Дело № 2-437/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Череповец 01 апреля 2015 года
Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи Смыковой Ю.А.,
при секретаре Поповой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Журавлева В.В. об оспаривании решения Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от 02 февраля 2015 года № <№>,
у с т а н о в и л :
Журавлев В.В., являясь инвалидом ХХ группы по общему заболеванию, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) <дата> года обратился в Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области (далее – Комитет) с заявлением о предоставлении ему в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 2000 кв.м в деревне <адрес>.
<дата> года Комитетом принято решение № <№> о формировании указанного земельного участка, произведении в отношении него кадастровых работ, о передаче документов для постановки на государственный кадастровый учет, предоставлении кадастровых паспортов не позднее <дата> года, информировании населения о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, о подготовке проектов постановления и договора аренды.
02 февраля 2015 года Комитетом принято решение № <№> об отмене, в том числе решения от <дата> года № <№>.
Ссылаясь на отсутствие в указанном решении мотивов его принятия, Журавлев В.В. обратился в суд с заявлением о признании его незаконным в части отмены решения от <дата> года № <№>.
В судебном заседании заявитель Журавлев В.В. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, указав, что нуждающимся в улучшении жилищных условий не является, на соответствующем учете не состоит, ему принадлежит на праве собственности 1/2 доли квартиры в городе Ч., площадь которой более нормы предоставления.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Комитета не явился, представил отзыв, в котором указал на принятие решения в рамках осуществления самоконтроля в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) ввиду отсутствия у заявителя нуждаемости в улучшении жилищных условий, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представители заинтересованных лиц – Департамента имущественных отношений Вологодской области, администрации Ирдоматского сельского поселения в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав заявителя, изучив материалы дела, представленные суду документы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действующими на момент вынесения оспариваемого решения, Положением о порядке предоставления земельных участков для строительства на территории Череповецкого муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района Вологодской области от 14 декабря 2010 года № 282, полномочия по принятию решений о предоставлении, отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственности на которые не разграничена, были отнесены к ведению Комитета.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ с 01 марта 2015 года указанные полномочия переданы сельским поселениям.
В решении от 02 февраля 2015 года № <№> имеются ссылки на вышеизложенные акты, основания для отмены решения от <дата> года не приведены.
В отзыве Комитет указал на принятие решения в соответствии со статьей 48 Закона № 131-ФЗ в порядке самоконтроля.
Согласно части 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
В качестве основания для отмены решения от <дата> года Комитет в возражениях сослался на непредставление Журавлевым В.В. доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Конституция Российской Федерации (статья 7) возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Закона № 181-ФЗ, закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Законом № 181-ФЗ, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Журавлев В.В. в судебном заседании пояснил, что нуждающимся в улучшении жилищный условий не является, на соответствующем учете не состоит, ему принадлежит на праве собственности 1/2 доли квартиры в городе Ч., площадь которой более нормы предоставления.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и отсутствии оснований для удовлетворения требований Журавлева В.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ № <№> ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░ № <№> «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.