Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2а-1193/2018
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 6 августа 2018 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Витютневой П.С.,
с участием ст. помощника прокурора Струковой Т.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тесинского сельсовета о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края с административным иском о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, указывая, что при проведении Минусинской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что на территории Тесинского сельсовета имеются исторически сложившееся кладбище в селе Тесь, в селе Большая Иня, в селе Малая Иня площадью 5,46 Га. Похоронное дело как самостоятельный вид деятельности не организован, в частности, не организовано предоставление ритуальных услуг населению, не определена специализированная служба по организации похоронного дела, как и порядок ее деятельности, что исключает возможность гражданам воспользоваться предусмотренной законом социальной гарантией и получить услуги по погребению на безвозмездной основе. Таким образом, бездействие администрации Тесинского сельсовета в осуществлении своей публично-правовой обязанности по определению специализированной службы по организации похоронного дела нарушает публичный порядок управления. В нарушение пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 на существующее кладбище не имеется проекта, в котором предусматривается следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа: систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок: планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории. Прокурор полагает, что ответчиком допускаются грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований, законодательства о погребении и похоронном деле, не соблюдаются нормы земельного законодательства, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушаются права граждан на получение предусмотренных законом социальных гарантий. В связи с чем, простит признать незаконным бездействие администрации Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края по не организации содержания места захоронения и непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам организации похоронного дела на кладбищеах расположенных в селе Тесь, в селе Большая Иня, в селе Малая Иня площадью 5,46 Га; обязать администрацию Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам организации похоронного дела; обязать администрацию Тигрицкого сельсовета Минусинского района Красноярского края в срок до 01 июня 2019 года обеспечить постановку на кадастровый учёт и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на территории муниципального образования Тесинский сельсовет Минусинского района Красноярского края, на котором расположено кладбище общей площадью 0,65 Га в селе Малая Иня Минусинского района; обязать администрацию Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в срок до 01 июня 2019 года устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно – эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ расположенных в селе Тесь, селе Большая Иня, селе Малая Иня Минусинского района общей площадью 5,46 Га, а именно: определить границы и размер земельного участка под кладбищем в селе Малая Иня и установить санитарно-защитную зоны в отношении кладбищ расположенных в границах села Тесь, селе Большая Иня, селе Малая Иня Минусинского района общей площадью 5,46 Га; разработать и утвердить проект устройства кладбища; построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для сборки мусора; площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В судебном заседании помощник прокурора Струкова Т.Я. исковые требования в части возложения на администрацию Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края обязанности в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу создать специализированную службу по вопросам организации похоронного дела не поддержала, пояснив, что указанное нарушение устранено, в остальной части просила исковые требования удовлетворить мотивируя изложенным в исковое заявлении.
Глава Тесинского сельсовета Минусинского района Зотов А.А., действующий на основании решения № 203-рс от 10.08.2015 г. (л.д. 59) в судебном заседании пояснил, что по заваленным требованиям прокурора ведутся работы и в ближайшее время все будет приведено в соответствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению, то отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, несоответствие кладбища санитарным требованиям затрагивает права неопределенного круга лиц, таким образом, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах неопределенного круга лиц, судом не ставится под сомнение.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с положениями ч.2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Институт специализированных служб по вопросам похоронного дела направлен на обеспечение социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
В соответствии с положениями ч.2 ст.25 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставлением и доставкой гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребению (кремации с последующей выдачей урны с прахом).
При этом указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п.2 ст.9 Федерального закона № 8-ФЗ).
В силу ст.12 Федерального закона № 8-ФЗ возможность погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно ст.29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается по осуществлению погребения умерших.
Соответственно, при наличии у органов местного самоуправления поселения публично-правовой обязанности по организации такой службы и обеспечения её деятельности является установленным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
То обстоятельство, что граждане, отнесенные к лицам, указанным в п.1 ст.9 Федерального закона № 8-ФЗ вправе воспользоваться услугами как специализированной службы, так и услугами, оказываемыми иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими указанный вид деятельности, - не может быть расценено в качестве подтверждения организации оказания ритуальных услуг и не может лишать их права на гарантированное оказание на безвозмездной основе услуг по погребению специализированной службой.
Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в т.ч. посредством обязательного соблюдения санитарных правил (абз.3 п.1 ст.2 Федерального закона).
В силу п.1 ст.17 Федерального закона №8–ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п.4 ст.17).
Согласно п.п.4 и 5 ст.16 Федерального закона №8–ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Требования СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в т.ч. воссозданием и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющим право на занятие данными видами деятельности (п.п. 1.1-1.2).
Согласно п.2.7 СанПин 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70 % общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Согласно п.6.4 СанПин 2.1.2882-11 при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Согласно п.6.6 СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В соответствии с п.6.7 СанПин 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Судом установлено, что в связи с нарушением требований природоохранного законодательства санитарно-эпидемиологического законодательства при организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, ответчику внесены представления от 31.10.2017 г. и 16.06.2017 г., из которых следует, что три кладбища Тесинского сельсовета в реестр муниципальной собственности не включены, инвентаризация на кладбищах не проведена, правоустанавливающих документов в администрации сельского Совета на земельные участки не имеется. Похоронное дело как самостоятельный вид деятельности на территории Тесинского сельсовета не организован, в нарушение СанПиН 2.1.2882-11 на существующее кладбище не имеется проекта, в котором предусматривается наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, системы дренажа, обваловки территории; характер и площадь зеленых насаждений, организацию подъездных путей и автостоянок, планировочное решение зоны захоронений с разделением на участки, разделяющиеся по типу захоронений, разделение территории кладбища на функциональные зоны, канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории (л.д. 18, 19-20).
Глава Тесинского сельсовета в судебное заседание представил документы, согласно которым работа по устранению нарушений действующего законодательства согласно представлениям Минусинского межрайонного прокурора ведется, так Постановлением администрации Тесинского сельсовета Красноярского края от 09.02.2018 г. № 03-1-П (л.д. 32-34) утверждено положение о специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Решением администрации Тесинского сельсовета Красноярского края № 73-рс от 19.12.2017 г. принято положение об организации похоронного дела в Тесинском сельсовете Минусинского района Красноярского края (л.д. 35-38).
Решением администрации Тесинского сельсовета Красноярского края № 74-рс от 19.12.2017 г.утверждены правила работы муниципальных общественных кладбищ и порядок их содержания (л.д. 39-43).
Постановлением администрации Тесинского сельсовета Красноярского края № 01-П от 09.01.2018 г. объявлен конкурс на право получения статуса Специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Тесинский сельсовет Минусинского района Красноярского края. Утверждено извещение о проведении открытого конкурса, а также утвержден состав комиссии по проведению открытого конкурса. Утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право получения статуса Специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Тесинский сельсовет Минусинского района Красноярского края (л.д. 44-50).
Постановлением администрации Тесинского сельсовета Красноярского края № 03-П от 13.02.2018 г. присвоен статус Специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Тесинский сельсовет Минусинского района Красноярского края- индивидуальному предпринимателю Романовой Е.Ю. (л.д. 53).
Постановлением администрации Тесинского сельсовета Красноярского края № 07-П от 26.02.2018 г. установлена стоимость услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению (л.д. 51-52).
Таким образом, требовании прокурора об обязании администрацию Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края создать специализированную службу по вопросам организации похоронного дела ответчиком исполнено, однако содержание кладбищ не отвечает санитарным требованиям в связи с чем бездействие ответчика является незаконным.
С учетом изложенного, а также с учетом установленных судом обстоятельств, суд полагает необходимым требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края по не организации содержания места захоронения на кладбищах, расположенных в селе Тесь, в селе Большая Иня, в селе Малая Иня Минусинского района общей площадью 5,46 Га; об обязании администрацию Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в срок до 01 июня 2019 года обеспечить постановку на кадастровый учёт и оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, на территории муниципального образования Тесинский сельсовет Минусинского района Красноярского края, на котором расположено кладбище общей площадью 0,65 Га в селе Малая Иня Минусинского района; обязании администрацию Тесинского сельсовета Минусинского района Красноярского края в срок до 01 июня 2019 года устранить нарушения земельного и природоохранного законодательства в сфере санитарно – эпидемиологического благополучия населения в отношении кладбищ расположенных в селе Тесь, селе Большая Иня, селе Малая Иня Минусинского района общей площадью 5,46 Га, а именно: определить границы и размер земельного участка под кладбищем в селе Малая Иня и установить санитарно-защитную зоны в отношении кладбищ расположенных в границах села Тесь, селе Большая Иня, селе Малая Иня Минусинского района общей площадью 5,46 Га; разработать и утвердить проект устройства кладбища; построить общественные туалеты, определить зоны лесных насаждений, установить урны для сборки мусора; площадки для мусоросборников с подъездами к ним удовлетворить.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 5,46 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 0,65 ░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 5,46 ░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 5,46 ░░; ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: