Дело № 11-42/2018 Мировой судья Моряков В. Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2018 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масанкиной А. А.,
при секретаре Раченковой О. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Третьяковского района от 07 февраля 2018 г.
по делу по иску прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Кожевникова А.В. к Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края о возмещении суммы, затраченной на оплату потребленной электроэнергии,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Третьяковского района Алтайского края в интересах Кожевникова А. В. обратился к мировому судье с иском к Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края о возмещении суммы, затраченной на оплату потребленной электроэнергии, указывая, что прокуратурой Третьяковского района проведена проверка доводов обращения истца, являющегося педагогическим работником, о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату потребленной электроэнергии. Согласно справке, предоставленной Управлением социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края, истцом произведена фактическая оплата электроэнергии за период с января 2014 г. по март 2017 г. в сумме 32 351,58 руб., при этом компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п. 16 Постановления Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 г. № 126 за аналогичный период, составила 6 465,49 руб.
Общая сумма недополученной компенсации за период 2014-2017 г. г. составила 25 886,09 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на п. 4 ст. 4, п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99, которые не предусматривают каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию, прокурор просил взыскать с Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району в пользу Кожевникова А. В. недополученную за период 2014-2017 г. г. сумму компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 25 886,09 руб.
Решением мирового судьи судебного участка Третьяковского района Алтайского края от 07 февраля 2018 г. исковые требования прокурора удовлетворены. С Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края в пользу Кожевникова А. В. взыскана недополученная за период с января 2014 г. по март 2017 г. сумма компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии в размере 25 886 рублей 09 копеек.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 г. № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99, ответчик указывает, что компенсация затрат осуществляется за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. Если не установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, ее объем определяется расчетным путем.
Вывод мирового судьи о том, что понятие освещения жилого помещения, используемое в Федеральном законе, Законе Алтайского края и Правилах, включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением жилого помещения, основан на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства и противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Исковые требования в части периода произведенных расходов с января 2014 г. по март 2017 г. заявлены за пределами срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Пункт 41 Правил регламентирует случаи просрочки выплаты управлением начисленных сумм компенсации, которые истцу были выплачены управлением своевременно, о порядке определения суммы компенсации и ее выплаты истцу было известно, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. В связи с чем, исковые требования в части недополученной суммы компенсации расходов за период с января 2017 г. по март 2017 г. не подлежали удовлетворению.
Кроме того, мировой судья необоснованно пришел к выводу, что истец имеет право на компенсацию расходов на освещение за март 2017 г., поскольку в соответствии с пунктом 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. В марте 2017 г. истец имел право на компенсацию расходов на освещение и получил ее в соответствии с расходами февраля 2017 г. С 01 апреля 2017 г. Правила утратили силу, расходы за март 2017 г. компенсированы истцу в апреле 2017 г. в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. № 103.
Сумма компенсации расходов на освещение, выплаченная истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 11 922,07 руб. Размер взысканной мировым судьей суммы компенсации, с учетом уже выплаченной истцу суммы, превышает фактические расходы на потребленную электроэнергию в жилом помещении педагогического работника в спорный период на 16 751,76 руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО4 апелляционную жалобу поддержала, прокурор возражала против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей ответчика, истца, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение мирового судьи подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, Кожевников А. В. работает учителем в МКОУ «Староалейская СОШ № 2», является получателем льгот по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой МКОУ «Староалейская СОШ № 2», согласно которой Кожевников А. В. в период с января 2014 г. по март 2017 г. работал учителем; копией паспорта истца с отметкой о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>; копией личного дела № получателя компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края Кожевникова А. В.
Жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого Кожевников А. В. осуществляет оплату услуг по электроснабжению.
Согласно лицевой карте потребителя, Кожевниковым А. В. за период с января 2014 г. по март 2017 г. произведена оплата за потребление электроэнергии в общей сумме 33 634,28 руб. (л. д. 51).
При этом истцу компенсированы расходы на освещение за указанный период, определенные расчетным путем, в размере 6 576,50 руб., что следует из справки Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края (л. д. 23).
Разрешая требования прокурора о взыскании с Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края недополученной Кожевниковым А. В. компенсации затрат на электроэнергию, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не устанавливает порядок оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, а потому размер компенсации на освещение подлежит определению исходя из фактически понесенных льготополучателем расходов, на основании показаний приборов учета и начисление ее по нормативам потребления является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами мирового судьи не соглашается, полагая их не основанными на нормах права.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (ст. 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 39). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 г.) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 упомянутого закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в ч. 8 ст. 47 действующего с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которой установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 г. № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 ст. 2 которого (в редакции от 30 ноября 2016 г.) предусмотрено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 г. № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила), пунктом 2 которых определено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с п. 3 Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в п. 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании п. 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (п. 4 Правил).
Размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения (п. 25 Правил).
Денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п. 28 Правил).
Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение, а денежный эквивалент оплаты освещения определяется исходя из показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой именно для освещения жилого помещения, что прямо следует из положений ст. 2 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 г. № 88-ЗС и п. 29 Правил.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее закон определял такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и пояснений прокурора в суде апелляционной инстанции, в жилом помещении истца Кожевникова А. В. установлен один прибор учета электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на использование иных электроприборов в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, поскольку у материального истца отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации истцу фактических расходов на оплату электроснабжения, в т. ч. электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки выводам мирового судьи, не имелось.
При этом на то обстоятельство, что производимый ответчиком расчет компенсации за освещение является арифметически неверным и не соответствует п. 29 Правил, прокурор в исковом заявлении не ссылается.
Учитывая изложенное, основания для взыскания с Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району Алтайского края в пользу Кожевникова А. В. недополученной за период с января 2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ компенсации понесенных им затрат на оплату электроэнергии отсутствовали.
Таким образом, решение мирового судьи об удовлетворении исковых требований прокурора не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░ 2018 ░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░