Производство № 2а-3039/2020
УИД 67RS0003-01-2020-004499-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2020 года г. Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе
председательствующего судьи Самошенковой Е.А.,
при секретаре Артамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубровской ФИО1, Афанасьева ФИО2 к Администрации г. Смоленска об оспаривании постановлений,
у с т а н о в и л:
Дубровская М.Н., Афанасьев В.В. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что зарегистрированы в квартирах <адрес>. Фактически данные квартиры являются обособленными объектами недвижимости, и Дубровская М.Н. проживает в двухкомнатной квартире №, расположенной на первом этаже жилого дома, а Афанасьев – в трехкомнатной квартире №, расположенной на втором этаже. 19.06.2020 истцы обратились в Администрацию г. Смоленска с заявлениями о заключении с ними отдельных договоров социального найма на указанные жилые помещения. Однако, постановлениями Администрации г. Смоленска от 14.07.2020 № 1502-адм и № 1503-адм им было отказано в связи с тем, что спорные жилые помещения не могут являться самостоятельным предметом договора социального найма. Такой отказ считают незаконным, противоречащим положениям ст. 62 ЖК РФ, а также фактическим обстоятельствам дела, поскольку по данным БТИ о характеристиках спорных жилых помещений, каждое из них является изолированным. Просят суд признать незаконными и отменить постановления администрации от 14.07.2020 № 1502-адм и № 1503-адм, обязать Администрацию г. Смоленска восстановить нарушенное на заключение договора социального найма право Дубровской М.Н. и Афанасьева В.В..
Представитель административных истцов – Береснева О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно отметив, что 06.10.1977 Исполнительный комитет Совета Депутатов трудящихся выдал Афанасьевой К.Г. (бабушке истцов) с семьей, состоящей из 7 человек (Афанасьева К.Г., ее муж – Афанасьев В.В., их дочери –Росина В.В., Афанасьева Н.В., Афанасьева Л.В., Афанасьева Т.В. и зять – Киреев В.А.), ордер № 2464 на право занятия двух комнат в квартире № 6 и двух комнат в квартире № расположенных в <адрес>. Дубровская М.Н. приходится дочерью Афанасьевой Т.В., умершей 28.04.2014, и в настоящее время единолично пользуется спорной квартирой № 6, а Афанасьев В.В. – сыном Афанасьевой Н.В., умершей 24.12.2017, и проживает в спорной квартире №. Просила удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика Администрации г. Смоленска – Трегубова М.Ю. исковые требования не признала, отметив, что поскольку спорные жилые помещения были предоставлены Афанасьевой К.Г. по одному ордеру, в их отношении не может быть заключено два самостоятельных договора социального найма. В удовлетворении требований просила отказать.
Заинтересованное лицо – ОАО «Жилищник», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
При таких обстоятельствах, суд на основании ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть административное дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Задержка исполнения судебного решения является нарушением права на справедливое правосудие в разумные сроки.
Судом установлено, что на основании ордера № 2464 от 06.10.1977, выданного исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, Афанасьевой К.Г. (бабушке истцов) на семью из 7 человек предоставлено 2 комнаты в квартире № и 2 комнаты в квартире №, всего жилой площадью 52,9 кв.м. (л.д. 39-40).
Согласно справке СМУП «ВЦ ЖКХ» от 25.06.2020 № 427271 с 15.08.1986 по настоящее время по адресу: <адрес> зарегистрированы Афанасьев В.В., Дубровская М.Н.(л.д. 43).
По вопросу заключения договоров социального найма истцы 19.06.2020 обратились в Администрацию города Смоленска (л.д. 37,38), в чем им было отказано, ввиду того, что спорные жилые помещения не могут являться самостоятельным предметом договора социального найма, так как состоят из жилых помещений № 6,7, о чем 14.07.2020 вынесены постановления № 1502-адм и 1503-адм (л.д. 10-11).
В соответствии ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ст. 60 ЖК РФ).
К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, таковой применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 189-ФЗ (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ).
В силу ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент вселения истцов в спорные жилые помещения) члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор
Как следует из материалов дела, истцы вселены в спорные жилые помещения как члены семью нанимателя Афанасьевой Н.В., с которой после смерти Афанасьевой К.Г. был заключен договора найма (л.д. 43,44).
Нормами действующего жилищного законодательства, а именно ст.ст 49, 60-62 ЖК РФ, установлено, что основанием для занятия жилого помещения социального назначения предусмотрено наличие договора социального найма, заключенного между собственником жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченным им лицом (наймодателем) и гражданином (нанимателем).
Отсутствие же договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления необходимых документов (Постановление Конституционного Суда РФ №6-П от 15.06.2006).
Согласно статьям 47 и 51 ЖК РСФСР ордер являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленную ему квартиру, проживания в ней и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Следовательно, граждане, занимающие указанные жилые помещения, с момента вступления в силу Федерального закона № 189-ФЗ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В этой связи с момента передачи спорного жилого помещения в ведение Администрации города Смоленска, у последней возникла обязанность по заключению с квартиросъемщиком договора социального найма.
Порядок оформления договора социального найма урегулирован Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Заключение или изменение договоров социального найма жилых помещений и заключение договоров найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда города Смоленска», утвержденным Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2011 № 1488-адм (в редакции от 13.06.2018).
Подразделом 2.8 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В частности, в силу п. «и» указанного подраздела в предоставлении услуги может быть отказано, если жилое помещение, в отношении которого заявитель обратился, не может являться самостоятельным предметом договора социального найма.
В свою очередь, как отмечалось выше, Администрацией в заключении с истцами самостоятельных договоров социального найма занимаемых ими жилых помещений отказано, ввиду того, что каждое из спорных жилых помещений включает в себя жилые помещения № 6 и № 7.
По делу видно, что решением XI сессии Смоленского областного Совета народных депутатов от 04.04.1992 квартира № и квартира № в доме № по <адрес> внесены в реестр муниципального имущества.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям в относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
По данным ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» квартира №, расположенная в доме <адрес>, общей площадью 49,4 кв.м., жилой площадью 28,5 кв.м., состоящая из 2 - х комнат, и квартира № по указанному адресу, общей площадью 54,1 кв.м., жилой площадью 38,1 кв.м., состоящая из 3-х комнат, являются самостоятельными объектами недвижимости, на которые имеется технический паспорт (л.д. 12,13, 53-61).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 02.08.2019) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Одним из принципов ведения ЕГРН является достоверность содержащихся в нем сведений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 7 названного Федерального закона ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
Так, достоверная информация об объекте недвижимости содержится именно в ЕГРН, в силу чего ссылка стороны ответчика на то, что лицевой счет открыт на жилое помещение под №,№ и коммунальные платежи осуществляются также за жилое помещение под №,№, судом во внимание не принимается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации в заключении отдельных договоров социального найма по причине несоответствия сведений, указанных в ордере о предоставлении жилых помещений по договору социального найма сведениям, изложенным в заявлениях и приложенных к ним документам, является необоснованным и нарушающим жилищные права истцов.
Суд отмечает, что с учетом требований подлежащих удовлетворению в части признания состоявшегося отказа необоснованным и подлежащим отмене, восстановление нарушенного права может быть произведено путем повторного рассмотрения заявлений истцов с учетом обстоятельств установленных по делу, в ходе рассмотрения которых заявители не лишены возможности дополнить или уточнить представленные для оказания муниципальной услуги материалы.
В соответствии с п. 2.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение или изменение договоров социального найма жилых помещений и заключение договоров найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда города Смоленска», утвержденным Постановлением Администрации города Смоленска от 08.08.2011 № 1488-адм (в редакции от 13.06.2018), муниципальная услуга предоставляется в срок не позднее 45 рабочих дней с момента обращения заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Дубровской ФИО1, Афанасьева ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г. Смоленска от 14.07.2020 № 1502-адм об отказе Дубровской ФИО1 в удовлетворении заявления о заключении договора социального найма жилого помещения.
Признать незаконными постановление Администрации г. Смоленска от 14.07.2020 № 1503-адм об отказе Афанасьеву ФИО2 в удовлетворении заявления о заключении договора социального найма жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Смоленска в 45 рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения повторно рассмотреть вопрос о заключении договоров социального найма жилых помещений с Дубровской ФИО1, Афанасьевым ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Самошенкова