Решение по делу № 2-411/2023 (2-6625/2022;) от 09.11.2022

К делу №2-411/2023

УИД 61RS0022-01-2022-009732-27

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2023 года г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Курасовой Е.А.

при секретаре судебного заседания Зубец О.Р.

с участием старшего помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора г. Таганрога Землянова Г.Н.,

представителя ответчика Сагайдак А.Я. – Нестеровой А.Я., действующей на основании доверенности от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Сагайдаку А.Я. об обязании устранить нарушения законов при размещении отходов,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением к Сагайдаку А.Я. об обязании устранить нарушения законов при размещении отходов.

В обоснование иска указано, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка поступившего обращения по факту размещения отходов. В ходе проверки доводов обращения обследованием выявлен факт размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, что подтверждается фотоматериалами, актом обследования территории.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Сагайдака А.Я., о чем в ЕГРН сделана запись от <дата> .

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Сагайдаком А.Я. в нарушение ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. ч. 1, 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допущено складирование отходов производства и потребления на находящемся в собственности земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Факт размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером подтверждается материалами проверки природоохранной прокуратуры.

Права неопределенного круга лиц нарушены, так как размещение отходов производства и потребления создает реальную угрозу загрязнения и засорения почвы, как компонента окружающей среды.

На основании изложенного, истец просит суд обязать Сагайдак А.Я. в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать очаги отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>.

В судебном заседании старший помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора г. Таганрога Землянов Г.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Суду пояснил, что проверкой выявлен факт размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, что подтверждается фотоматериалами, актом обследования территории. Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок находится в собственности Сагайдака А.Я. Просил суд обязать Сагайдака А.Я. в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать очаги отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>..

Ответчик Сагайдак А.Я. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель ответчика Нестерова Я.И. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что мусор складывается не ответчиком, а неизвестными лицами. В случае, если суд придет к выводу об удовлетворении исковых требований, просила увеличить срок для ликвидации отходов - до 6 месяцев.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Сагайдак А.Я. в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В целях охраны земель на собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (п.п. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка поступившего обращения по факту размещения отходов. В ходе проверки доводов обращения обследованием выявлен факт размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Выявленные нарушения подтверждаются актом обследования территории, а также представленными в дело фотографиями, на которых обнаружено скопление твердых бытовых отходов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Сагайдака А.Я., о чем в ЕГРН сделана запись от <дата> , что не опровергал представитель ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Сагайдаку А.Я., который в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, возложение обязанности по ликвидации свалки требования прокурора г. Таганрога подлежат удовлетворению именно за счет ответчика Сагайдака А.Я.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения сжижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Поскольку свалка расположена на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчику Сагайдаку А.Я., то и обязанность по ликвидации очагов отходов производства и потребления на земельном участке лежит на ответчике, в связи с чем, исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме, однако с целью объективных условий исполнения решения суда, а именно исполнение обязанности в натуре, суд полагает, что следует увеличить срок исполнения до 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Сагайдаку А.Я. об обязании устранить нарушения законов при размещении отходов - удовлетворить.

Обязать Сагайдака А.Я. в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать очаги отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Курасова Е.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 января 2023 г.

2-411/2023 (2-6625/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Сагайдак Алексей Ярославович
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Курасова Елена Александровна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2022Подготовка дела (собеседование)
19.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее