Судья Климова С.В. № 33а-4308/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июня 2019 года г. Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Бугаевой Е.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Владимировой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах и в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений норм лесного законодательства, по апелляционному представлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 30 января 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Лукьянова М.О., поддержавшего доводы апелляционного представления, и возражения представителя административного ответчика администрации Балашовского муниципального района Саратовской области Миронченко С.С., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах и в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточненных требований просил обязать администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области провести лесоустройство городского леса, расположенного на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков), расположенных на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – муниципальное образование г. Балашов), поставить на кадастровый учет городские леса на территории муниципального образования г. Балашов, указанные мероприятия выполнить в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование доводов ссылался на то, что в ходе проверки исполнения лесного законодательства на территории Саратовской области установлен факт бездействия администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, выразившийся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству городских лесов, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств и лесопарков, постановке городских лесов на кадастровый учет. Согласно сведениям формы 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса» по состоянию на 01 января 2018 года на территории муниципального образования г. Балашов находилось 113 га земель населенных пунктов, на которых расположены леса.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 30 января 2019 года Саратовскому межрайонному природоохранному прокурору отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В качестве оснований для отмены судебного акта указано на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. Так, вывод суда первой инстанции о недоказанности того, что на территории муниципального образования г. Балашов расположены городские леса, опровергается имеющимися в материалах административного дела формами статистической отчетности 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса» Управления Росреестра по Саратовской области, согласно которым на территории муниципального образования г. Балашов расположено 113 га земель населенных пунктов, на которых расположены леса. Суд первой инстанции, по мнению прокурора, не дал приведенным фактам соответствующей оценки. В нарушение статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, администрацией Балашовского муниципального района не разработаны и не приняты соответствующие нормативные акты по лесопользованию, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления и наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 3); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1; статья 76, часть 2).
Лесной фонд, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 9 января 1998 года № 1-П и от 7 июня 2000 года № 10-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 3 февраля 2010 года № 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Среди основных принципов лесного законодательства статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В силу части 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
По смыслу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
В силу частей 1, 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 34 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области администрация Балашовского муниципального района исполняет в полном объеме полномочия администрации муниципального образования г. Балашов, установленные федеральными законами, Уставом муниципального образования г. Балашов, а также иными муниципальными правовыми актами муниципального образования г. Балашов.
В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений и в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно приказу Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72 в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Подпунктом «г» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В силу статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 70 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (в том числе поселений, на которых расположены городские леса), при этом правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 67). Работы и услуг по лесоустройству (таксация лесов, проектирование лесохозяйственных мероприятий и т.д.) могут выполняться для нужд органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и пользователей лесными участками, необходимых для осуществления ими полномочий, предоставленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Утвержденной приказом Минприроды России 29 марта 2018 года № 122 Лесоустроительной Инструкцией предусмотрено, что проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Отказывая прокурору в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательства нахождения в собственности Балашовского муниципального района Саратовской области земельного участка, занятого лесами и лесными насаждениями.
Судебная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу положений статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесопарках, защитных лесах, об их категориях, о количественных, качественных характеристиках лесов. Информация, содержащая в лесном реестре, является достоверным источником сведений о лесах на территории Саратовской области, в том числе о составе, площади городских лесов, располагающих на территории муниципальных образований.
Согласно сведениям государственного лесного реестра, представленного в форме 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса» на территории муниципального образования г. Балашов расположено 113 га земель населенных пунктов, занятых лесами.
Такие сведения содержатся в статистической отчетности по форме 22-2 Управления Росреестра по Саратовской области по состоянию на 2018 год. Указанная информация сформирована Управлением Росреестра по Саратовской области в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 года № 671 на основании материалов по установлению границ населенных пунктов и передаче земель в ведение сельских советов, выполненных Саратовским филиалом ЮжНИИ Гипрозем РомНИИземпроект РСФСР, г. Саратов, 1991 года), проектом перераспределения земель, выполненных Саратовским филиалом Южгипрозем Роскомземом РСФСР РосНИИземпроект (г. Саратов, 1992 года) (том 1 л.д. 10-14).
