Дело № 2-129/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владимир 19 января 2015 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Изоховой Е.В.,
при секретаре Сафоновой А.Э.,
с участием прокурора Сопневой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску прокурора города Владимира, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Владимира, МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» об обязании выделить денежные средства для установки оградительного устройства, установить оградительное устройство,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира обратился в суд с уточненным иском к администрации города Владимира, МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» об обязании администрации г. Владимира выделить денежные средства для установки оградительного устройства (забора), обязании МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» установить оградительное устройство в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Владимира проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение требований действующего законодательства в сфере противодействия терроризму, законодательства об образовании, а также о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» (далее образовательное учреждение) осуществляет образовательную деятельность по адресу: <...>, собственником имущества образовательного учреждения является МО г.Владимир в лице Управления муниципальным имуществом администрации г.Владимира, функции учредителя осуществляет Управление образования администрации г. Владимира. Проверка показала, что территория образовательного учреждения не ограждена забором по периметру территории образовательного учреждения, что подтверждается актом проверки, составленным прокуратурой г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ. Полагал, что в соответствии со ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.2 и п.15 ч. 3, п.2.ч.6, ч.7 ст. 28, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ### от ДД.ММ.ГГГГ г., которым утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», наличие на территории образовательного учреждения ограждения является обязательны. В связи с этим, считает, что имеются законные основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по установке оградительного устройства (забора) по периметру всей территории образовательного учреждения. Также указал, что в силу ст. 16 ФЗ от 06.10. 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Ссылаясь на ст.36 и ст. 37 Устава МО г. Владимир, полагал, что организация и финансирование ограждения территории образовательного учреждения является одной из функций органа местного самоуправления по управлению и содержанию муниципального имущества.
В судебном заседании прокурор Сопнева Я.В. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Владимира Гуржос Д.С. исковые требования не признал, полагал, что иск к Администрации г. Владимира предъявлен неосновательно, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования администрации г. Владимира. Указал, что иск прокурором предъявлен в интересах неопределенного круга лиц неосновательно, так как количество и персональный состав учащихся и преподавателей школы известен, поэтому исковые требования должны быть предъявлены в интересах определенного круга лиц. Также сослался на отсутствие расходов по разделу 0700 «Образование» в составе ведомственной структуры расходов бюджета города на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О бюджете города на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» по главному распорядителю средств бюджета города - «Администрация города Владимира».
Представитель ответчика МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» в судебном заседании отсутствовал, ранее в судебных заседаниях не возражал против предъявленных прокурором требований.
Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Владимира Шолохов М.В. в судебном заседании возражал против исковых требований, полагал необоснованной ссылку прокурора в иске на п.2 и 15 ч.3 ст.38 ФЗ «Об образовании в Российской федерации», которая не предъявляет требования к территории образовательных учреждений. В настоящее время все образовательные организации г. Владимира в целях исполнения требований п.2 ч.6 ст.5 названного ФЗ оборудованы системой экстренной сигнализации, системой видеонаблюдения, оснащены физической охраной. По ФЗ «О противодействии терроризму» организация обеспечения деятельности органов местного самоуправления по противодействию терроризма необходимыми средствами, возложена на Правительство РФ. Требования СанПиН 2.4.2821-10 не содержат указание на вид ограждения. Добавил, что все школы к ДД.ММ.ГГГГ были приняты надзорными органами, акт приема-передачи подписан представителем УМВД. Школе ### в ДД.ММ.ГГГГ были выделены денежные средства на выполнение муниципального задания, потребность школы в ограждении при этом была учтена.
Представитель третьего лица Финансового управления администрации г. Владимира Гуржос Д.С. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным представителями администрации г.Владимира и Управления образования администрации г.Владимира.
Представитель третьего лица Совета народных депутатов г. Владимира в судебном заседании отсутствовал, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица. В письменном отзыве указал, что доводы прокурора города Владимира основаны на нормах действующего законодательства.
Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
ДД.ММ.ГГГГ Президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, п.п. «д» п.11 которой в качестве основных задач противодействия терроризму определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения.
Пунктом 15 Концепции предусмотрено, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в том числе задач по разработке и введению в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Образовательные учреждения относятся к местам массового скопления людей, в связи с чем положения ФЗ «о противодействии терроризму» и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации имеют прямое действие при принятии мер по профилактике терроризму и его предупреждению.
Как предусмотрено, п.2 и п.15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 этой же нормы Федерального закона закреплено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу статьи 1 Закона РФ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Установка ограждений территорий школ является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательных учреждениях.
Согласно статьи 28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ (в редакции закона от 05.06.2012г. № 52-ФЗ) в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 1 вышеназванного закона, под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно- эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждены общие требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях - СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Судом установлено, что МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» расположена по адресу: <...>, учредителем учреждения является муниципальное образование г. Владимир. Полномочия и функции учредителя осуществляет Управление образования администрации г. Владимира.
Прокуратурой г. Владимира проведена проверка, по результатам которой составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фото-таблицы, из которого следует, что территория МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» не огорожена забором.
В ответ на требование прокурора г. Владимира за подписью директора образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ сообщалось, что ограждение (забор) вокруг школы отсутствует по всему периметру ее территории. Примерная стоимость работ составляет ###
Исходя из вышеприведенных законоположений и требований СанПиН 2.4.2.2821-10 суд приходит к выводу, что наличие на территории образовательного учреждения ограждения является обязательным, в связи с чем требование прокурора по обязанию МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» установить оградительное устройство (забор) на территории образовательного учреждения, является обоснованным.
Необходимость установки оградительного устройства на территории образовательного учреждения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в деле. Отсутствие надлежащей системы общей безопасности в учреждении школьного образования, а именно отсутствие ограждения (забора) на территории МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25», ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, находящихся в данном здании и пребывающих на территории учреждения. Установка ограждения (забора) является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В соответствии с ст.16 1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона закреплено, что, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №25» является муниципальным образовательным учреждением, а ее учредителем является муниципальное образование г. Владимир.
В соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования город Владимир, утвержденного Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ###, Администрация города Владимира - исполнительно-распорядительный орган, наделенный в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Владимира федеральными законами и законами Владимирской области.
. К полномочиям администрации города Владимира, согласно ст. 37 Устава, относятся: разработка проекта бюджета и исполнение бюджета муниципального образования город Владимир; внесение в Совет народных депутатов проекта бюджета города Владимира и отчета об исполнении бюджета города Владимира; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Владимира, в порядке, установленном решением Совета народных депутатов; осуществление функций и полномочий учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с порядком, установленным администрацией города; формирование муниципального задания в соответствии с порядком, установленным администрацией города.
Анализ вышеприведенных законоположений, положений Устава МО г. Владимир, позволяет суду придти к выводу, что организация и финансирование ограждения территории образовательного учреждения является одной из функций органа местного самоуправления по управлению и содержанию муниципального имущества, в связи с чем не может быть возложена на образовательное учреждение без соответствующих распоряжений собственника.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования прокурора по обязанию администрации г. Владимира выделить денежные средства, необходимые для установки оградительного устройства (забора) на территории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» подлежат удовлетворению.
Доводы представителя администрации г. Владимира о том, что администрация г. Владимира не является надлежащим ответчиком по делу, основаны на неверном толковании норм законов, противоречат вышеприведенным требованиями законодательства.
Утверждение представителя администрации г. Владимира о том, что прокурором необоснованно предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц определен - учащиеся и преподаватели школы, суд состоятельными не признает.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В образовательном процессе помимо обучающихся и педагогических работников задействованы также родители обучающихся. Кроме того, в образовательном учреждении организовано медицинское обслуживание и питание. Комплектование работников для этих целей осуществляется в порядке ст. 351.1 ТК РФ. Следовательно, определить круг лиц, то есть индивидуализировать каждого, кто задействован в процессе образования и его организации, и в связи с этим подлежит защите от террористических угроз, не представляется возможным. Поэтому, прокурор совершенно правомерно предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц.
Ссылка представителя Управления образования администрации г. Владимира на то, что в п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 не указаны вид ограждения и его исполнение, также необоснованна, поскольку обеспечение защищенности от террористических угроз, с помощью устройства на территории школы ограждения в виде зеленых насаждений, не будет достигнуто, оградительное устройство должно быть надежным, прочным, препятствующем проникновению в не отведенных для этого местах, т.е. оборудовано в виде забора.
Довод представителя администрации г.Владимира о недостаточности бюджетных средств не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от публично-правовых обязательств, в частности от исполнения обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, администрация города Владимира не лишена возможности обратиться в порядке ст. 434 ГПК РФ за отсрочкой исполнения судебного постановления.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя требования прокурора г. Владимира, суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом принципа разумности исполнения судебных постановлений, установленного ст.6.1 ГПК РФ, полагает целесообразным с целью исполнения решения суда по настоящему делу установить следующие сроки для ответчиков: для Администрации г. Владимира - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а для МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» - в течение 6 месяцев с момента выделения Администрацией г. Владимира денежных средств.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Владимира действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию города Владимира выделить денежные средства, необходимые для установки оградительного устройства (забора) на территории МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МАОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 25» установить оградительное устройство (забор) на территории образовательного учреждения, в течение 6 месяцев с момента выделения Администрацией г. Владимира денежных средств.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
В мотивированной форме решение изготовлено 23.01.2015.
Председательствующий судья Е.В. Изохова