УИД № 51RS0016-01-2022-000657-78
Дело № 2-429/2022 Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Чайка О.Н.
помощника судьи Данилец В.В.
с участием истца Андреева С.В.
его представителя Шаронова В.Ю.
представителя ответчика Воронцова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Станислава Викторовича к Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная компания» об обязании уплатить дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации,
установил:
Истец Андреев С.В. обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная компания» (далее – АО «СЗФК») об обязании уплатить дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 01 марта 2011 года по настоящее время, с 16 мая 2017 года по настоящее время – в должности водителя горного участка карьера. Условия труда по указанной профессии являются вредными по критерию тяжести трудового процесса, однако, в период с 16 мая 2017 года по 31 декабря 2018 года такие сведения не внесены в регистры индивидуального (персонифицированного) учета, имеется лишь отметка о работе в условиях Крайнего Севера. Полагает, что в силу не отражения сведений о периодах работы во вредных условиях труда и неуплаты работодателем страховых взносов он лишается права на досрочный выход на пенсию. Просит суд взыскать с ответчика в пользу Пенсионного Фонда Российской Федерации дополнительные страховые взносы за работу Андреева С.В. во вредных производственных условиях за период с 15 мая 2017 года по 31 декабря 2018 года.
Определением суда от 08 июля 2022 года уточнен спорный период, за который истец просит взыскать с ответчика в пользу Пенсионного Фонда Российской Федерации дополнительные страховые взносы за работу во вредных производственных условиях, а именно с 16 мая 2017 года по 21 апреля 2019 года.
Истец Андреев С.В. и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом уточнений, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика исковые требования с учетом уточнения не признал, просил в иске отказать, поддержал доводы ранее представленных возражений на иск, согласно которым АО «СЗФК» не согласно с заявленными требованиями, поскольку истец трудился у работодателя в структурном подразделении «Горный участок карьера «Олений ручей» в период с 16 мая 2017 года по 28 октября 2018 года на грузовых автомобилях ... в составе экипажа № 2, водителям которого согласно специальной оценки условий труда № 234, 235 установлен итоговый класс условий труда 3.1 без права на досрочное назначение страховой пенсии.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее - ПФР) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не включен период с 16 мая 2017 года по 21 апреля 2019 года, поскольку его работа в указанный период не подтверждена сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. За указанный период работодателем представлены сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета без указания кода особых условий труда, что свидетельствует об отсутствии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. Указывает, что основным критерием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в соответствии с КПС 2010100А-11442 является занятость работника постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) на транспортировании горной массы в карьере, на открытых горных работах в технологическом процессе по добыче апатитов.
Представитель третьего лица Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по Мурманской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав пояснения истца, его представителя и представителя ответчик исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи являются обязанной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
В силу статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации размер дополнительного тарифа страховых взносов (от 2% до 8%) дифференцирован в зависимости от класса условий труда - «вредный», «опасный», а также подкласса условий труда (от «3.1-3.4» до «4»).
Данное правовое регулирование направлено на реализацию прав граждан, работающих на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированного по результатам специальной оценки условий труда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ, согласно части 1 статьи 4 которого право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, в числе прочего: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В страховой стаж (учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж – пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ) включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (подпункт «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»).
На основании положений Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению, для подтверждения периодов работы принимаются справки. А также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как установлено судом, приказом № 1-3/1-42 от 01.03.2011 истец Андреев С.В. принят на работу с 01 марта 2011 года в АО «СЗФК» на должность «водителя автомобиля» структурное подразделение – участок специального транспорта и ремонта.
Приказом № 1-3/1-11 от 13.01.2014 истец переведен в структурное подразделение – участок специального транспорта, а с 16 мая 2017 – на горный участок карьера «Олений Ручей» (приказ № 1-3/1-224 от 16.05.2017), при этом, с 29 октября 2018 года Андреев С.В. переведен водителем автомобиля в карьер (приказ № 1-3/1-657 от 26.10.2018).
Согласно сведений ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца за период с 16 мая 2017 года по 21 апреля 2019 года представлены страхователем АО «СЗФК» без указания вредных производственных условий (то есть обычные условия труда), что также подтвердилось при камеральной проверке достоверности сведений о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, проведенной ПФР (акт № 161-14 от 10.08.2021).
Разрешая заявленные истцом требования, суд учитывает, что отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются определенные результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах; протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно пункта 7 статьи 7 Федерального закона № 426-ФЗ данный результат - отчет о проведении специальной оценки условий труда применяется для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Таким образом, в силу приведенных положений следует, что факт работы истца во вредных условиях труда соответствующий вредным условиям труда 3 класс (подкласс 3.1) может быть подтвержден единственным и допустимым средством доказывания – отчетом о проведении специальной оценки условий труда в АО «СЗФК». Кроме того, для предоставления прав на досрочное назначение пенсии по старости необходима занятость работника постоянно в течение полного рабочего дня на транспортировании горной массы в карьере на открытых горных работах в технологическом процессе по добыче апатитов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением АО «СЗФК» № 009-175 от 13.10.2017 водитель автомобиля карьера «Оленей Ручей» Андреев С.В. закреплен за автосамосвалом «...», в составе экипажа № 2, с указанным распоряжением истец ознакомлен 22 октября 2017 года.
В спорный период времени (с 16 мая 2017 года по 21 апреля 2019 года) истец осуществлял работы на автомобиле «...», который имеет меньшую грузоподъемность в сравнении с автомобилем «...», и не предназначен для перевозки горной массы, за исключением одного дня в июне 2017 года и в октябре 2018 года, когда осуществлял работы на автомобиле «...», что подтверждается путевыми листами за май, июнь, июль, октябрь, ноябрь 2017 года, февраль, апрель, июнь, июль, ноябрь, декабрь 2018 года, и январь, февраль 2019 года, а также расчетными листами Андреева С.В. за спорный период, иных документов сторонами представлено не было.
В ходе рассмотрения дела не нашел доказательственного подтверждения факт работы истца в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 2, в спорный период и как следствие, уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, истец не доказал, что был занят на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также не подтвердил свою постоянную занятость на спорных работах (не менее 80%) рабочего времени.
Довод представителя истца о том, что непосредственно путевые листы указывают на вид работы истца, а именно перевозку горной массы, суд считает не состоятельным, поскольку наличие на типографском бланке наименования «путевой лист на перевозку горной массы» не может свидетельствовать о том, что истец перевозил именно горную породу. Из пояснений представителя работодателя в суде и представленных документов следует, что в спорный период времени истец постоянно не работал в карьере, не участвовал в перевозке горной массы.
Судом установлено, что с соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ в АО «СЗФК» в период трудовой деятельности истца (по состоянию на июнь 2015 года) проводилась специальная оценка условий труда, о чем представлены карты специальной оценки условий труда и протоколы оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
Из пояснений ответчика, данных в судебном заседании, следует, что специальная оценка условий труда проводится 1 раз в 4 года.
Так, карты № 234, 235 специальной оценки условий труда по профессии водитель автомобиля (структурное подразделение – участок специализированного транспорта) с использованием самосвала «VOLVO FM TRUCK» право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со списком № 2 (раздел «Горные работы», 2010100а-11442), отсутствует.
В ходе рассмотрения дела, истец не просил назначить экспертизу условий труда, с целью подтверждения льготного характера и тяжелого условия труда.
В спорный период работы истца, отсутствуют доказательства, подтверждающие льготный характер условий его труда, в связи с чем правовые основания к обязательству ответчика уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу за работу в подземных условиях труда отсутствуют, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Андреева Станислава Викторовича к Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная компания» об обязании уплатить дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Чайка