При этом при предоставлении администрацией Балашовского муниципального района в Управление Росреестра по Саратовской области сведений по форме 22-2 информации об исключении городских лесов из состава земель г. Балашов не поступало, имеются сведения о наличии в границах г. Балашова 113 га городских лесов.
Согласно карте корректировки генерального плана муниципального образования г. Балашов, на которой отображены схема планировочных ограничений, схема границ зон с особыми условиями использования, городские леса, расположенные на территории г. Балашова, обозначены зеленым цветом.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 32-АПГ18-6, которым отменено решение Саратовского областного суда от 21 мая 2018 года по административному делу о признании недействующим решения Совета муниципального образования Балашовского муниципального района от 03 октября 2012 года № 56/1 в части включения в границы г. Балашова лесных участков, расположенных на землях лесного (федерального) фонда, установлено, что процедура принятия генерального плана муниципального образования органом местного самоуправления была соблюдена. В связи с чем земельные участки, по которым возник спор по административному иску Рослесхоза в связи с отнесением таких участков к федеральной собственности, находящиеся в границах муниципального образования, относятся в силу их правового статуса к городским лесам.
Данное обстоятельство подтверждается и позицией административного ответчика, из пояснений которого следует, что намечены работы по устранению несоответствия в площади городских лесов, расположенных в черте г. Балашова, указанные в статистической отчетности по форме 22-2 Управления Росреестра по Саратовской области.
Как видно из протокола судебного заседания от 30 января 2019 года Балашовского районного суда Саратовской области, представитель Балашовского лесничества ГКУ СО «Саратовское областное лесничество» пояснил, что на территории муниципального образования г. Балашова имеется 113 га городских лесов.
Доводы административного ответчика, с которыми согласился суд первой инстанции, о недоказанности наличия городских лесов на территории г. Балашова со ссылкой на то, что невозможно установить фактическое местоположение и координаты городских лесов на территории муниципального образования, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность осуществить такие работы и является одним из требований прокурора.
Так, в результате лесоустроительных мероприятий осуществляется таксация лесов, в ходе которой выявляются, учитываются, оцениваются количественные и качественные характеристики лесных ресурсов. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков лесоустроительными знаками производится по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей на территории лесничеств, лесопарков, на которых ранее не проводилось лесоустройство.
Согласно части 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
На основании пункта 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Поскольку государственная собственность на занятые данными городскими лесами земельные участки не разграничена, орган местного самоуправления в силу указанных норм обязан осуществлять распоряжение лесными участками в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона кадастровый учет земельных участков осуществляется по заявлению владельца земельного участка либо уполномоченного им лица. Следовательно, без обращения муниципального органа в орган регистрации прав с соответствующим заявлением осуществление процедуры постановки на кадастровый учет невозможно.
Определение границ городских лесов после их выявления является обязанностью органа местного самоуправления в рамках проведения работ по лесоустройству городских лесов и их постановке на кадастровый учет.
Невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов.
С учетом изложенного администрация Балашовского муниципального района Саратовской области обязана в течение года принять меры к осуществлению мероприятий, направленны на проведение лесоустройства в пределах компетенции органа местного самоуправления, предусмотренной статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждение лесохозяйственного регламента, проведение кадастрового учета в отношении городских лесов, расположенных на территории г. Балашова Саратовской области. Судебная коллегия считает предоставленный срок достаточным и разумным для обеспечения проведения необходимых мероприятий.
Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований не основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела, что в силу пункта 2 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку это нарушение привело к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах и в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить, решение Балашовского районного суда Саратовской области от 30 января 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах и защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений норм лесного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области в течение года принять меры к осуществлению мероприятий, направленных на проведение лесоустройства, утверждение лесохозяйственного регламента, проведение кадастрового учета в отношении городских лесов, расположенных на территории г. Балашова Саратовской области
Председательствующий:
Судьи: