Решение по делу № 2-342/2020 от 29.04.2020

дело № 2-342/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский    Первомайского района            15 июня 2020 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,

при секретаре Кулаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области к Истлеу С.Г. о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,            

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обратилось в суд с иском к Истлеу С.Г. о понуждении к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, указав в обоснование на следующие обстоятельства.

В Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступило решение Первомайского районного суда от 10 октября 2019 года об установлении факта принадлежности Истлеу С.Г. свидетельства на право собственности на землю серии <данные изъяты>, выданного Комземресурсами Первомайского района, регистрационная запись <данные изъяты> года, на земельную долю с оценкой <данные изъяты> баллогектаров, общей площадью <данные изъяты> га, расположенную по адресу: <данные изъяты> на имя Истлеу С.Г.к., <данные изъяты> года рождения.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 апреля 2020 года № <данные изъяты> Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения, место рождения: <данные изъяты>, гражданство <данные изъяты> временное удостоверение личности: <данные изъяты> выдан <данные изъяты> является правообладателем <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. с местоположением: <данные изъяты>

Согласно письму УМВД России по Оренбургской области от 11 февраля 2020 года <данные изъяты> и паспортным данным Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения является гражданкой <данные изъяты> и на территории Оренбургской области на миграционном учете не состояла.

Статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Согласно пункту 1 статьи 5 вышеуказанного закона в случае, если в собственность лица по основаниям допускаемым законом, оказалась доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 настоящего закона, такая доля должна быть отчуждена собственником.

Отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенной до вступления в силу настоящего закона, должно быть осуществлено в течении года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Право собственности Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения, на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> зарегистрировано 23 декабря 2019 года и до настоящего времени не прекращено.

В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 настоящего Федерального закона, обязан обратится в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Указывая, что Министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области, выступая в защиту прав и законных интересов Оренбургской области, истец просит возложить обязанность на Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения, гражданку <данные изъяты>, осуществить продажу на торгах принадлежащей ей <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. с местоположением: <данные изъяты>

Определением Первомайского районного суда от 15 мая 2020 года к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области.

Представитель истца – Министерства природных ресурсов, экологии, имущественных отношений Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном в суд заявлении от 29 мая 2020 года просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Истлеу С.Г. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. В направленной в суд телефонограмме. Не возражая против исковых требований, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что в настоящее время принимаются меры по отчуждению земельной доли.

Представитель третьего лица –администрации муниципального образования Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном в суд заявлении от 15 июня 2020 года просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, ответчика, представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований Гражданского кодекса РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз.4 п.1 ст.2) и в соответствии с ч.3 ст.36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Земельный кодекс РФ устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1).

Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ, ст.4 Федерального закона от 25 июля 2012 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым, установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

В силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Согласно ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (п. 1).

Согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Те же требования применяются в случае, если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения был унаследован иностранным гражданином (статья 11 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен конкретный срок, в течение которого земельный участок или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

Из материалов дела следует, что решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 10 октября 2019 года установлен юридический факт принадлежности Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения, свидетельства на право собственности на землю серии <данные изъяты>, выданного Комземресурсами Первомайского района, регистрационная запись <данные изъяты> года, на земельную долю с оценкой <данные изъяты> баллогектаров, общей площадью <данные изъяты> га, расположенную по адресу: <данные изъяты>, на имя Истлеу С.Г.к, <данные изъяты> года рождения.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) устанавливалось, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

Указанное свидетельство было выдано Истлеу С.Г. в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», распоряжением администрации Первомайского района Оренбургской области от 15 июня 1994 года № 230-р.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В связи с тем, что при рассмотрении гражданского дела № <данные изъяты> по заявлению Истлеу С.Г.к об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области было привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, копия указанного решения от 10 октября 2019 года была направлена в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 13 апреля 2020 года № <данные изъяты>, Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения, место рождения: <данные изъяты>, гражданство: <данные изъяты>, временное удостоверение личности: <данные изъяты>, выдан <данные изъяты>, является правообладателем <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. с местоположением: <данные изъяты>

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

В соответствии с пунктами 1, 1.3, 1.6, 3.15 положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года 7-ук, Министерство является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области, в том числе земельным ресурсами, защиту интересов Оренбургской области в судебных органах в соответствии с действующим законодательством, выступает в суде в качестве истца и ответчика, третьего лица, заявителя или другого заинтересованного лица в защиту государственных интересов по вопросам, отнесенных к компетенции Министерства.

Обосновывая свое обращение в суд с настоящим иском, Министерство природных ресурсов, экологии, имущественных отношений Оренбургской области указало на то, что Истлеу С.Г. является гражданкой <данные изъяты>

Согласно письму УМВД России по Оренбургской области от 11 февраля 2020 года № <данные изъяты> копии удостоверения личности № <данные изъяты> Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения является гражданкой <данные изъяты>, документирована иностранным паспортом <данные изъяты>, на территории Оренбургской области на миграционном учете не состояла.

Таким образом, Истлеу С.Г., являясь иностранным гражданином - гражданкой <данные изъяты>, исходя из требований вышеуказанного законодательства, не может иметь в собственности долю земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, если земельный участок в силу закона не может принадлежать данному лицу (в настоящем случае доля в земельном участке сельскохозяйственного назначения не может принадлежать на праве собственности иностранному гражданину), необходимо его отчуждение.

Статьей 52 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

После возникновения права собственности Истлеу С.Г. на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в течение года и до настоящего времени, ответчик не исполнил обязанности по отчуждению доли.

При таких обстоятельствах, нахождение <данные изъяты> доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственности ответчика противоречит российскому законодательству, указанная доля должна быть им отчуждена на торгах (конкурсах, аукционах), в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                        РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области удовлетворить.

Обязать Истлеу С.Г., <данные изъяты> года рождения, уроженку <данные изъяты>, гражданку <данные изъяты>, провести отчуждение <данные изъяты> доли (запись регистрации № <данные изъяты> от 23 декабря 2019 года) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <данные изъяты> путем продажи на торгах (конкурсах, аукционах).

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья                             Д.Р.Стройкина

Решение в окончательной форме вынесено 17 июня 2020 года.

Судья                             Д.Р.Стройкина

2-342/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Ответчики
Истлеу Светлана Галимжановна
Другие
администрация МО Революционный сельсовет Первомайского района Оренбургской области
Суд
Первомайский районный суд Оренбургской области
Судья
Стройкина Джульетта Рашидовна
Дело на сайте суда
pervomaysky.orb.sudrf.ru
29.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2020Судебное заседание
18.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее