Дело № 2-2578/2022
УИД 55RS0007-01-2022-003436-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
08 сентября 2022 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н., при секретаре судебного заседания Чередниченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововаршавского района Омской области к Казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог и паспортизации автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Нововаршавского района Омской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог и паспортизации автомобильных дорог.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, расположенных на территории Нововаршавского муниципального района Омской области, в деятельности казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (далее - КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области»), по результатам которой выявлены нарушения. В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 26.03.2008 г. № 38-рп «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области» автомобильные дороги <данные изъяты> относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Омской области (далее - автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения).
В ходе проверки установлено, что первичное обследование (оценка) технического состояния автомобильной дороги <данные изъяты> не проводилось. Текущий технический учет производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). По данным текущего учета один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги. По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Вместе с тем, проверкой установлено, что КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» не обеспечено наличие технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, содержащих актуальные и объективные данные о состоянии указанных автомобильных дорог. На основании выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ директору КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры к устранению допущенных нарушений не приняты в виду отсутствия достаточного финансирования. Не проведение ежегодного обследования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отсутствие технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, содержащих актуальные и объективные данные об автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, расположенных на территории Нововаршавского муниципального района Омской области, влечет ненадлежащее выполнение КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» обязанности по содержанию автомобильных дорог и нарушает права граждан на безопасные условия движения по автомобильным дорогам гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области, казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» по не проведению ежегодной оценки технического состояния автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области в порядке, установленном приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288.
Обязать казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в срок до 31.12.2022 года провести ежегодную оценку технического состояния автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области в порядке, установленном приказом Минтранса России от 07.08.2020 года № 288.
Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области, казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», выразившееся в непринятии мер по составлению технических паспортов автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015.
Обязать казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в срок до 31.12.2022 года провести паспортизацию автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015.
При недостаточности находящихся в распоряжении казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» денежных средств, субсидиарную ответственность возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета (т.1 л.д. 5-10).
В ходе рассмотрения дела судом истец требования изменил, исключив из числа ответчиков Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Просит признать незаконным бездействие казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» по не проведению оценки технического состояния автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области в порядке, установленном приказом Минтранса России от 07.08.2020 года № 288.
Обязать казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в срок до 31.12.2022 провести оценку технического состояния автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области в порядке, установленном приказом Минтранса России от 07.08.2020 года № 288.
Признать незаконным бездействие казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», выразившееся в непринятии мер по составлению и актуализации технических паспортов на автомобильные дороги <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области.
Обязать казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в срок до 31.12.2022 провести паспортизацию автомобильных дорог <данные изъяты> в границах Нововаршавского муниципального района Омской области (т.1 л.д. 102-112).
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке статьи 43 ГПК РФ определением суда от 22.07.2022 года привлечено Министерство имущественных отношений Омской области (т. 2 л.д. 6-9).
В судебном заседании представитель истца помощник Нововаршавского района Омской области Н.Е.С. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Дополнил, что именно паспортизация влияет на своевременность принятия мер по ремонту, содержанию, строительству дороги, от состояния дороги определяется вид работ. В рамках муниципального обследования не отражены параметры предусмотренные порядком, а именно, п.5. Техническое обследование нужно для определения вид работ. Без технического обследования паспорт получить невозможно. Паспортизация входит в комплекс работ по содержанию дороги. При обращении в суд с иском рассчитывали, что срок 6 месяцев является достаточным для исполнения указанной в иске обязанности.
Представитель ответчика КУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом (т.2 л.д. 5), о причинах своей неявки суд не уведомил.
В судебных заседаниях от 12.07.2022 года, от 22.07.2022 года представитель ответчика, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 47) М.Е.О. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Заказчиком Программы является Правительство Омской области; исполнителем- координатором - Минтранс, учреждение и подрядные организации в соответствии с действующим законодательством. Минтранс, как главный распорядитель бюджетных средств, предусмотренных в законе Омской области на очередной финансовый год на выполнение Программы, может довести получателю бюджетных средств - Учреждению лимиты бюджетных обязательств в объеме, предусмотренном законом. Учреждением заключены государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Омскавтодор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них на территории Азовского немецкого национального, Исилькульского, Любинского, Марьяновского, Москаленского, Нововаршавского, Одесского, Омского, Павлоградского, Полтавского, Русско-Полянского, Таврического, Шербакульского муниципальных районов Омской области согласно которого, выполняются работы по зимнему и летнему содержанию. Учреждением в рамках предоставленного финансирования предпринимаются первоочередные меры для обеспечения беспрепятственного проезда по автомобильным дорогам, производится зимнее и летнее содержание в целях обеспечения постоянного и безопасного движения автомобильного транспорта на территории района. Учитывая вышеизложенное, бездействие в рассматриваемом случае отсутствует, следовательно, в данной части требование удовлетворению не подлежит. Осмотр автомобильных дорог осуществляется Учреждением. На основании вышеуказанных осмотров и объездов устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, осуществляется устранение выявленных дефектов (недостатков) в рамках выполнения работ по содержанию автомобильных дорог. Относительно требования об обязании Ответчиков в срок до 31.12.2022 г. провести ежегодную оценку технического состояния и паспортизацию автомобильных дорог, сообщаем следующее. Данное требование в заявленной редакции является неисполнимым по следующим основаниям. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда определен пунктом 2 статьи 3 Закона Омской области от 16.12.2021 года № 2450-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». По состоянию на июль 2022 г. объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ Омской области утвержден вышеуказанным законом, соответственно, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов бюджетные ассигнования уже распределены. Учитывая вышеизложенное, в случае удовлетворения исковых требований, просит установить срок для исполнения как минимум до 01.10.2025 г. (т.1 л.д. 57-58).
Представитель третьего лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области, участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом (т.2 л.д 5), о причинах неявки суд не уведомил.
В судебных заседаниях от 12.07.2022 года, от 22.07.2022 года представитель третьего лица, действующая на основании доверенности (т. 1 л.д. 48) М.Я.М. возражала против удовлетворения исковых требований с учетом уточнений. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. В связи с тем, что Минтранс Омской области образован 21.04.2022 года и стал учредителем Учреждения 21.04.2022 года, считает, что в действиях Минтранса Омской области отсутствуют признаки какого-либо бездействия в части непринятия мер по оценке технического состояния автомобильных дорог, их паспортизации в соответствие с требованиями законодательства. В случае возложения на Минтранс Омской области субсидиарной ответственности по обязательствам неимущественного характера КУ «УДХ», исходящим из предмета его деятельности, нарушается порядок осуществления дорожной деятельности. Для осуществления дорожной деятельности Минтранс Омской области до КУ «УДХ» доводит лимиты бюджетных обязательств (средства дорожного фонда) в соответствии с законодательством. В соответствии с Порядком содержания и ремонта автомобильных дорог КУ «УДХ» направляет предложения по распределению бюджетных ассигнований дорожного фонда на последующие годы, Минтранс Омской области его утверждает. Для проведения оценки технического состояния автомобильных дорог и паспортизации КУ «УДХ» не требуются бюджетные ассигнования. Полагает, что Минтранс Омской области не может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам неимущественного характера, в том числе, но оценке технического состояния и паспортизации автомобильных дорог. Осмотр автомобильных дорог периодически осуществляется КУ «УДХ». На основании вышеуказанных осмотров и объездов устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, осуществляется устранение выявленных дефектов (недостатков) в рамках выполнения работ по содержанию автомобильных дорог. При формировании перечня объектов, подлежащих ремонту на соответствующий год специалистами КУ «УДХ» проводятся комиссионные обследования участков автомобильных дорог для определения видов и объемов с составлением дефектных ведомостей. На основании результатов данных обследований назначаются определяются оптимальные технологии проведения ремонта, виды и объемы работ, готовится конкурсная документация для определения подрядной организации с целью дальнейшего заключения государственного контракта на проведение работ. Паспортизация не является обязательной, не обеспечивает безопасность дорожного движения, ГОСТ не входит в перечень обязательных к исполнению требований. Приказ Минтранса № 402 создан для ГРБС, чтобы понимать, на что можно тратить бюджетные ассигнования, чтобы определить цель и назначение бюджетных ассигнований, но главное обеспечение безопасности дорожного движения. Таким образом, паспортизация, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог проводится КУ «УДХ» в соответствии с законодательством Российской Федерации, требования истца необоснованны (лт.1 л.д. 49-51).
Представители третьих лиц Министерство имущественных отношений Омской области, АО «Омскавтодор» участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, против чего не возражал истец.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) данный Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами Федерального закона № 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из данного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4 Федерального закона № 196-ФЗ).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно статье 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Предусмотренная Федеральным законом от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) обязанность по содержанию автомобильных дорог, в том числе, по их ремонту, дифференцирована в зависимости от обладателя вещного права и назначения автомобильной дороги.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность включает: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт (в том числе, капитальный), содержание автомобильных дорог.
В содержание автомобильной дороги входит: поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценка технического состояния, организация и обеспечение безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3).
Частью 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402, в состав работ по содержанию дорог, в том числе, диагностика, обследование и оценка технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений, текущие и периодические осмотры, обследования и испытания искусственных сооружений, оценка качества содержания автомобильных дорог.
В соответствии с ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 827, диагностика (оценка технического состояния) автомобильной дороги - обследование, сбор и анализ информации о параметрах и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, характеристиках транспортных потоков, а при необходимости и иной информации для определения потребности в ремонтных мероприятиях, а также оценки и прогноза состояния автомобильной дороги в процессе ее дальнейшей эксплуатации.
Согласно п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 07.08.2020 года № 288, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог Российской Федерации.
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (п. 3 Порядка).
На основании п. 4 Порядка при оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Пунктом 5 Порядка установлено, что в процессе обследования автомобильных дорог определяются: 1) постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги: ширина проезжей части и земляного полотна; габарит приближения; длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов; протяженность подъемов и спусков; продольный и поперечный уклоны; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; состояние элементов водоотвода; состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; 2) переменные параметры и характеристики автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющиеся в процессе эксплуатации автомобильной дороги: продольная ровность и глубина колеи дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;
объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта: средняя скорость движения транспортного потока; безопасность движения транспортного потока; пропускная способность, уровень загрузки автомобильной дороги движением; среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока; способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами.
Согласно п. 6 Порядка по результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, либо местного значения относится, соответственно, к расходным обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (статьи 11 - 13 Федерального закона N 257-ФЗ).
В данной связи, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, либо местного значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе, средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета) на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального (регионального или межмуниципального, местного) значения должно осуществляться в соответствии с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета) на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального (регионального или межмуниципального, местного) значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик соответствующих автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы и правила расчета размера ассигнований федерального бюджета на перечисленные цели утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 2).
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3).
Права всех собственников защищаются равным образом (пункт 4).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 26.03.2008 года № 38-рп «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области» автомобильные дороги <данные изъяты> относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Омской области (далее - автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения).
Нахождение данной дороги в собственности Омской области определяет наличие у субъекта РФ обязанности по надлежащему осуществлению дорожной деятельности, в том числе, содержанию и ремонту данной дороги.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе, посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, регистрации и т.п.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 2 Указа от 18.04.2019 года № 57 «Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области переименовано в Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
На основании пункта 1 Указа Губернатора Омской области от 30.12.2021 года № 210 «О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области» Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области реорганизовано путем выделения из Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
В соответствии с п. 2 Указа Министерству транспорта и дорожного хозяйства Омской области переданы функции в сферах транспорта и дорожного хозяйства. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области является правопреемником Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области в сферах транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 30.12.2021 г. N 210 "О реорганизации Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства омской области" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Минтранс Омской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в следующих сферах: 1) транспорт; 2) дорожное хозяйство.
Согласно подпункту 6 пункта 12 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Задачами Министерства являются реализация основных направлений государственной политики Омской области в сфере транспорта (автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного), дорожного хозяйства.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 17.11.2011 года № 222-п, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении КУ «УДХ Омской области», осуществляется учреждением.
Согласно Уставу Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», его учредителем является Омская область, функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области; Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Учреждение финансируется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.
Целями деятельности учреждения являются управление автодорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них; содействие обеспечению безопасного и бесперебойного движения автотранспорта по автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области, сохранности названных автодорог, повышению их пропускной способности, благоустройству и экологической безопасности. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества - Омская область в лице отраслевого органа.
Прокуратурой Нововаршавского района Омской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации в ходе которой, было установлено, что первичное обследование (оценка) технического состояния автомобильной дороги <данные изъяты> не проводилось. По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Вместе с тем проверкой установлено, что КУ ОО «Управление дорожного хозяйства Омской области» не обеспечено наличие технических паспортов на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, содержащих актуальные и объективные данные о состоянии указанных автомобильных дорог.
Из письма КУ ОО «Управление дорожного хозяйство Омской области» в адрес Прокурора Нововаршавского района Омской области от 09.03.2022 года следует, что на первое полугодие 2022 года согласно государственного контракта предельным объемом финансирования мероприятий по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Омской области в Нововаршавском муниципальном районе предусмотрена сумма в размере 27,021 млн. рублей, в том числе: на зимний период 11,463 млн.руб, на летний период 15,558 млн.руб. В 2021 году проводилась диагностика автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Омской области, однако, в связи с ограниченным финансированием данные мероприятия проводились только на автомобильных дорогах, которые включены в Опорную сеть РФ. Таким образом, диагностика автомобильных дорог регионального межмуниципального значения Омской области на территории Нововаршавского муниципального района Омской области не проводилась, ввиду отсутствия достаточного финансирования. Возможность работ по паспортизации и диагностики автомобильных дорог может быть рассмотрена только при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели (т. 1 л.д. 41-42).
Таким образом, фактически сторона ответчика признает неисполнение данной обязанности ввиду отсутствия необходимого финансирования.
При этом, само по себе отсутствие у ответчика необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как законодательство не связывает реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления с их наличествующими финансовыми возможностями.
Данные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанной автомобильной дороге и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, способствуют причинению значительного ущерба владельцам транспортных средств.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки, доказательств обратного ответчиками не представлено.
При этом, необходимых действенных мер после внесения прокурором в адрес ответчика представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (том 1 л.д.37-40) не принято с марта 2022 года и до времени рассмотрения дела судом по иску прокурора.
Представленные в материалы государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ также не являются основанием для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее содержание автомобильной дороги. Доказательств полного устранения выявленных прокуратурой нарушений ответчиками в ходе рассмотрения дела судом не представлено.
В соответствии с подп. 4 п. 9 раздела IV Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав работ по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Ранее Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В такой ситуации, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора и признании незаконным бездействий КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в части непринятия необходимых мер, направленных на проведение оценки технического состояния автомобильных дорог, паспортизации и актуализации имеющихся технических паспортов на автомобильные дороги, поскольку достаточных мер на их устранение ответчиками предпринято в полном объеме не было.
В период рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения указанной в иске обязанности. Представленный же технический паспорт автомобильной дороги <данные изъяты> При этом, данный технический паспорт датирован 2016 годом, не является актуальным и подлежит актуализации.
При этом, довод ответчика КУ ОО «УДХ» относительно осуществления работ по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог и паспортизации автомобильных дорог, исходя из лимитов бюджетных средств, суд находит несостоятельным, поскольку отсутствие, либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности.
Суд также отклоняет доводы ответчика и третьего лица в той части, что заявленные прокурором требования о паспортизации автомобильных дорог не является обязательным. Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, предусмотрен законодательством и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Установленные законом требования, заявленные прокурором, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения и подлежат исполнению.
Частями 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с приведенными доводами стороны ответчика, с учетом бюджетного законодательства, сроков и порядка проведения работ по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог и паспортизации, суд считает разумным установить срок выполнения работ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что обеспечит баланс интересов сторон.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, п. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей, для физических лиц - 6 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в данном случае следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
В связи с этим, при разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета в случае удовлетворения иска прокурора, поданного в интересах других лиц, необходимо исходить из субъектного состава лиц, в интересах которого прокурором подано заявление в суд.
Из материалов дела следует, что прокурор обратился в суд с требованиями неимущественного характера в защиту прав и законных интересов неопределенного круга (физических) лиц.
При обращении в суд общей юрисдикции с исковым заявлением неимущественного характера истцу (природоохранному прокурору), обратившемуся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, надлежало уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей (ст. 333.17, 333.18, п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Таким образом, с ответчика Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в бюджет города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.08.2020 ░░░░ № 288 ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 33388-2015.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.08.2020 ░░░░ № 288 ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 33388-2015..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░: 13 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.