Дело №2а-289/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Панкрушиха 20 ноября 2020 года
Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Терпуговой Ю.В.,
при секретаре Павловой М.И.,
с участием зам. прокурора Панкрушихинского района Алтайского края Фроловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Панкрушихинского района Алтайского края к Администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по предоставлению муниципальных услуг и обязании устранить нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронном виде,
установил:
Прокурор Панкрушихинского района Алтайского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой Панкрушихинского района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего предоставление муниципальных услуг, в том числе в электронном виде. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации. Подпунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг. Внедрение в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления возможности предоставления гражданам и организациям услуг в электронной форме призвано минимизировать личный контакт государственного или муниципального служащего и заявителя, что исключит возможность установления коррупционной связи.
С целью реализации указанных основных направлений антикоррупционной политики государства принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту Закон №210-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого, органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальные услуги, т.е. осуществлять деятельность по реализации функций органа местного самоуправления по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 210-ФЗ под порталом государственных и муниципальных услуг понимается государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
В силу подпунктов 1-3 п.5 ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги, на получение полной, актуальной достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
В силу ч. 3 ст. 21 названного выше Федерального закона №210-ФЗ, Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, а также возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Федеральным законодателем предоставлен значительный срок для обеспечения реализации требований Закона № 210-ФЗ. Так, согласно ч.ч. 1,2 ст. 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Административные регламенты, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 июля 2012 года. В отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления (подп. 1 п. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ).
Постановлением администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края от 19.12.2018 №25 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Велижанского сельсовета Панкрушихинского района, в который включено 4 муниципальных услуги: «Выдача выписки из похозяйственной книги, справок иных документов»; «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд»; «Присвоение (изменение и аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства», «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» в целях реализации ст. 5 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ созданы и размещены в информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» эталонные карточки, предназначенные для предоставления муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время КГБУ «Оператор электронного Правительства Алтайского края» обеспечена возможность оказания органами местного самоуправления в электронном виде 22 муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
В нарушение указанного выше законодательства, администрацией Романовского сельсовета Панкрушихинского района не обеспечена возможность получения в электронном виде муниципальной услуги: «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг, поэтому прокурор Панкрушихинского района просит признать бездействие администрации Велижанского сельсовета Панкрушихинского района, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников» в электронном виде, незаконным и обязать администрацию Романовского сельсовета Панкрушихинского района в срок до 30 декабря 2020 года обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
В судебном заседании зам. прокурора Панкрушихинского района поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, направив в суд отзыв где пояснил, что администрация Романовского сельсовета в связи с отсутствием высокоскоростного интернета, достаточного для предоставления муниципальной услуги в электронном виде через эталонные карточки, вовремя не подключила муниципальную услугу «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников», для населения такая услуга не была предусмотрена на 2020 год. В последующем с улучшением качества интернета, которое планируется в 2021 году, такая услуга будет предоставляться с этой целью. К эталонным карточкам данной муниципальной услуге администрация Романовского сельсовета подключилась 02.11.2020, что подтверждается письмом из Министерства цифрового развития и связи Алтайского края, кроме того ответчиком был предоставлен список планируемых подключений высокоскоростного интернета на 2021 год, где есть администрация Романовского сельсовета Панкрушихинского района.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ходе проверки, проведенной прокуратурой Панкрушихинского района в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» исполнения законодательства, обеспечивающего предоставление муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, было выявлено, что администрацией Романовского сельсовета Панкрушихинского района в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не обеспечена возможность получения в электронном виде муниципальной услуги: «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Так, постановлением администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края от 19.12.2018 № 25 утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Романовского сельсовета Панкрушихинского района в электронном виде в соответствии требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в который включено 4 муниципальных услуги: «Выдача выписки из похозяйственной книги, справок иных документов»; «Постановка на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд»; «Присвоение (изменение и аннулирование) адресов объектам недвижимого имущества, в том числе земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям и объектам незавершенного строительства», «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края» в целях реализации ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» созданы и размещены в информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» эталонные карточки, предназначенные для предоставления муниципальных услуг в электронном виде. КГБУ «Оператор электронного Правительства Алтайского края» обеспечена возможность оказания органами местного самоуправления в электронном виде 22 муниципальных услуг на едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
В нарушение указанного выше законодательства, администрацией Романовского сельсовета Панкрушихинского района не обеспечена возможность получения в электронном виде муниципальной услуги: «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг, а бездействием администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района нарушается право неопределенного круга лиц (граждан и субъектов предпринимательской деятельности) на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Панкрушихинского района Алтайского края к Администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по предоставлению муниципальных услуг и обязании устранить нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в электронном виде удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в непринятии мер по обеспечению возможности получения в электронном виде муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Обязать Администрацию Романовского сельсовета Панкрушихинского района Алтайского края в срок до 30.12.2020 обеспечить возможность получения в электронном виде следующих муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Панкрушихинский районный суд Алтайского края.
Судья (подписано) Ю.В. Терпугова
"<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>