Дело № 2а-4429/2017
Мотивированное решение
составлено 24.06.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2017 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Коблова Н.В.,
при секретаре судебного заседания Семеновой Е.С.,
с участием представителя административного ответчика Смирновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Керимова Агил Юсиф оглы к главному управлению Министерства внутренних дел России по Свердловской области о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию,
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Азербайджанской Республики Керимов А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным решения о неразрешении въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что 05 марта 2012 года УФМС России по Свердловской области выдало Керимову А.Ю. вид на жительство сроком до 05 марта 2017 года. Затем вид на жительство был ему продлен до 06 февраля 2022 года. До этого 08 сентября 2015 года он был включен в государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Однако, не смотря на это, 20 апреля 2017 года Керимов А.Ю. получил уведомление в котором указано, что 01 сентября 2015 года УФМС России по Свердловской области принято решение о неразрешении ему въезда в Российскую Федерацию. С данным решением он не согласен, поскольку ему разрешено проживание в Российской Федерации, он является индивидуальным предпринимателем, владеет на праве собственности земельным и участком и жилым домом. Он проживает в Российской Федерации вместе со своей семьей: супругой Шелестовой Т.А., являющейся гражданкой Российской Федерации. Считает, что оспариваемое решение непосредственно нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку лишает его возможности общения с супругой, и не оправдано крайней социальной необходимость. Разрыв семейных связей является нарушением норм международного права, лишение его и супруги права на семью.
В судебное заседание административный истец Керимов А.Ю. и его представитель Цинк А.В., не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Смирнова Н.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении административного иска.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 года Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, установлено, что каждое государство должно публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев (ст. 3). Иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся, и с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства (ст. 4).
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 год) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 год) допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также Федеральный закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В силу пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что гражданин Азербайджанской Республики Керимов А.Ю. два раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений:
- ДД.ММ.ГГГГ по ст. 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 500 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 2000 рублей.
Указанные факты привлечения Керимова А.Ю. к административной ответственности подтверждены материалами дела, административным истцом не оспариваются, и послужили основанием для принятия в отношении него 27 марта 2017 года ГУ МВД России по Свердловской области решения в соответствии с пп. 4 ст. 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации на срок три года до 13 февраля 2019 года.
Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства".
МВД России включено в утвержденный этим Постановлением Правительства Российской Федерации перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с положениями законодательства при наличии к тому предусмотренных законом оснований и в пределах полномочий.
Вместе с тем, при рассмотрении заявленных требований административного истца, следует учитывать, что он длительное время проживает на территории Российской Федерации, состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Шелестовой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ. На основании выданного вида на жительство, с учетом продления срока, ему разрешено проживание в Российской Федерации до 06 февраля 2022 года. На праве собственности Керимов А.Ю. владеет земельным участком и жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>, является индивидуальным предпринимателем и состоит на учете в налоговом органе. Каких-либо сведений, опровергающих представленные административным истцом доказательства о наличии устойчивой семейной связи с гражданкой Российской Федерации, осуществлении предпринимательской деятельности, административным ответчиком в судебное заседание не представлено.
Безусловно, при наличии неоднократного противоправного поведения административного истца, допускавшего правонарушения в сфере дорожного движения и режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, у ГУ МВД России по Свердловской области имелись законные основания для неразрешения Керимову А.Ю. въезда на территорию Российской Федерации. Вместе с тем, пп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не носит императивного характера, подлежит применению с учетом норм международного права, в частности ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей каждому право на уважение личной и семейной жизни, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым ограничение прав граждан должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Разрешая заявленные требования, суд, посредством исследования представленных в материалы дела доказательств, установил обстоятельства, свидетельствующие о наличии у административного истца семейных отношений на территории Российской Федерации, тесных социально-экономических связей со страной пребывания, которые при принятии оспариваемого решения административным ответчиком не учитывались, несмотря на неоднократное принятие положительных решений о его постоянном проживании в Российской Федерации.
В нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие вмешательства в личную и семейную жизнь административного ответчика, также не имеется сведений о том, что данные обстоятельства являлись предметом проверки при принятии оспариваемого решения, поскольку брак с гражданкой Российской Федерации зарегистрирован до принятия указанного решения. Также суд принимает во внимание, что административному истцу разрешено постоянное проживание на территории Российской Федерации до 06 февраля 2022 года.
Само по себе наличие факта привлечения административного истца к административной ответственности не является безусловным основанием для вынесения ГУ МВД России по Свердловской решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, поскольку при разрешении вопроса о временном проживании на территории Российской Федерации данного лица возникает необходимость в проведении тщательной проверки и выявлении всех исключительных, заслуживающих внимания обстоятельств, что гарантирует в свою очередь соблюдение прав и законных интересов лица и членов его семьи, установленных как Конституцией Российской Федерации, так и кругом иных международных правовых актов. В подобных случаях орган, принимающий решение, не вправе ограничиваться установлением только формальных оснований применения норм законодательства, он должен исследовать и оценивать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием признания такого решения необходимым и соразмерным.
Таким образом, оспариваемое решение следует признать незаконным, поскольку оно по своим правовым последствиям повлечет чрезмерное вмешательство в имеющееся у административного истца, его супруги отношения, что в силу приведенной ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не оправдано крайней социальной необходимостью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Керимова Агил Юсиф оглы к главному управлению Министерства внутренних дел России по Свердловский области о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию удовлетворить.
Признать незаконным решение главного управления Министерства внутренних дел России по Свердловский области от 28 марта 2017 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Азербайджанской Республики Керимову Агил Юсиф оглы на срок три года до 13 февраля 2019 года.
Обязать главное управление Министерства внутренних дел России по Свердловский области устранить в полном объеме нарушение прав Керимова Агил Юсиф оглы, о чем сообщить в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга и Керимову Агил Юсиф оглы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Н.В. Коблов