Дело № 2-714/2024
10RS0006-01-2024-000719-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 03 октября 2024 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Нефедовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Лахденпохского муниципального района, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о включении квартиры в наследственную массу и признании права собственности,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО3 (наследодатель), истец является наследником первой очереди. После смерти наследодателя открылось наследство, в состав которого вошла квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежала ФИО4 на основании Договора безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ) наследниками квартиры в равных долях стали ФИО3 (дочь – ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и ФИО11 (сын – ДД.ММ.ГГГГ года рождения). ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО11 было заключено соглашение, по условиям которого наследственная масса была поделена между ними. В соответствии с данным соглашением и ст. 1165 ГК РФ, удостоверенным нотариусом, имущество было разделено следующим образом: в собственность ФИО3 перешла квартира, расположенная по адресу: <адрес>, а в собственность ФИО11 перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка и денежные вклады. В нарушение ст. 131 ГК РФ, при жизни ФИО3 не зарегистрировала право собственности на данную квартиру в установленном порядке. Однако наследодатель пользовался объектом недвижимости по назначению, нес бремя его содержания, оплачивал налоги и иные платежи. В едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о регистрации права собственности на квартиру на имя наследодателя. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, истец ФИО2 относится к наследникам первой очереди по закону. ФИО2 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти ФИО3 Иных наследников к имуществу нет. В соответствии со свидетельством о праве на наследство у истца возникло право собственности только на ? долю в праве общедолевой собственности на вышеуказанную квартиру. Истец добросовестно пользуется наследственным имуществом, несет бремя по его содержанию, предприняла все меры по сохранению имущества наследодателя. За все время владения и пользования квартирой не заявлялись права требования и правопритязания ни со стороны государственных и муниципальных органов, ни со стороны юридических и физических лиц. Однако учитывая, что при жизни ФИО3 согласно соглашению о разделе наследства от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировала, истец не имеет возможности зарегистрировать свое право на вторую долю в квартире во внесудебном порядке. На основании вышеизложенного, ссылаясь на абз. 2 ст. 12, абз. 2 п. 2 ст. 218, ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», истец просит суд:
- включить № долю в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в наследственную массу, открывшуюся со смертью ФИО3;
- признать за ФИО2 право собственности на 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7
Истец в судебном заседании отсутствовала, ранее исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики ФИО5, ФИО6, ФИО7, представитель администрации Лахденпохского муниципального района ФИО10, при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали, посредством телефонной связи ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения требований не возражали.
Иные стороны по делу при надлежащем извещении отсутствовали.
Исследовав материалы настоящего дела, копии наследственного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон; каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено законом.
Частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право наследования гарантируется.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Наследование осуществляется по завещанию и по закону (ст. 1111 ГК РФ).
В силу ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Пунктом 2 ст. 8.1 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К имуществу ФИО4 нотариусом округа <адрес> Республики Карелия было открыто наследственное дело №.
Из материалов указанного наследственного дела следует, что наследниками умершей ФИО4 являются ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь) и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО11 выданы свидетельства о праве на наследство по закону по ? доле каждому на наследственное имущество:
- квартира, находящаяся по адресу: <адрес> (принадлежит наследодателю на основании Договора безвозмездной передачи жилья в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ);
- денежные вклады, находящиеся в ОАО «Сбербанк России в дополнительном офисе № Карельского отделения № с причитающимися процентами и компенсацией;
- права и обязанности по Договору аренды земельного участка № с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенного: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО11 заключено соглашение, удостоверенное нотариусом округа <адрес> Республики Карелия в реестре за №, согласно которому наследственное имущество умершей ФИО4 разделено между ФИО3 и ФИО11 следующим образом:
- в собственность ФИО3 перешла квартира, находящаяся по адресу: <адрес>;
- в собственность ФИО11 перешли права и обязанности по Договору аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м., расположенного: <адрес>, и денежные вклады, находящиеся в № с причитающимися процентами и компенсацией.
Из соглашения следует, что переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.
При жизни ФИО3 переход права собственности на спорную долю в праве в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> не зарегистрировала, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
К имуществу умершей ФИО3 нотариусом нотариального округа <адрес> открыто наследственное дело №.
Единственным наследником на имущество умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является ее дочь – истец ФИО2, других наследников не установлено. Данные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела, из которого следует, что единственным наследником ФИО3, является ФИО2, которая обратилась к нотариусу округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, установленный для принятия наследства.
Наследственное имущество состоит № доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, и прав на денежные средства, находящиеся № ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано свидетельство о праве на наследство по закону на вышеуказанное имущество.
При этом, письмом нотариуса Лахденпохского нотариального округа Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано во включении в состав наследственного имущества оставшейся № доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, поскольку при жизни ФИО3 не зарегистрировала право собственности по соглашению, заключенному ДД.ММ.ГГГГ у нотариуса округа <адрес> Республики Карелия между ФИО3 и ФИО11
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно выписке из ЕГРН помещение с кадастровым номером № поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет местоположение: <адрес>, площадь № кв.м., назначение – жилое, вид жилого помещения – квартира, данные о правообладателях указанного объекта недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
Из договора безвозмездной передачи жилья собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией <адрес> и ФИО4, следует, что Администрация <адрес> передала ФИО4 в собственность безвозмездно, квартиру в <адрес> общей площадью 32 кв.м. Согласно кадастровому паспорту на квартиру, квартира расположена по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО11 являются наследниками имущества ФИО4, а именно по ? доли в праве общей долевой собственности каждый на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Таким образом, из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежала на основании Договора о безвозмездной передаче жилья в собственность ФИО4, после смерти которой перешла в собственность по ? доле в праве ее наследникам, детям, ФИО3 и ФИО11
При этом, право собственности как ФИО4, так и ФИО3 на указанную выше квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировали, в связи со смертью.
ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ. Из наследственного дела №, открытого к его имуществу, следует, что спорная ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в наследственное имущество после смерти ФИО11 не включена, в материалах наследственного дела такие сведения отсутствуют. Вместе с тем, в наследственное имущество включен земельный участок с кадастровым номером №, право собственности на который ФИО11 при жизни зарегистрировал надлежащим образом, являясь полным правообладателем земельного участка по Договору аренды земельного участка № с кадастровым номером №.
Из анализа исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ФИО3, несмотря на то, что надлежащим образом не зарегистрировала право собственности на ? доли в праве на спорную квартиру, принадлежащую ФИО11, приобрела это право и являлась собственником на основании Соглашения, заключенного с ФИО11, удостоверенного нотариусом и не отмененного при жизни сторонами.
В соответствии с положениями ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Учитывая, что ФИО2 является единственным наследником после смерти умершей ФИО3, суд, установив право ? доли наследодателя на спорную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 в части включения в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО3 в виде № доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и признании за истцом права собственности в порядке наследования на указанную долю, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доказательств того, что наследодатель или наследник отказалась от своих прав на имущество или совершили действия, являющиеся основанием для прекращения прав на него, суду не представлено. Притязаний на оспариваемое имущество от иных лиц не имеется. Администрация Лахденпохского муниципального района, и наследники ФИО11: ФИО5 (жена), ФИО6 (сын) и ФИО7 (сын) притязаний на спорное имущество не имеют, против удовлетворения исковых требований не возражали.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в наследственную массу ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, № доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности в порядке наследования на № доли в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за ФИО2 права собственности на № доли в праве общей собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 17.10.2024