Дело № 2а-472/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2018 года город Красноярск
Судья Кировского районного суда г. Красноярска Мугако М.Д., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Евдокимова Д.В, , Логуткина А.Г. , Казакова Н.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № № от 12.12.2017 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату, обязании направить истцам проект договора купли-продажи. Требования мотивированы тем, что гаражи, расположенные на данном участке возведены в 1980 году, то есть до утверждения проекта планировки территории и утверждения красных линий.
В судебное заседание административные истцы и их представитель по доверенности Однолько П.Ю., представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица филиала по Красноярскому краю ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенные надлежащим образом и своевременно, не явились.
Истцы о причинах неявки суду не сообщили, представитель истцов просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика представил возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать.
Согласно ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела. Оснований для признания обязательной явки неявившихся лиц не имеется.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пункты 2, 5 указанной статьи предусматривают, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Как следует из материалов дела, собственником гаражного бокса по адресу <адрес> кадастровый номер № является Логуткин А.Г.
Собственником гаражного бокса № по тому же адресу, кадастровый номер № является Евдокимов Д.В.
Собственником гаражного бокса № по тому же адресу, кадастровый номер № является Казаков Н.В.
Решением Кировского районного суда г. Красноярска от 26.07.2017 по административному иску Евдокимова и Логуткина признан незаконным отказ ДМиЗО администрации г. Красноярска от 16.06.2017 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу г<адрес>
28.09.2017 распоряжением администрации г. Красноярска № № на основании заявления Евдокимова и Логуткина утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление земельного участка.
На основании данного распоряжения земельный участок с метаположением <адрес> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
14.11.2017 представитель Евдокимова и Логуткина, а так же Казаков обратились в ДМиЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В заявлении (сообщении) указаны сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, а именно: дважды указан гаражных бокс № с кадастровым номером № как принадлежащий Логуткину и Евдокимову, а так же гаражный бок № с кадастровым номером № как принадлежащий Казакову.
Одновременно с заявлением представлены документы, подтверждающие право собственности на гаражные боксы всех заявителей.
Фактически согласно обжалуемому ответу заявителям отказано в предоставлении земельного участка по двум основаниям:
- со ссылкой на п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку земельный участок расположен в коммунально складской зоне и зане территории объектов автомобильного транспорта, за границами красных линий и является землями общего пользования;
- а так же без ссылки на конкретный пункт ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку не представлены документы на гаражный бокс № № и он не указан в сообщении об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке.
Рассматривая вопрос о законности отказа в предоставлении земельного участка по первому основанию, суд установил следующее.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, на которую ссылается ДМиЗО администрации г. Красноярска в своем отказе, не предоставляется земельный участок, изъятый из оборота или ограниченный в обороте или если его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Кроме того, в ответе ДМиЗО ссылается на п. 12 ст. 85 ЗК РФ, согласно которому земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке зарегистрировано за истцами в установленном порядке.
Согласно акту рабочей комиссии от 29.04.2015, утвержденному руководителем администрации Кировского района г. Красноярска, строительство гаражей произведено на основании решений исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 21.11.77 № 511 об отводе земельных участков под строительство гаражей в двухъярусном исполнении. Строительство бокса завершено в 1980 году.
Изменение в последующем администраций г. Красноярска вида разрешенного использования участка не может повлечь нарушение прав истцов на приобретение земельного участка в собственность.
Несоответствие фактического вида использования земельного участка, указанного в кадастровом паспорте земельного участка, целям использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки городского округа, утвержденным решением Красноярского горсовета от 07.07.2015 года, не является основанием для отказа в передаче в собственность за плату земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи I, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ).
В силу Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (пункты 1. 2, 3 части 2 и часть 4 статьи 30).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Спорный земельный участок предоставлен кооперативу К-18 в пользование до введения в действие Земельного кодекса РФ и до утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общего землепользования городского округа г. Красноярск, что следовало учесть органу местного самоуправления при разработке и утверждении указанного проекта.
Истцы добросовестно владеют и пользуются гаражами, доказательства регистрации обременения на спорный участок, того, что он является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, не может быть предоставлен на праве собственности, в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены, в связи с чем оснований для отказа со ссылкой на п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ не имелось.
Кроме того, ответчиком суду не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, является землями общего пользования, каким правовым актом и в связи с чем установлены красные линии, определено, что земельный участок относиться к землям общего пользования.
Относительно второго основания отказа в предоставлении земельного участка в связи с не представлением документов на гаражный бокс № № и не указанием его в сообщении об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, суд установил следующее.
Перечень того, что указывается в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» предусмотрено, что при обращении собственника строения о предоставлении земельного участка в собственность физическому лицу на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предоставляется сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
В сообщении, адресованном в ДМиЗО, заявителями был дважды указан земельный участок с кадастровым номером №
Согласно п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ заявителем должны быть предоставлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Указанным выше Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 предусмотрено, что при обращении на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ заявителем обязательно предоставляется документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН.
Поскольку право собственности истцов на гаражные боксы зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН, ответчик не имел права требовать предоставления каких-либо иных документов.
Согласно примечанию № 3 к Приказу Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 ответчик имел возможность самостоятельно запросить в порядке межведомственного взаимодействия документы о регистрации права.
Кроме того, п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ предусматривает, что последствием несоответствия заявления предъявляемым к нему требованиям и отсутствия документов, которые обязательно должны быть приложены к заявлению, является возвращение заявления, а не отказ в предоставлении земельного участка.
То есть, административный ответчик не вправе ссылаться на несоответствие заявления требованиям ст. 39.17 ЗК РФ, как на основание отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку исчерпывающий перечень оснований для отказа предусмотрен ст. 39.16 ЗК РФ.
Об этом же свидетельствует и п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, который предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ответчиком не решен вопрос о возвращении заявления по указанным основаниям, а оно рассмотрено по существу с отказом в предоставлении земельного участка.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение не является законным.
В части требований истцов об обязании ответчика подготовить проект договора купли-продажи суд установил следующее.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений
Поскольку судом установлено, что по заявлению истцов о предоставлении земельного участка в собственность административным ответчиком могло быть принято решение о возвращении заявления в связи с его несоответствием установленным требованиям, оснований для принятия решения об обязании подготовить проект договора купли-продажи не имеется.
Учитывая обстоятельства дела и существо спора, суд полагает, что надлежащим способом устранения нарушений допущенных ответчиком является установление ответчику обязанности в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении истцам спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 12.12.2017 в предоставлении в собственность Евдокимову Д.В, , Логуткину А.Г. , Казакову Н.В. земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность Евдокимову Д.В, , Логуткину А.Г. , Казакову Н.В. земельного участка с кадастровым номером №
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административным истцам, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Мугако М.Д.