Судья Новикова О.Б. № 33-10538/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Ванюхина Н.Н.,
судей: Грымзиной Е.В., Колгановой В.М.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Д.В. к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании факта неисполнения программы реабилитации пострадавшего, возложении обязанности исполнить программу реабилитации пострадавшего,
по апелляционной жалобе Семенова Д.В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Семенова Д.В. к ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании факта неисполнение программы реабилитации потерпевшего, признании предоставленной путевки на санаторно-курортное лечение исполнением ПРП за предыдущий год, признании отказа ответчика предоставить сопровождающее лицо, факта неисполнения ПРП в части, понуждении исполнить ПРП в указанном объеме, обеспечить компьютерным рабочим местом, согласовывать характеристики технических средств реабилитации, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения Семенова Д.В. и его представителя Л.М.., поддержавших доводы жалобы, представителей ГУ - Волгоградское региональное отделение ФСС РФ по доверенностям Ш.М.., Н.Л.., П.А.., возражавших в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Семенов Д.В. обратился в суд с иском к ГУ - Волгоградское региональное отделение ФСС РФ о признании факта неисполнения программы реабилитации пострадавшего, возложении обязанности исполнить программу реабилитации пострадавшего.
В обоснование исковых требований истец указал, что 16 августа 2017 года истцу разработана программа реабилитации пострадавшего (ПРП) в Федеральном бюро МСЭ. 21 марта 2018 года истцу разработана ПРП Тверским МСЭ с учетом мнения вышестоящей (федеральной) МСЭ. Копии указанных программ вместе с заявлением об их исполнении направлялись истцом ответчику, однако ответчиком указанные программы реабилитации исполняются ненадлежащим образом, в частности, не обеспечивается надлежащее санаторное лечение истца, не исполняется программа по протезированию, истец не обеспечивается своевременно и надлежащим образом средствами реабилитации, и т.д.
Уточнив требования, Семенов Д.В. просил суд признать факт неисполнения ответчиком программы реабилитации пострадавшего (ПРП) за 2017 год в части обеспечения рекомендованными МСЭ техническими средствами реабилитации в полном объеме; признать предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в апреле 2019 года исполнением ПРП за 2018 год; признать отказ ответчика предоставить истцу сопровождающее лицо по указанию в разработанной МСЭ ПРП, признать факт неисполнения ПРП за 2018 год в части необеспечения техническими средствами реабилитации, указанными в ПРП: косметическим протезом предплечья; держателями одежды в количестве 12 шт., дозатором для жидкости, тактильной лентой, электронными устройствами для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей определять свое местонахождения на определенной территории, электрической кастрюлей-мультиваркой с речевым выходом, дозатором для масла, посудомоечной машиной с речевым выходом, дозатором для соли, тактильной дорожкой, в том числе по двору 50 м, тактильными метками, весами кухонными говорящими, картофеледержателем, противоскользящими лентами, весами напольными говорящими (для измерения массы тела человека), пылесосом моющим, биотуалетом, компьютерным рабочим местом согласно ГОСТ Р 51645-2000 (по пункту «Рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда»). Обязать ответчика исполнить ПРП за 2018 год с исполнением административного регламента предоставления государственной услуги региональным отделением Фонда социального страхования и проведение госзакупок в установленные регламентом сроки (календарная неделя) в объеме: индивидуальное глазное протезирование с направлением талонов на проезд в авиационном транспорте с собакой-проводником, обеспечить сопровождающим лицом для поездки на протезирование и обратно, в соответствии с п. 4 ст.15 ФЗ № 181-ФЗ, с заключением контрактов с перевозчиком лиц с ограниченными возможностями в Москве, бронированием места в гостинице; обеспечить истца держателями одежды в количестве 12 шт, стоимостью 347 руб.; дозатором для жидкости, 1 шт, стоимостью 1980 руб.; дозатором для растительного масла, 1 шт, стоимостью 2990 руб., дозатором для сливочного масла, стоимостью 1490 руб., дозатором для соли, 1 шт, стоимостью 709 руб. 60 коп, противоскользящими лентами абразивными для ступеней лестниц на сухую ровную гладкую ступень (аналог сильного скотча с толстым клеящим слоем, защищенным предохранительной пленкой, которую легко оторвать) 2 рулона, стоимость рулона 10 м 17280 руб. х 5 = 86400 руб.; тактильными метками 6 шт, стоимостью 1515 руб. х 6 = 9090 руб.; тактильной лентой, используемой для разметки тактильных путей в зданиях небольшой проходимости, 50 м, стоимостью 5900 руб.; тактильной дорожкой, в том числе, по двору 50 м, стоимостью 273900 руб.; электронным устройством для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей определять свое местонахождения на определенной местности - GPS-навигатором, стоимостью 24000 руб.; электрической кастрюлей-мультиваркой с речевым выходом, 1 шт, стоимостью 23990 руб.; посудомоечной машиной с речевым выходом, 1 шт, стоимостью 17250 руб.; весами кухонными говорящими, 1 шт, стоимостью 2800 руб.; весами напольными говорящими для измерения массы тела человека, 1 шт, стоимостью 2660 руб.; картофеледержателем, 1 шт, стоимостью 1539 руб.; пылесосом моющим, 1 шт, стоимостью 39900 руб., биотуалетом, 1 шт, стоимостью 85488 руб., компьютерным рабочим местом для инвалида по зрению согласно ГОСТу Р 51645-2000 по пункту рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда 1 рабочее место, стоимостью 2393210 руб. Обязать ответчика согласовать с истцом характеристики указанных технических средств реабилитации.
Центральным районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Семенов Д.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 10 которого гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ).
Как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ, медицинская реабилитация, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определяется Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве является Фонд социального страхования Российской Федерации (абзац восьмой статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ).
Статья 8 указанного Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов обеспечения по страхованию:
1) пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
2) страховые выплаты:
единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
ежемесячная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
3) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:
медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
проезд застрахованного и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, для заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению страховщика для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу;
санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;
профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.
В соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789, учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет и выдает пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий (п. 9).
При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего, в которой определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения (п. 20 Правил).
Согласно п. 21 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 789) заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Форма программы реабилитации пострадавшего (далее - ПРП) утверждена Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 18 июля 2001 года № 56. Инструкция о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего (ПРП) в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда РФ от 30.01.2002 г. № 5 (далее - Инструкция).
Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р к разделу «Реабилитационные мероприятия» относятся: восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); санаторно-курортное лечение; протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов; обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации). К разделу «Технические средства реабилитации» отнесены: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; ортопедическая обувь; противопролежневые матрацы и подушки; приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; специальная одежда; специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; собаки-проводники с комплектом снаряжения; медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; сигнализаторы звука световые и вибрационные; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; телефонные устройства с текстовым выходом; голосообразующие аппараты; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче - и калоприемники); абсорбирующее белье, памперсы; кресла-стулья с санитарным оснащением; Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа. К разделу «Услуги» относятся: ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации); предоставление услуг по сурдопереводу.
Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 85н утвержден новый перечень технических средств реабилитации, протезов и протезно-ортопедических изделий с установленными сроками пользования до их замены.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. № 858н, (действующий в спорный период) утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Подпунктом «а» пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 г. №657н, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Как следует из материалов дела, Семенов Д.В. является инвалидом первой группы по зрению в связи с несчастным случаем на производстве от 18 июля 1983 года и получателем в этой связи страхового обеспечения.
Согласно программе реабилитации пострадавшего (ПРП) в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания к акту освидетельствования № 526.1.ФБ/2017 от 16 августа 2017 года ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России истец нуждается в санаторно-курортном лечении с 27 февраля 2017 года по 27 февраля 2018 года, протезе левой кисти косметическом, держателях одежды, вспомогательных средствах для взвешивания и измерения при приготовлении пищи и напитков (дозатор жидкости), материалах тактильных для полов и лестниц (тактильная лента), вспомогательном средстве ориентации электронном устройстве для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей определить свое местоположение на определенной территории, распределителях (дозаторах) продуктов (перечница-дозатор), вспомогательном средстве для варки и жарки: электрической кастрюле с речевым выходом, дозаторах для масла, посудомоечной машине с речевым выходом, тактильной дорожке, в том числе по двору, тактильных метках, устройствах противоскольжения, весах кухонных говорящих, картофеледержателе, противоскользящей ленте, весах напольных говорящих, пылесосе поющем, биотуалете, протезе глазном (индивидуальный протез правого глаза). Указано, что истцу доступен труд на компьютере с оснащением рабочего места дополнительным оборудованием: оборудование рабочего места дополнительно к стационарному ПК тифлотехническими ориентирами с использование шрифта Брайля, дисплей Брайля, программа экранного доступа для озвучивания визуальной информации на экране монитора, синтезатор речи.
Указанная программа реабилитации пострадавшего оспаривалась ГУ - Волгоградское региональное отделение ФСС РФ, однако решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 11 октября 2018 года и апелляционным определением Московского городского суда от 28 марта 2019 года в иске ответчику было отказано.
В программе реабилитации пострадавшего (ПРП) в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания к акту освидетельствования № <...> от 21 марта 2018 года ФКУ «ГБ МСЭ по Тверской области» Минтруда России указано, что истец нуждается в санаторно-курортном лечении с 21 марта 2018 года до 21 марта 2019 года. Протезирование и показанный вид труда – аналогично ранее составленной ПРП.
Указанные программы реабилитации пострадавшего были направлены Семеновым Д.В. ответчику и получены последним 9 января 2018 года (программа реабилитации пострадавшего от 16 августа 2017 года) и 16 апреля 2018 года (программа реабилитации пострадавшего от 21 марта 2018 года).
Во исполнение указанных программ реабилитации, Семенову Д.В. предоставлялась путевка № <...> в санаторий Машук с датой заезда 20 февраля 2018 года на 21 день и путевка для сопровождающего лица № <...>. Так же истцу была предоставлена путевка № <...> в санаторий «Лесная поляна» (Пятигорск) с датой заезда 21 марта 2019 года на 21 день и путевка для сопровождающего лица № <...>.
Кроме того, в рамках указанных программ, а так же ранее разработанных для истца программ реабилитации, ответчиком произведены истцу компенсационные выплаты по возмещению ему расходов на приобретение лекарственных средств и расходов, связанных с содержанием собаки-поводыря. Также согласно актам сдачи-приемки работ получателю № 6813, № 6811 и № 6815 от 27 февраля 2017 года истцу предоставлены держатели одежды в количестве 8 штук, набор наклеек на предметы (цифровые маркеры), противоскользящая лента. Помимо указанного истцу 16 мая 2018 года предоставлена трость тактильная телескопическая, 7 декабря 2018 года ему предоставлен протез предплечья с внешним источником энергии ПР2-МВО, протез предплечья рабочий ПР2031, при этом срок использования указанных технических средств не истек.
13 марта 2019 года между ГУ ВРО ФСС РФ и ООО «Центр глазного протезирования» заключен государственный контракт № 48 на изготовление глазного протеза Семенову Д.В.
Таким образом, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что ответчиком проводятся мероприятия по реализации программ реабилитации пострадавшего.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривалось самим ответчиком, такие технические средства реабилитации, предусмотренные программами реабилитации за 2017, 2018 гг., как: тактильная лента, тактильная дорожка, дозатор для жидкости, дозатор для масла, дозатор для соли, электрическая кастрюля - мультиварка с речевым выходом, посудомоечная машина с речевым выходом, весы кухонные говорящие, весы напольные говорящие (для измерения массы тела человека), электронное устройство для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей определить свое местоположение на определенной территории, пылесос моющий и биотуалет истцу до настоящего времени, несмотря на прошествие длительного срока со дня получения ответчиком ПРП за 2017, 2018 гг., до настоящего времени не предоставлены. Планируются им к предоставлению истцу, согласно объяснениям ответчика, по мере поступления технических и функциональных характеристик указанных средств реабилитации, часть технических средств планируется к предоставлению истцу в IV квартале 2019 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в полном объеме оснований для удовлетворения требований Семенова Д.В., а потому решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований Семенова Д.В. и признании факта неисполнения ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ программы реабилитации пострадавшего за 2018 год в части непредоставления Семенову Д.В. следующих технических средств реабилитации: тактильной ленты, тактильной дорожки, дозатора для жидкости, дозатора для масла, дозатора для соли, электрической кастрюли - мультиварки с речевым выходом, посудомоечной машины с речевым выходом, весами кухонными говорящими, весами напольными говорящими (для измерения массы тела человека), электронным устройством для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющим определить свое местоположение на определенной территории, пылесосом моющим, биотуалетом, с возложением на ответчика обязанности исполнить программу реабилитации в указанной части и предоставить Семенову Д.В. указанные технические средства реабилитации. Одновременно судебная коллегия отмечает, что речевой блокнот, компенсация за самостоятельное приобретение которого была выплачена истцу в связи с реализацией программы реабилитации пострадавшего за 2016 год, не является электронным устройством для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей определить свое местоположение на определенной территории. Данное устройство предусмотрено программами реабилитации пострадавшего за 2017, 2018 гг., в рамках исполнения указанных программ истцу ответчиком не предоставлялось, а потому ссылка истца на то, что обеспечение указанным устройством Семенова Д.В. должно состояться не ранее истечения срока пользования речевым блокнотом – 21 января 2022 года, со ссылкой на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 23 марта 2017 года и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 29 июня 2017 года, к отказу в иске Семенову Д.В. в указанной части не состоятельны.
При этом оснований для удовлетворения требований Семенова Д.В. об установлении факта неисполнения ответчиком программы реабилитации пострадавшего (ПРП) за 2017 год в части обеспечения рекомендованными МСЭ техническими средствами реабилитации в полном объеме, признании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в апреле 2019 года исполнением ПРП за 2018 год, не имеется, ввиду отсутствия виновного поведения ответчика и получения им указанных программ реабилитации пострадавшего только в январе и апреле 2018 года, что исключало с его стороны возможность своевременно исполнить обязанность по обеспечению инвалида средствами реабилитации.
Не подлежат удовлетворению и требования Семенова Д.В. в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истцу проезд для индивидуального глазного протезирования в авиационном транспорте с собакой-проводником и сопровождающим лицом для поездки на протезирование и обратно, с заключением контрактов с перевозчиком лиц с ограниченными возможностями в Москве, бронированием места в гостинице, согласовать с истцом характеристики технических средств реабилитации, как не предусмотренные законом. Количество держателей для одежды программами реабилитации пострадавшего за 2017, 2018 годы не определено, во исполнение ранее разработанной истцу программы реабилитации за 2016 год Семенову Д.В. выданы держатели для одежды в количестве 8 штук, что истцом не оспаривается, доказательства негодности или неисправности указанных средств реабилитации в материалы дела не представлены, срок эксплуатации их не истек, а потому оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу держатели одежды в количестве 12 штук не имеется.
Не имеется у судебной коллегии и оснований для возложения на ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанности обеспечить истца компьютерным рабочим местом для инвалида по зрению согласно ГОСТу Р 51645-2000 по пункту рекомендации о противопоказанных и доступных видах труда 1 рабочее место, поскольку согласно п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида является обязанностью работодателя.
Ввиду того, что законом не возложена на страховщика обязанность согласовывать с инвалидом характеристики технических средств реабилитации, с учетом определенной истцом стоимости, требования Семенова Д.В. о возложении на ГУ - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ такой обязанности удовлетворению также не подлежат.
Поскольку выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации, оснований для возложения на ответчика обязанности исполнить программу реабилитации в течение календарной недели не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 мая 2019 года по гражданскому делу по иску Семенова Д.В. к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании факта неисполнения программы реабилитации пострадавшего, возложении обязанности исполнить программу реабилитации пострадавшего отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Семенова Д.В. удовлетворить частично.
Признать факт неисполнения государственным учреждением - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации программы реабилитации пострадавшего за 2018 год в части непредоставления Семенову Д.В. следующих технических средств реабилитации: тактильной ленты, тактильной дорожки, дозатора для жидкости, дозатора для масла, дозатора для соли, электрической кастрюли - мультиварки с речевым выходом, посудомоечной машины с речевым выходом, весами кухонными говорящими, весами напольными говорящими (для измерения массы тела человека), электронным устройством для обеспечения человека с нарушением зрения информацией, позволяющей определить свое местоположение на определенной территории, пылесоса моющего и биотуалета, и обязать государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации исполнить программу реабилитации пострадавшего по предоставлению Семенову Д.В. указанных технических средств реабилитации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Семенову Д.В. к государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказать.
Председательствующий:
Судьи: