Решение по делу № 33-3431/2024 от 06.06.2024

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

61RS0013-01-2023-002974-36                                                                       33-3431/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                                                                                    9 июля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой Ю.А.,

судей Тертышниковой С.Ф., Нессоновой С.В.,

при секретаре Сердюковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Березиной Елене Евгеньевне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности

по апелляционной жалобе Березиной Елены Евгеньевны

на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 7 ноября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Тертышниковой С.Ф., судебная коллегия

установила:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области обратилось в суд с указанным выше иском. Его представитель просил признать недействительными с момента выдачи справку и выписку из акта медицинского освидетельствования, выданные бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», серии от 09.12.2015 об установлении Березиной Е.Е. <данные изъяты> с 09.12.2015 бессрочно.

В обоснование заявленных требований Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области сослалось на то, что Березина Е.Е. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты и пенсии по инвалидности на основании представленных ею в УПФР в г. Гуково справок об инвалидности и выписок из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», данные о проведении МСЭ в отношении Березиной Е.Е. в ЕАВИИАС и на бумажных носителях в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» отсутствуют.

Решением Губкинского городского суда Белгородской области от 7 ноября 2023 г. исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области удовлетворены.

Признаны недействительными с момента выдачи справка и выписка из акта освидетельствования серии от 09.12.2015 об установлении Березиной Елене Евгеньевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ) <данные изъяты> с 09.12.2015 бессрочно вследствие общего заболевания.

С Березиной Е.Е. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ взыскана госпошлина в доход бюджета Губкинского городского округа по 150 рублей с каждого.

В апелляционной жалобе Березина Е.Е. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились: представитель истца Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области – извещен электронными заказными письмами (получены 20.06.2024, 19.06.2024), просил рассмотреть дело в его отсутствие, ответчик Березина Е.Е. – извещена электронными заказными письмами (возвращены за истечением срока хранения), представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – извещен электронным заказным письмом (получено 20.06.2024), будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела, не просили об отложении судебного разбирательства, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации дает основания к рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия, приходит к следующим выводам.

Подробно исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, получившим в обжалуемом судебном постановлении надлежащую правовую оценку с позиции ст. 67 ГПК РФ, проанализировав положения ст. ст. 1, 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 № 310н (действовавшего до 13.06.2021) (далее по тексту Порядок), п.п. 2-5, 7, 9,13,26,29 Правил признания лица инвалидом (действовавшие до 30.06.2022), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», п.п. «б» п. 6 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 310н, п. 31 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59-н, суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования, исходил из несоответствия оспариваемых справки акта освидетельствования требованиям закона, устанавливающего порядок признания лица инвалидом, порядок проведения медицинского освидетельствования.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, признает неубедительными по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15 - 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 апреля 2011 года N 295н и действовавшего в период установления ответчику инвалидности, документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются: в частности, направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 года N 77, с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 853н, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, форма которого утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 874 с изменениями, внесенными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 октября 2009 года N 852н, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть представлено заявителем в виде бумажного или электронного документа.

Бумажный документ представляется лично или направляется почтовой связью.

Пунктом 6 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выдача индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Решение бюро (главного бюро, Федерального бюро) об установлении инвалидности (определении степени утраты профессиональной трудоспособности, установлении причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего инвалида) (далее - решение) принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы, в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты подачи получателем государственной услуги (его законным представителем) заявления о проведении медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется получателю государственной услуги, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), непосредственно после его принятия в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункт 50 Административного регламента).

Выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, форма которой утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 года N 1031н, специалисты бюро направляют в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение получателя государственной услуги (пункт 64 Административного регламента).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно пункту 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданной бюро № 30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», серии от 09.12.2015 Березиной Е.Е. впервые установлена <данные изъяты> по общему заболеванию с 09.12.2015 бессрочно (л.д.7).

На основании заявлений Березиной Е.Е. и указанной выписки ей УПФР в г. Гуково производились ежемесячная выплата и выплата пенсии по инвалидности с 25.12.2015 бессрочно (л.д.8-13).

Установив изложенное, руководствуюсь приведенными нормами права, разрешая требование о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования, выданные бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», серии от 09.12.2015 об установлении Березиной Е.Е. впервые <данные изъяты> с 09.12.2015 бессрочно, суд правильно указал на то, что они не соответствуют вышеприведенным нормам права.

В соответствии с действовавшим на момент выдачи ответчику оспариваемой справки об инвалидности п. 10 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1013н, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

Таким образом, признание гражданина инвалидом 3 группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Согласно ответу ГБУ Ростовской области «Центральная городская больница» от 10.07.2023 № 3252 в журналах учета работы врачебной комиссии МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково и в журналах регистрации направления на МСЭ поликлинического отделения № 3 МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково за период с 01.01.2010 года по 31.12.2017 года направления на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы Березиной Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не зарегистрированы. Амбулаторная карта на имя Березиной Е.Е. за данный период в регистратуре поликлинического отделения отсутствует (л.д.43), в единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014г. и на бумажном носителе не имеется данных по проведению МСЭ в отношении Беорезиной Е.Е.

Также согласно письму территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области от 17.07.2023 № 08-4557 информация об оказании медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Ростовской области Березиной Е.Е. за период с 01.01.2010 по 30.06.2023 отсутствует.

Судом из ОГБУЗ «Губкинская ЦРБ» истребована амбулаторная карта на имя Березиной Е.Е. согласно которой, Березина Е.Е. на «Д» учете не состоит, обращение в медицинскую организацию имело место 15.08.2023, 18.08.2023 с жалобами на боли в спине. В ноябре 2021 года Березина Е.Е. болела Ковид-19, сведения о более раннем обращении за медицинской помощью в материалах дела отсутствуют.

Указанные обстоятельства, как указал суд первой инстанции, достоверно свидетельствуют о том, что Березина Е.Е. не проходила в установленном законом порядке медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро N 30 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России.

Что касается ходатайства истца о проведении медико-социальной экспертизы в отношении Березиной Е.Е., то судом первой инстанции оно обоснованно отклонено ввиду уклонения истца от явки как в суд первой, так и апелляционной инстанций. При этом, доводы в жалобе об отсутствии медицинской документации в лечебных учреждениях не по вине ответчика, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиком ходатайств об их истребовании и проведении экспертизы не заявлялось.

Кроме того, доводы истца о незаконности выдачи обжалуемых документов косвенно подтверждаются копиями приговоров, согласно которым бывший руководитель бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» К.Б.И.., выдавший оспариваемую справку Березиной Е.Е. привлечен к уголовной ответственности за многочисленные эпизоды служебного подлога, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений.

Представленные по делу доказательства достоверно свидетельствуют о допущенных нарушениях в экспертном составе Бюро N 30 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России, повлекших необоснованную и неправомерную выдачу Березиной Е.Е. оспариваемых справки и выписки из акта освидетельствования, что является основанием для их признания недействительными.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что истцом пропущен срок исковой давности, являлись предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Так суд правильно указал на то, что при бессрочном действии оспариваемых документов, срок исковой давности нельзя считать пропущенным.

Ссылка апеллирующего лица на отсутствие недобросовестности в поведении ответчика не влияет на правильность выводов суда, поскольку само по себе несоответствие оспариваемых справки и акта освидетельствования требованиям закона, устанавливающего порядок признания лица инвалидом, порядок проведения медицинского освидетельствования, влечет признание их недействительными.

Таким образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона. Нормы материального права судом истолкованы и применены верно, и приведены в решении суда. Поэтому доводы жалобы нельзя признать состоятельными.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, основаны на иной оценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Губкинского городского суда Белгородской области от 7 ноября 2023 г. по делу по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494) к Березиной Елене Евгеньевне (СНИЛС ), ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области», Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 6163072309) о признании недействительной справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности оставить без изменения, апелляционную жалобу Березиной Е.Е. – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Губкинский городской суд Белгородской области.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.07.2024.

Председательствующий

Судьи

33-3431/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области
Ответчики
Березина Елена Евгеньевна
ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Другие
Гуляева Татьяна Александровна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Тертышникова Светлана Федоровна
Дело на странице суда
oblsud.blg.sudrf.ru
06.06.2024Передача дела судье
09.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2024Передано в экспедицию
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее