнорабочей в бригаде штукатуров в Передвижной механизированной колонне № 432, с 27.09.1999 по 01.10.2003 в качестве штукатура-маляра 4-ого разряда в ПСК «Терек-1», с 01.09.2004 по 01.10.2007 в качестве учителя истории в СОШ № 18 г. Малгобек, с 01.11.2007 по 10.10.2019 в качестве заместителя директора в Хурикауской СОШ Моздокского района, а также засчитать заработную плату по документам, представленным на момент назначения пенсии;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Кодзоева Абокара Юсуповича льготный период работы по Списку № 1 в качестве литейщика металлов и оплавов с 23.11.1987 по 08.06.1998 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также зачесть в стаж периоды работы с 12.07.1983 по 19.11.1987 в качестве разнорабочего и сварщика в Назрановской ПМК производственного объединения «Чеченингушагропромстрой», с 15.06.1998 по 13.11.2003 в качестве сварщика 4-ого разряда в АОЗТ Фирма «Айвенго», периоды нахождения на учете в ЦЗН с 04.03.2009 по 30.06.2010, с 10.02.2011 по 31.03.2011, с 01.07.2012 по 09.08.2012, с 01.02.2017 по 31.07.2017, с 01.02.2018 по 31.07.2018, а также засчитать заработную плату по справке от 25.09.1995;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Дзагиевой Розы Султанбековны льготный период работы по Списку № 1 в качестве оператора технологической установки и депарафинизации нефтепродуктов с 23.10.1989 по 31.08.1997 на Грозненском нефтеперерабатывающем комбинате, а также зачесть в стаж периоды работы с 01.09.1987 по 22.10.1989 в качестве помощника оператора технологической установки по обезмасливанию парафинистого газа на Грозненском нефтеперерабатывающем комбинате, с 01.09.1997 по 30.11.2006 в должности учителя черчения в Средней школе № 10, с 01.12.2006 по 01.09.2011 в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и подростками в Средней школе № 23 с. Инарки, с 02.09.2011 по 29.06.2020 в должности заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе № 23 с. Инарки, а также засчитать заработную плату по справке № 145 от 31.08.1997;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Сакалова Тимура Алиевича льготный период работы по Списку № 1 в качестве литейщика металлов и оплавов с 27.11.1989 по 17.12.1999 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также зачесть в стаж периоды работы с 05.08.1985 по 03.11.1987 в качестве рабочего в стройбригаде, сварщика 2-ого разряда на Грозненском заводе железобетонных изделий, с 13.11.1987 по 22.11.1989 – служба в рядах Советской армии, с 20.12.1999 по 21.11.2005 в должности сварщика 4ого разряда в ПСК «Терек», а также засчитать заработную плату по справке № 185 от 11.09.1995;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Дзагиевой Пятимат Султанбековны льготный период работы по Списку № 1 в качестве оператора технологической установки и депарафинизации нефтепродуктов с 10.06.1991 по 30.11.1999 на Грозненском нефтеперерабатывающем комбинате, а также зачесть в стаж периоды работы с 01.03.1989 по 09.06.1991 в качестве помощника оператора технологической установки на Грозненском нефтеперерабатывающем комбинате, с 20.12.1999 по 31.12.2001 оператором 4ого разряда в ГСХБ «Кантышевское», с 01.09.2017 по 31.12.2019 делопроизводителем в ГБОУ СОШ № 23 с.п. Инарки, а также засчитать заработную плату по справке № 248 от 30.11.1999;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Толдиева Ильяза Абукаровича льготный период работы по Списку № 1 в качестве аппаратчика разделения пирогаза в цеху с 10.08.1981 по 28.12.1993 на Грозненском химическом заводе (24.09.1992 Грозненский химический завод переименован в Грозненский химический комбинат), а также включить в стаж периоды работы с 30.12.1993 по 16.06.1998 в качестве завсклада на производственном предприятии «Втормет», с 18.08.1998 по 25.04.2001 в качестве экспедитора в Грозненском универмаге, а также засчитать заработную плату по справке № 328 от 30.12.1993;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Чемурзиевой Яхи Даудовны льготный период работы по Списку № 1 в качестве опиловщицы фасонных отливок, занятой на работе с применением наждаков, с 23.01.1992 по 09.09.1999 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также включить периоды работы с 06.07.1990 по 18.01.1992 в качестве разнорабочей в стройбригаде на Грозненском заводе железобетонных изделий, с 16.01.1999 по 07.05.2002 штукатуром-маляром 3ого разряда в ООО «Монолит», а также период работы с 11.07.2017 по 31.12.2019 и периоды ухода за несовершеннолетними Чемурзиевой М.Ш., 20.12.2005 г.р., Чемурзиевой Я.Ш., 22.11.2007 г.р., Чемурзиевым А.Ш., 31.03.2011 г.р. и засчитать заработную плату по справке № 207 от 19.10.199;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Яндиевой Мадины Михайловны льготный период работы по Списку № 2 в качестве гасильщицы извести с 20.02.1986 по 27.02.1996 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также включить в стаж периоды работы с 13.07.1982 по 17.02.1986 в качестве разнорабочей в бригаде штукатуров в Назрановской ПМК, с 04.03.1996 по 28.12.2001 в качестве штукатура-маляра 4ого разряда в ОАО «Дайиз-к», период работы с 01.11.2016 по 31.12.2019 и засчитать заработную плату по справке № 158 от 12.10.1998;

обязать ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Кодзоевой Лилии Ибрагимовны льготный период работы по Списку № 1 в качестве обработчицы поверхностных пороков металла с 06.02.1990 по 15.08.1997 на Грозненском машиностроительном заводе «Красный молот», а также включить в стаж периоды работы с 11.01.1988 по 05.02.1990 разнорабочей и штукатуром-маляром 2ого разряда в ПМК-432 треста «Чечингсельстрой» г. Грозного, с 16.08.1997 по 31.12.2001 штукатуром-маляра 5-ого разряда в ГУП «Ингконсервщик», состояние на учете в ЦЗН с 01.01.2005 по 31.12.2006, с 01.02.2013 по 31.03.2016 в страховом публичном акционерном обществе «Ресогарантия» и засчитать заработную плату по справке № 19 от 26.01.1998.

Обозначенные истцами в просительной части иска периоды работы подтверждаются сведениями из трудовых книжек истцов, являющихся основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (п. 6 Постановления Правительства РФ №555 от 24 июля 2002 г. «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015).

Сведения о трудовой деятельности, указанные в трудовых книжках истцов, также подтверждаются выданными работодателями справками, уточняющими особый характер работы, с указанием кодов соответствующих профессий по Списку № 1 и Списку № 2, равно как и справками о заработной плате.

Разрешая возникший спор и принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции РФ, ст.ст. 4, 8, 25, 30, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшим на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555), правомерно исходил из того, что полная занятость истцов в спорный период работы с вредными условиями труда подтверждена исследованными доказательствами, в частности записями в трудовых книжках, архивными справками, справками, уточняющими особый характер работы - представленные самими работодателями, справками о заработной плате. Неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов в пенсионный фонд и утрата документов в связи с военными действиями на территории Чеченской Республики не могут являться основанием для лишения истца права на льготное пенсионное обеспечение.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что последующее уничтожение, после предоставления истцу соответствующих документов о работе, архивов предприятия вследствие интенсивных ракетно-бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов на территории Чеченской Республики в ходе активных военных компаний, не может быть вменена в вину истцу с учетом общеизвестного факта боевых действий на территории Чеченской Республики, и ввиду возложения обязанности по правильному ведению и обеспечению сохранности документов на работодателя, иное означало бы незаконное умаление пенсионных прав работника (Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июня 2022 г. по делу N 8Г-12383/2022).

Также ответчиком не представлены, в материалах дела отсутствуют основания, предусмотренные ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, по которым выплата пенсии истцам была прекращена.

Согласно доводам ответчика документы истцов вызвали сомнение у неких работников пенсионного фонда, однако недостоверность указанных документов не подтверждена никаким официальным документом (заключение эксперта, решение суда и т.д.), в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам не может признать законными решения ОСФР по Республике Ингушетия.

При приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений.

Добросовестность действий истцов и работодателей, выдавших справки, презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что именно истцы предоставили недостоверные сведения при назначении пенсии.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления истцами недостоверных документов.

Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание значительный срок, прошедший с момента назначения истцам пенсии до момента ее прекращения, возраст истцов, длительность получения ими пенсий, их материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Таким образом, наличие у истцов права на досрочное назначение страховой пенсии на момент ее назначения исчерпывающе подтверждается исследованными материалами дела.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, учитывая особые обстоятельства истцов, в частности, учитывая их возраст, фактическое лишение их средств к существованию, обоснованно обратил решение суда к немедленному исполнению.

Доводы апелляционной жалобы о прекращении истцам досрочной пенсии по старости в связи с обнаружением в выплатных делах документов, которые не могут приниматься как правоустанавливающих, не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, в целом повторяют позицию ответчика по делу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 7 ноября 2023 г. по делу по исковому заявлению Мартазановой Азы Михайловны, Котиевой Марины Белановны, Кодзоева Абокара Юсуповича, Дзагиевой Розы Султанбековны, Сакалова Тимура Алиевича, Дзагиевой Пятимат Султанбековны, Толдиева Ильяза Абукаровича, Чемурзиевой Яхи Даудовны, Яндиевой Мадины Михайловны, Кодзоевой Лилии Ибрагимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения о прекращении выплаты пенсии, обязании возобновить выплату пенсии с даты прекращения и включении в стаж периодов работы оставить без изменения.

Апелляционную жалобу представителя ответчика Хашиевой Л.Ш. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Подлинное за надлежащей подписью

Верно:

Судья                                Дзаитов М.М.

33-455/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Дзаитов Масса Мухтарович
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
01.02.2024Передача дела судье
27.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Передано в экспедицию
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее