Дело № 5-27/2023
УИД 13RS0013-01-2023-000989-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ковылкино 28 декабря 2023 года
Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Зорина С.А.,
при секретаре судебного заседания Батаевой О.А.,
с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Общества с ограниченной ответственностью УК «Жилкомцентр» Чукарова В.А., действующего на основании Устава, Рогачева С.В., действующего на основании доверенности от 18.12.2023 года,
потерпевшей <ФИО>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомцентр», ИНН 1323125908, ОГРН 1111323000359, юридический адрес и адрес места нахождения: 431350, Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул. Степана Халтурина, дом 16,
установил:
6 декабря 2023 года в Ковылкинский районный суд Республики Мордовия поступил протокол №153 об административном правонарушении от 27 ноября 2023 года в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомцентр» (далее по тексту ООО УК «Жилкомцентр»), составленный главным специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах Лапиной Н.Р.
Согласно данному протоколу, 27.11.2023 года в 10 час. 00 мин. при рассмотрении материалов административного расследования, проведенного в период с 19.10.2023г. по 17.11.2023г. в отношении ООО УК «Жилкомцентр», управляющего многоквартирным домом № по <адрес>, в рамках рассмотрения обращения гражданки по вопросу ненадлежащего качества холодной воды, поставляемой в жилое помещение № данного дома, было установлено, что в нарушение п.3.1.3 п. 3.1 главы 3 Договора управления многоквартирным домом от 30.12.2019г., заключенного ООО УК «Жилкомцентр» и Администрацией городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и п. 4 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Управляющая компания не осуществила должным образом контроль за предоставлением коммунальной услуги (холодное водоснабжение) собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, надлежащего качества в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, а именно согласно представленного заключения по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний № 606/21 от 13.11.2023г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия»
- исследованная проба воды питьевой системы холодного водоснабжения, отобранная из водопроводного крана при вводе в многоквартирный жилой <адрес>, что подтверждается протоколом испытаний № 13-13.1/03976-23 от 08.11.2023г., не соответствует требованиям таб. 3.13 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (мг/л и мг/дм3 являются равнозначными), п.75, раздел 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по содержанию железа и составляет -0,91 + - 0,23 мг/дм3 при гигиеническом нормативе - 0,3 мг/л, тем самым в три раза превышает нормативный показатель;
- исследованная проба воды питьевой системы холодного водоснабжения, отобранная из водопроводного крана потребителя в жилом помещении № многоквартирного <адрес>, Республики Мордовия, что подтверждается протоколом испытаний № 13 - 13.1/03977-23 от 08.11.2023г., не соответствует требованиям таб. 3.13 раздела 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (мг/л и мг/дм3 являются равнозначными), п.75, раздел 4. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде н питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по содержанию железа и составляет – 0,92 + - 0,23 мг/дм3 при гигиеническом нормативе -0,3 мг/л, тем самым в три раза превышает нормативный показатель.
Таким образом ООО УК «Жилкомцентр», не обеспечив благоприятные и безопасные условия проживания граждан при организации предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в <адрес> (пп. 2.3.2 п. 2.1 главы 2 Договора), допустило нарушение ч.1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Действия юридического лица ООО УК «Жилкомцентр» квалифицированы статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении № 153 от 27.11.2023 года, следует, что представителю ООО УК «Жилкомцентр» директору Чукарову В.А. разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 1.4-1.7, 25.1, 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании директор ООО УК «Жилкомцентр» Чукаров В.А., представитель Рогачев С.В., вину юридического лица - ООО УК «Жилкомцентр» в совершении административного правонарушения не признали, просили производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК «Жилкомцентр» по ст.6.5 КоАП РФ, прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Лапина Н.Р. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, Лапиной Н.Р. не усматриваю.
Потерпевшая <ФИО> суду пояснила, что проживает по адресу <адрес>. В квартире она сделала ремонт, трубы поменяла, но холодная вода поступает ржавая. В связи с чем она обратилась с заявлением в Роспотребнадзор.
Свидетель <ФИО> суду пояснил, что 01.11.2023 принимал участие при отборе проб питьевой воды из разводящей сети холодного водоснабжения по адресу: <адрес>, в связи с обращением <ФИО> по поводу качества поставляемой в квартиру холодной питьевой воды.
Представитель МП ГП Ковылкино «Водоканал» Фролова Н.А. суду пояснила, что постановлением Администрации городского поселения Ковылкино от 29.08.2023 № 949 МП ГП Ковылкино «Водоканал» наделено полномочиями по поставке в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Ковылкино с 01.09.2023. В сентябре 2023 ООО УК «Жилкомцентр» было вручено два экземпляра договора ресурсоснабжения по приобретению коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирных домов от 01.09.2023. Кроме того. 15.11.2023 ООО УК «Жилкомцентир» вручено письмо о необходимости заключения договора, однако до настоящего времени экземпляр договора не возвращен в МП ГП Ковылкино «Водоканал». МП ГП Ковылкино «Водоканал» отвечает за качество поставляемой холодной питьевой воды до ввода в дом.
Представитель администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Куропаткина А.А. суду пояснила, что жилой <адрес> находится на обслуживании ООО УК «Жилкомцентр».
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которые устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков.
Согласно таблице 3.13 предельно допустимая концентрация железа в питьевой воде систем централизованного водоснабжения составляет 0,3 мг/л.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (в редакции от 14.02.2022 г.).
В соответствии с пунктом 75 раздела 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia co1i в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно пункту 556 таблицы 3.13 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» содержание железа общего в исследованной пробе воды не должно превышать гигиенический норматив 0,3 мг/дм3.
В соответствии с пунктом 76 СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие, в том числе, выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.
Невыполнение вышеуказанных обязательных требований таблицы 3.13 пункта 556 СанПиН 2.1.3685-21 и пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 является нарушением статей 11, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судом и следует из договора управления многоквартирным домом от 30.12.2019 года, заключенного между ООО УК «Жилкомцентр» и администрацией городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, приложений № 1 и №2 к нему, ООО УК «Жилкомцентр» является управляющей организацией для управления многоквартирным домом № по <адрес> Республики Мордовия и согласно п.2.3.2 указанного договора должна предоставлять собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги надлежащего качества.
1 апреля 2022 года между ресурсоснабжающей организацией МКУ ГП Ковылкино «Водоканал Ковылкинский» и исполнителем ООО УК «Жилкомцентр» заключен договор на поставку холодной воды и прием сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Актом от 01.04.2022г. установлено разграничение эксплуатационной ответственности сторон, где границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения является присоединительное устройство (хомут, тройник, вставка и т.д.) установленное в смотровом колодце исполнителя на сети ресурсоснабжающей организации на месте врезки в централизованную систему водоснабжения. Ответственность за состояние присоединительного устройства, запорной арматуры, прибора учета, колодца на врезке несет исполнитель.
Таким образом, ООО УК «Жилкомцентр» приняло на себя обязанность по обеспечению населения по многоквартирному дому № по <адрес> Республики Мордовия холодным водоснабжением надлежащего качества, соответствующим санитарным нормам и правилам, и соответственно несет ответственность за качество холодной воды, подаваемой в распределительную сеть указанного дома.
На основании обращения <ФИО>, проживающей в <дата> указанного дома, в период с 19.10.2023 года по 17.11.2023 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Торбеевском районах проведено административное расследование в отношении ООО УК «Жилкомцентр» по факту нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проведения административного расследования были выявлены нарушения ООО УК «Жилкомцентр» обязательных санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности систем холодного водоснабжения, обнаруженных в результате санитарно-эпидемиологической экспертизы качества воды в многоквартирном жилом <адрес> Республики Мордовия.
Так, согласно заключению по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний № 606/21 от 13.11.2023г. и протоколам испытаний № 13-13-.1/03976-23 от 08.11.2023г., № 13-13-.1/03977-23 от 08.11.2023г. содержание железа в исследованной пробе холодной воды, отобранной из водопроводного крана до ввода в многоквартирный жилой дом при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/л, составило 0,91 + - 0,23 мг/дм3 (превышение в 3 раза), что не соответствует требованиям пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21.
Указанное экспертное исследование производилось на основании определение о назначении санитарно-эпидемиологическая экспертизы от 26 октября 2022 года.
Между тем, сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.9 КоАП РФ, а также сведений о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, как это предусмотрено абз. 2 ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ материалы административного дела не содержат.
Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ООО УК «Жилкомцентр», потерпевшая <ФИО> с определением о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 26 октября 2023 года не ознакомлены, данных о том, что им разъяснялись права, связанные с проведением экспертизы, в материалах административного дела отсутствуют.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Кроме того, копия определения о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы от 26.10.2023 года, врученное ООО УК «Жилкомцентр», не содержит подписи лица его вынесшего, то есть главного государственного санитарного врача по Ковылкинскому, Зубово-Полянскому, Торбеевскому районам Е.В. Волковой.
При вышеизложенных обстоятельствах, допущенные нарушения порядка назначения и проведения экспертизы является существенными, в связи с чем заключение по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний № 606/21 от 13.11.2023г. не может быть признано допустимым доказательством.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, заключение по результатам лабораторных (инструментальных) исследований, испытаний № 606/21 от 13.11.2023г. не может являться в качестве доказательства по делу о привлечении ООО УК «Жилкомцентр» к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иных доказательств виновности ООО УК «Жилкомцентр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК «Жилкомцентр» по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.10 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомцентр», ИНН 1323125908, ОГРН 1111323000359, юридический адрес и адрес места нахождения: <адрес>, по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного текста постановления.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия С.А. Зорина