25RS0030-01-2021-001318-24
Дело № 2а-889/2021
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Н.С.,
при секретаре Осолихиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ткачёва Василия Анатольевича к администрации Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании решения, с участием заинтересованного лица Морской инженерной службы Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
Ткачёв В.А. обратился в суд с данным иском, указав, что 01.08.2013 на основании постановления администрации Хасанского муниципального района от 25.07.2013 №, между Танковым Е.М. и административным ответчиком заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир высота с отметкой 67,8, участок находится примерно в 3,1 км. от ориентира по направлению на восток, для строительства базы отдыха. Далее права и обязанности по указанному договору были переданы от Танкова Е.М. Касатову Д.В., который 24.11.2017 передал свои права и обязанности по договору Ткачёву В.А. Административный истец 24.08.2021 обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке административного здания на туристической базе отдыха. Решением администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Ткачёву В.А. отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах проектируемой зоны полигона войсковой части 30926 «Учебно-тактическое поле «Клёрк», на основании п. 10, 12 Положения об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405. Полагает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с выпиской из ЕГРН, Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 25.07.2013 № 1178 каких-либо ограничений прав земельного участка не имеется, постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 не содержит понятия – проектируемая зона, административным ответчиком нарушен утвержденный регламент предоставления услуги «Выдача разрешения на строительство».
Просит признать незаконным решение администрации Хасанского муниципального района Приморского края в лице главы Степанова И.В. от 07.09.2021 № 6308 об отказе Ткачёву В.А. в выдаче разрешения на строительство административного здания на земельном участке с кадастровым номером №; возложить обязанность на административного ответчика выдать административному истцу разрешение на строительство административного здания на земельном участке с кадастровым номером № на основании заявления от 24.08.2021 № 7230.
Административный истец и его представитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали в полном объеме, дополнительно пояснили, что в настоящее время никаких ограничений в использовании указанного земельного участка не имеется, отказ нарушает права административного истца и не соответствует существующему регламенту предоставления муниципальной услуги. Дополнительно представили заключение кадастрового инженера от 20.11.2021.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, предоставила письменный отзыв на исковые требования, согласно которому решение об отказе в выдаче разрешения на строительство было принято на основании предостережения Министерства обороны РФ о недопустимости изменения зон с особыми условиями использования земель, установленных для полигона «Клёрк» в соответствии с протоколом заседания комиссии № 8/МК от 25.03.2020. По информации администрации Славянского городского поселения от 27.08.2021 № 3180 земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах запретной зоны полигона «Клёрк». Отказ вызван соблюдением интересов истца.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, представил письменные возражения, в соответствии с которыми земельные участки полигона «Клёрк» используются Министерством обороны РФ с 1965 года для проведения мероприятий боевой и специальной подготовки с выполнением боевых стрельб из всех видов штатного вооружения пехоты, артиллерии и авиации. В целях исключения предпосылок к причинению вреда жизни и здоровья граждан, не допущению причинения ущерба объектам движимого и недвижимого имущества, расположенных в границах полигона и в пределах запретных зон, командованием Тихоокеанского флота с 2018 года проводилась работа по установлению запретных зон полигона «Клёрк». Протоколом № 8/МК от 25.03.2020 заочного заседания межведомственной комиссии установлены запретные зоны в отношении учебного объекта – учебное тактическое поле «Клёрк» в/ч 30926, согласно приложению № 2 к указанному протоколу земельный участок с кадастровым номером 25:20:050101:3146 полностью расположен в границах запретной зоны учебного тактического поля «Клёрк» полигона «Бамбурово» войсковой части 30926. Приказом зам. министра обороны РФ от 06.09.2021 № 815 установлена зона с особыми условиями использования земель в отношении военного объекта - учебное тактическое поле «Клёрк» полигона «Бамбурово» войсковой части 30926, земельный участок административного истца вошёл в запретную зону. В адрес Министерства имущественных отношений Приморского края 17.11.2021 направлено обращение в целях внесения сведений об установлении зон с особыми условиями использования земель в отношении полигона «Клёрк» в ЕГРН.
Заслушав стороны, заинтересованное лицо, изучив в материалы дела и представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из смысла ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение публичного органа может быть признано незаконным, если оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации Хасанского муниципального района от 25.07.2013 № 1178 Танкову Е.М. предоставлен в аренду до 21.01.2023 земельный участок для строительства базы отдыха из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером № площадью 5000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир высота с отметкой 67,8, участок находится примерно в 3,1 км. от ориентира по направлению на восток.
На основании указанного постановления 01.08.2013 между Танковым Е.М. и административным ответчиком заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что права и обязанности по договору № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 переданы ФИО4, который ДД.ММ.ГГГГ передал свои права и обязанности по договору Ткачёву В.А.
Ткачёв В.А. 24.08.2021 обратился в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером № административного здания на туристической базе отдыха, в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Аркос».
Письмом от 07.09.2021 № 6308 администрацией отказано Ткачёву В.А. в предоставлении муниципальной услуги, так как земельный участок расположен в границах проектируемой запретной зоны полигона войсковой части 30926 «Учебно-тактическое поле «Клёрк», на основании п. 10, 12 Положения об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённого постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.
Оспаривая указанный отказ, административный истец указывает, что в соответствии с выпиской из ЕГРН, Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 25.07.2013 № 1178 запретная зона в границах земельного участка истца не установлено, что так же подтверждается заключением кадастрового инженера от 20.11.2021, при принятии решения администрацией нарушен регламент предоставления услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденный постановлением администрации Хасанского муниципального района от 19.12.2019 № 671-па.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Хасанского муниципального района от 19.12.2019 № 671-па, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», постановлением администрации Хасанского муниципального района от 12.07.2016 № 277-па «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг», утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство».
Пункт 11 указанного Регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления либо принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Оценивая оспариваемый отказ администрации Хасанского муниципального района от 07.09.2021 № 6308, суд приходит к выводу, что при его вынесении административным ответчиком в нарушение Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Хасанского муниципального района от 19.12.2019 № 671-па, не указан соответствующий подпункт п. 11.2 Регламента, что не соответствует нормативным правовым актам, предусматривающим процедуру вынесения решения по поступившему заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Однако, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное органом местного самоуправления, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца.
Требования административного иска могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, причиной отказа Ткачёву В.А. в предоставлении разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 25:20:050101:3146 послужило расположение указанного земельного участка в границах проектируемой запретной зоны полигона войсковой части 30926 «Учебно-тактическое поле «Клёрк».
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения исполнительного комитета Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 16.02.1965 № 13-с «Об отводе Тихоокеанскому флоту земельных участков в Хасанском районе», войсковой части 36324 в постоянное пользование для нужд боевой подготовки отведён земельный участок площадью 393 га, так же разрешено Хасанскому райисполкому, Славянскому зверосовхозу и Барабашскому откормочному совхозу выделять войсковой части 36324 для нужд боевой подготовки земельные участки во временное пользование.
Выделенный войсковой части 36324 в постоянное пользование для нужд боевой подготовки земельный участок площадью 393 га является полигоном «Клёрк», который используется по назначению по настоящее время, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Как следует из представленных материалов, командованием Тихоокеанского флота с 2018 года ведётся процедура установления запретных зон полигона «Клёрк» в целях исключения предпосылок к причинению вреда жизни и здоровья граждан, не допущению причинения ущерба объектам движимого и недвижимого имущества, расположенных в границах полигона и в пределах запретных зон, а именно:
Командующим Тихоокеанским флотом Авакянц С. 25.07.2018 утверждено обоснование о необходимости установления запретной, охранной и охраняемой зоны полигона войсковой части 30926, в соответствии с которым площадь предлагаемой запретной зоны 5987,34656 кв. га, периметр 31,445 км., согласно схемы запретной зоны полигона Клёрк, данное обоснование в апреле-мае 2018 года было согласовано главой администрации Хасанского района, начальником отдела МВД России по Хасанскому району, зам. главы Славянского городского поселения, начальником отдела ФСБ России восковая часть 39190, начальником УМВД России по Приморскому краю, а так же в июле 2018 года врио Губернатора края – главой Администрации Приморского края;
Протоколом заочного заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, № 8/МК от 25.03.2020 установлены запретные зоны в отношении учебного объекта – учебное тактическое поле «Клёрк» в/ч 30926;
Приказом зам. министра обороны РФ от 06.09.2021 № 815 в отношении военного объекта - учебное тактическое поле «Клёрк» 155 отдельной бригады морской пехоты «Бамбурово» установлена запретная зона шириной 3000 м., охранная зона и зона охраняемого военного объекта шириной 100 м. (Приморский край, Хасанский район), директору Департамента военного имущества Министерства обороны РФ приказано направить данный приказ, а так же документы, содержащие описания местоположения границ зон с особыми условиями использования земель объекта, в орган, осуществляющий кадастровый учёт и государственную регистрацию прав для внесения сведений о зонах с особыми условиями использования земель объекта в ЕГРН, сведений о том, что данный приказ отменён в последствии и является не действующим в судебное заседание не представлено.
Так же, 10.08.2020 управлением Тихоокеанского флота направлено в адрес и.о. главы Славянского городского поселения письмо, в соответствии с которым изменение зон с особыми условиями использования земель, установленных для полигона «Клёрк» согласно протоколу межведомственной комиссии № 8/МК от 25.03.2020 не представляется возможным, с приложением 29.09.2020 уточнённых схем расположения земельных участков учебно-тактического поля «Клёрк».
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 (ред. от 27.07.2017) «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
В соответствии с п. 12 указанного положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Согласно представленным ответчиком документам, 03.09.2021 в адрес администрации Хасанского муниципального района поступили сведения из администрации Славянского городского поселения о правообладателях земельных участков, расположенных границах запретной зоны полигона «Клёрк».
Из указанного списка следует, что земельный участок с кадастровым номером №, находящейся в аренде с 01.08.2013 по 21.01.2023, арендатором которого в настоящее время является Ткачёв В.А., расположен в границах запретной зоны полигона «Клёрк».
Данный факт в судебном заседании сторонами не оспорен, доказательств иного в судебное заседание не представлено.
Таким образом, на момент обращения 24.08.2021 Ткачёва В.А. в администрацию Хасанского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 25:20:050101:3146 административного здания протоколом межведомственной комиссии № 8/МК от 25.03.2020 были установлены запретные зоны в отношении учебного объекта – учебное тактическое поле «Клёрк» в/ч 30926, сведения о том, что указанное решение отменено либо является недействующим в материалах дела отсутствуют, сторонами не представлено.
На момент вынесения оспариваемого решения администрации Хасанского муниципального района от 07.09.2021 № 6308 был издан приказ зам. министра обороны РФ от 06.09.2021 № 815 в отношении военного объекта - учебное тактическое поле «Клёрк» 155 отдельной бригады морской пехоты «Бамбурово», в соответствии с которым установлена запретная зона шириной 3000 м.
Поскольку на момент вынесения оспариваемого решения администрации Хасанского муниципального района запретная зона, в границах которой находится земельный участок административного истца, была установлена приказом зам. министра обороны РФ от 06.09.2021 № 815, велась процедура по внесению указанных сведений в ЕГРН, при наличии у административного ответчика предостережения Министерства обороны относительно земельных участков, вошедших в запретную зону, а так же сведений из администрации Славянского городского поселения о том, что земельный участок, находящийся в аренде Ткачёва В.А., расположен в границах запретной зоны, у администрация Хасанского муниципального района не имелось правовых оснований для выдачи разрешения административному истцу на строительство на земельном участке с кадастровым номером 25:20:050101:3146 административного здания.
Факт того, что процедура установления запретной зоны на момент вынесения оспариваемого решения не была окончена, а именно сведения об ограничении в ЕГРН не были внесены, не может служить основанием для признания оспариваемого решения незаконным и нарушающим права административного истца.
Нахождение на рядом расположенном земельном участке зарегистрированных в феврале и сентябре 2021 года объектов капитального строительства, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения администрации Хасанского муниципального района от 07.09.2021 об отказе Ткачёву В.А. в выдаче разрешения на строительство.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ администрации Хасанского муниципального района от 07.09.2021 № 6308 является законным и обоснованным и прав административного истца не нарушает.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Ткачёва В.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, ст. 227 КАС РФ
решил:
Ткачёву Василию Анатольевичу в удовлетворении административного искового заявления к администрации Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании решения отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья