Решение по делу № 2а-86/2018 от 01.02.2018

Дело №2а-86/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2018 года с. Летняя Ставка

Туркменский районный суд

Ставропольского края Российской Федерации

В составе председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Харенко С.В.,

с участием:

помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Басовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Туркменского района в интересах неопределенного круга лиц к Новокучерлинскому сельскому совету «о признании незаконным бездействия по постановке на кадастровый учет пешеходных дорожек и тротуаров»

установил:

Прокурор Туркменского района обратился с административным исковым заявлением в Туркменский районный суд, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности. По результатам проверки установлено, что в границах населенных пунктов муниципального образования Новокучерлинского сельсовета Туркменского района расположены бесхозяйные объекты недвижимости - пешеходные дорожки и тротуары, сведения о которых как о бесхозяйных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. К ним относятся пешеходные дорожки и тротуары, расположенные по адресам в п. Ясный Туркменского района: вдоль ул. Набережной от домовладения № 2 до № 9 протяженностью 450 м.; вдоль ул. Шевченко от домовладения № 1 до № 39 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Садовая от домовладения № 1 до № 24 протяженностью 900 м.; вдоль ул. Молодежная от домовладения № 1 до № 18 протяженностью 900 м.; вдоль пр. Юности от домовладения № 1 до № 14 протяженностью 800 м.; вдоль ул. Школьная от домовладения № 1 до № 36 протяженностью 1350 м.; вдоль ул. Степная от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 200 м.; вдоль пер. Интернациональный от домовладения № 2 до № 24 протяженностью 750 м.; вдоль ул. пер. Новый от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 350 м.; вдоль пер. Лесной от домовладения № 1 до № 8 протяженностью 400 м.; вдоль ул. Октябрьская от домовладения № 2 до № 14 протяженностью 500 м.; вдоль ул. Ставропольская от домовладения № 1 до № 33 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Северная от домовладения № 1 до № 19 протяженностью 250 м. Общая протяженность бесхозяйных пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования составила 9250 м. Указанные пешеходные дорожки и тротуары на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено, на баланс земельные участки под ними не приняты. Какие-либо документы, свидетельствующие о постановке данных объектов недвижимости на кадастровый учет, отсутствуют. Органом местного самоуправления меры для постановки их на кадастровый учет в органах Росреестра по Ставропольскому краю не приняты. Бесхозяйные пешеходные дорожки и тротуары задействованы в системе дорожного движения, и не принятие администрацией Новокучерлинского сельсовета мер по постановке их на учет как бесхозяйных объектов недвижимости нарушают положения ч.3 ст. 225 ГК РФ и п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и влечет негативные последствия в виде невозможности осуществления в отношении них надлежащей дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку границы данных объектов не определены на местности, сведения о них отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, у органа местного самоуправления отсутствует соответствующее вещное право на указанные объекты недвижимости, данные объекты не приняты на баланс, бремя содержания пешеходных дорожек и тротуаров в установленном законном порядке за органом местного самоуправления не закреплено. На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст. 39, ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие администрации Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением и документацией, необходимой для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края. Обязать администрацию Новокучерлинского сельсовета Туркменского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю заявление и документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров, расположенных по адресам в п. Ясный Туркменского района: вдоль ул. Набережной от домовладения № 2 до № 9 протяженностью 450 м.; вдоль ул. Шевченко от домовладения № 1 до № 39 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Садовая от домовладения № 1 до № 24 протяженностью 900 м.; вдоль ул. Молодежная от домовладения № 1 до № 18 протяженностью 900 м.; вдоль пр. Юности от домовладения № 1 до № 14 протяженностью 800 м.; вдоль ул. Школьная от домовладения № 1 до № 36 протяженностью 1350 м.; вдоль ул. Степная от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 200 м.; вдоль пер. Интернациональный от домовладения № 2 до № 24 протяженностью 750 м.; вдоль ул. пер. Новый от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 350 м.; вдоль пер. Лесной от домовладения № 1 до № 8 протяженностью 400 м.; вдоль ул. Октябрьская от домовладения № 2 до № 14 протяженностью 500 м.; вдоль ул. Ставропольская от домовладения № 1 до № 33 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Северная от домовладения № 1 до № 19 протяженностью 250 м.

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика администрации Новокучерлинского сельского совета Туркменского района Ставропольского края, обратился с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.

Помощник прокурора Туркменского района Басова Д.В. не возражала против рассмотрения административного дела в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика администрации Новокучерлинского сельского совета Туркменского района Ставропольского края.

В судебном заседании помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Басова Д.В. поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Выслушав помощника прокурора Туркменского района Басову Д.М., исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся пешеходные дорожки, тротуары и т.д.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 257 - ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из смысла указанных норм к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе в отношении пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов поселений.

Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч.3 ст. 225 ГК РФ).

Аналогичные положения закреплены в п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 93, в соответствие с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно информации главы Новокучерлинского сельского совета № 101 от 29.01.2018 года, сведения о пешеходных дорожках и тротуарах, расположенных по адресам в п. Ясный Туркменского района: вдоль ул. Набережной от домовладения № 2 до № 9 протяженностью 450 м.; вдоль ул. Шевченко от домовладения № 1 до № 39 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Садовая от домовладения № 1 до № 24 протяженностью 900 м.; вдоль ул. Молодежная от домовладения № 1 до № 18 протяженностью 900 м.; вдоль пр. Юности от домовладения № 1 до № 14 протяженностью 800 м.; вдоль ул. Школьная от домовладения № 1 до № 36 протяженностью 1350 м.; вдоль ул. Степная от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 200 м.; вдоль пер. Интернациональный от домовладения № 2 до № 24 протяженностью 750 м.; вдоль ул. пер. Новый от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 350 м.; вдоль пер. Лесной от домовладения № 1 до № 8 протяженностью 400 м.; вдоль ул. Октябрьская от домовладения № 2 до № 14 протяженностью 500 м.; вдоль ул. Ставропольская от домовладения № 1 до № 33 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Северная от домовладения № 1 до № 19 протяженностью 250 м., как о бесхозяйных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

В соответствие со ст. 130 ГК РФ пешеходные дорожки и тротуары относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административным ответчиком администрацией Новокучерлинского сельского совета Туркменского района Ставропольского края пешеходные дорожки и тротуары, расположенные по адресам в п. Ясный Туркменского района: вдоль ул. Набережной от домовладения № 2 до № 9 протяженностью 450 м.; вдоль ул. Шевченко от домовладения № 1 до № 39 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Садовая от домовладения № 1 до № 24 протяженностью 900 м.; вдоль ул. Молодежная от домовладения № 1 до № 18 протяженностью 900 м.; вдоль пр. Юности от домовладения № 1 до № 14 протяженностью 800 м.; вдоль ул. Школьная от домовладения № 1 до № 36 протяженностью 1350 м.; вдоль ул. Степная от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 200 м.; вдоль пер. Интернациональный от домовладения № 2 до № 24 протяженностью 750 м.; вдоль ул. пер. Новый от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 350 м.; вдоль пер. Лесной от домовладения № 1 до № 8 протяженностью 400 м.; вдоль ул. Октябрьская от домовладения № 2 до № 14 протяженностью 500 м.; вдоль ул. Ставропольская от домовладения № 1 до № 33 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Северная от домовладения № 1 до № 19 протяженностью 250 м., на кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не поставлены, право муниципальной собственности на них не оформлено, на баланс земельные участки под ними не приняты, документы, свидетельствующие о постановке данных объектов недвижимости на кадастровый учет отсутствуют, что влечет негативные последствия в виде невозможности осуществления в отношении них надлежащей дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.

Учитывая то, что длительное бездействие органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, затрагивает и нарушает права, законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением.

С учетом всех обстоятельств, суд считает бездействие администрации муниципального образования Новокучерлинского сельского совета Туркменского района Ставропольского края – незаконным.

Поскольку администрация муниципального образования Новокучерлинского сельского совета Туркменского района Ставропольского края на основании п. 19. ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины, суд не считает возможным взыскивать государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением и документацией, необходимой для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края.

Обязать администрацию Новокучерлинского сельсовета Туркменского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю заявление и документацию, необходимую для принятия на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества - пешеходных дорожек и тротуаров, расположенных по адресам в п. Ясный Туркменского района: вдоль ул. Набережной от домовладения № 2 до № 9 протяженностью 450 м.; вдоль ул. Шевченко от домовладения № 1 до № 39 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Садовая от домовладения № 1 до № 24 протяженностью 900 м.; вдоль ул. Молодежная от домовладения № 1 до № 18 протяженностью 900 м.; вдоль пр. Юности от домовладения № 1 до № 14 протяженностью 800 м.; вдоль ул. Школьная от домовладения № 1 до № 36 протяженностью 1350 м.; вдоль ул. Степная от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 200 м.; вдоль пер. Интернациональный от домовладения № 2 до № 24 протяженностью 750 м.; вдоль ул. пер. Новый от домовладения № 3 до № 15 протяженностью 350 м.; вдоль пер. Лесной от домовладения № 1 до № 8 протяженностью 400 м.; вдоль ул. Октябрьская от домовладения № 2 до № 14 протяженностью 500 м.; вдоль ул. Ставропольская от домовладения № 1 до № 33 протяженностью 1200 м.; вдоль ул. Северная от домовладения № 1 до № 19 протяженностью 250 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Иванов

Подлинник решения

хранится в материалах дела № 2а-86/2018

Туркменского районного суда

Ставропольского края.

2а-86/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Туркменского района
Ответчики
Новокучерлинский сельсовет
Суд
Туркменский районный суд Ставропольского края
Дело на странице суда
turkmensky.stv.sudrf.ru
01.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2018[Адм.] Судебное заседание
01.02.2018Регистрация административного искового заявления
01.02.2018Передача материалов судье
01.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2018Судебное заседание
16.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2018Дело оформлено
23.03.2018Дело передано в архив
16.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее