дело № 2-894/2022
23RS0040-01-2021-010051-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.,
при секретаре Крапивиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кутузян А. И. к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании решения незаконным и сохранении помещений в переустроенном и перепланированном виде,
УСТАНОВИЛ:
Кутузян А.И. обратился в суд к Администрации МО г. Краснодар с иском о признании незаконными решение Администрации МО г. Краснодар об отказе в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 по ул. им. Володи Головатого/ <адрес> МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; решение Администрации МО <адрес> об отказе в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №, 135, 135/1, 135/2 по ул. им. Володи Головатого/ <адрес> МО <адрес> от 28.10.2021 г. № 1051-01; сохранении самовольно переустроенные и перепланированные объекты:нежилые помещения №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 первого этажа литер Б. кадастровый №, расположенные по адресу: гор. <адрес>/Красноармейской, д. 131;нежилые помещения первого этажа №№. 135, 135/1, 135/2 здания литер Б. кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии.
В обоснование требований указано, что Кутузян А.И., является собственником объектов недвижимости - нежилые помещения первого этажа литер Б, общей площадью 153.6 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>; нежилые помещения первого этажа здания литер Б, общей площадью 52 кв.м., кадастровый №. расположенных по адресу: <адрес>
Таким образом, Кутузян А.И., как собственник данных объектов недвижимости имеет права, установленные законом о владении, пользовании и распоряжении своим имуществом, в том числе, на проведение перепланировки в рамках действующего законодательства РФ.Все объекты перепланировки не являются общей собственностью собственников многоквартирного дома, и ввиду чего распоряжение данным имуществом не относится к полномочиям собственников путем принятия решения на общем собрании собственников многоквартирного дома, кроме того, общее имущество собственников многоквартирногодома в данном случае не уменьшается, в связи с чем права третьих лиц (в том числе иных собственников МКД) не затрагиваются и не нарушаются.
В рамках проведенной перепланировки объектов: недвижимости нежилые помещения первого этажа литер Б, общей площадью 153.6 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>; нежилые помещения первого этажа здания литер Б, общей площадью 52 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>, не производится присоединение к данным помещениям части общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме не требуется в силу закона.В рамках проведенных перепланировок указанных объектов, имеются основания для сохранения их в переустроенном и (или) перепланированном состоянии по решению суда, так как этим не нарушаются права и законные интересы граждан, а также это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Решения о согласовании перепланировки и переустройства указанных объектов недвижимости, Кутузян А.И. получено не было.
Однако, произведенные переустройство и перепланировка не нарушили конструктивно-прочностных характеристик, надежности и безопасности многоквартирного дома, все конструкции находятся в удовлетворительном состоянии, не угрожают жизни и здоровью граждан и отвечают установленным требованиям, не нарушают права и законные интересы других граждан. Вышеуказанное подтверждается техническими документам и заключениями.
Однако, Администрация МО г. Краснодар незаконно отказала в приеме завершенного переустройства и перепланировки вышеуказанных нежилых помещений.
Так, согласно ответу Администрации МО г. Краснодар от 28.10.2021 г. № 1049-01 по заявлению Кутузян А.И. о приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 по <адрес> в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений – отказано: согласно ответу Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению Кутузян А.И. о приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №, 135, 135/1, 135/2 по <адрес> в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений - отказано.
Указанные решения (ответы) Администрации МО г. Краснодар истец считает незаконными и нарушающими его права, так как имеются все основания для сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии указанных помещений, так как этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Кроме того, перепланировка нежилых помещений №№,3,3/1,4,4/1,5,6,10-12,124, 124/1, 125, 128 первого этажа литер Б, кадастровый №, расположенных по адресу: гор. Краснодар, ул. Им. Володи Головатого, д. <адрес> была принята межведомственной комиссией, на данный факт у указывает решение Администрации муниципального образования <адрес> комиссии по использованию жилищного фонда о принятии перепланировки (Акт Администрации МО г. Краснодар Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда от 06.04.2021 г. № 904-01/9). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца - ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, представил уточнения исковых требований.
Просил признать незаконными решение Администрации МО <адрес> об отказе в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 по ул. им. <адрес> МО г. Краснодар от 28.10.2021 г. № 1049-01; решение Администрации МО г. Краснодар об отказе в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №,134, 135, 135/1 по ул. им. Володи Головатого/ <адрес> МО г. Краснодар от 07.12.2021 № 1138-01; сохранить в переустроенном и перепланированном состоянии объекты:нежилые помещения №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 первого этажа литер Б, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>;нежилые помещения первого этажа №№, 134, 135, 135/1 здания литер Б, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>
Представитель ответчика Администрации МО г. ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать.
Третьи лица – Добродомова Н.А., Сидоренко М.Р., Пилоян К.А., Тхагапсо Н. Б., Колмогорцева А.М., Стародубцева Л.В., Щимаева Л.Ю., Квашина Е.Г., Суровская Н.А., Карагодина М.Е. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены, причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 14 ст. ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
По общему правилу, установленному ч.1 ст. 51 ГрК РФ реконструкция объекта капитального строительства возможна только после получения разрешения на строительство.
Вместе с тем, в силу п.4 ч.17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В законодательстве Российской Федерации также имеются понятия «переустройство» и «перепланировка».
Так, согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно постановлению Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни черезквартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Положениями ст. 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет необходимые документы, указанные в данной статье.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с данной статьей возложена на заявителя.
В силу ст.28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 данного Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
Указанные нормы, а также положения статей 36 и 40 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть применены по аналогии закона и к переустройству и перепланировке нежилых помещений (Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2016 № 307-ЭС16-10385 по делу № А56-29114/2015).
Кроме того, в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 15.07.2005 № 896-КЗ «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края» определено, что данный закон устанавливает порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан.
Таким образом, законом введены дополнительные гарантии правовой защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Согласно ст. 1 Закона, перепланировка нежилого помещения определена как комплекс строительно-планировочных мероприятий, связанных с изменением конфигурации и (или) планировочной структуры нежилого помещения с сохранением или изменением его функционального назначения, в том числе устройство, перенос или разборка перегородок, устройство, перенос или закрытие дверных, оконных и иных проемов, изменение площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Главой 2 Закона установлен порядок согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений.
В соответствии с п.1 ст.7 Закона переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводится по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, Кутузян А.И., является собственником объектов недвижимости - нежилые помещения первого этажа литер Б, общей площадью 153.6 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>; нежилые помещения первого этажа здания литер Б, общей площадью 52 кв.м., кадастровый №. расположенных по адресу: <адрес>.
С целью целевого использования нежилых помещений, Кутузян А.И., была проведена перепланировка, принадлежащих ему указанных нежилых помещений, без получения разрешения и согласования, поскольку все объекты перепланировки не являются общей собственностью собственников многоквартирного дома, ввиду чего распоряжение данным имуществом не относится к полномочиям собственников путем принятия решения на общем собрании собственников многоквартирного дома.
Кроме того, общее имущество собственников многоквартирногодома, в результате проведенной перепланировке не уменьшается, в связи с чем права третьих лиц (в том числе иных собственников МКД) не затрагиваются и не нарушаются.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в рамках проведенной перепланировки объектов: недвижимости нежилые помещения первого этажа литер Б, общей площадью 153.6 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: гор. <адрес>/Красноармейской, <адрес>; нежилые помещения первого этажа здания литер Б, общей площадью 52 кв.м., кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес> не производится присоединение к данным помещениям части общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме, на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме не требуется в силу закона.
С целью приема завершенного переустройства и перепланировки, указанных помещений, в эксплуатацию, Кутузян А.И. обратился в Администрацию МО <адрес> с заявлением, приложив к нему:
- Техническое заключение о состоянии строительных конструкций нежилых помещений №, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 многоквартирного дома по адресу: <адрес>, по заказу № 21-394 от 2021 г.;
- Технический паспорт от 18.10.2021 г. в отношении нежилых помещений с кадастровым номером №, (нежилые помещения №, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 многоквартирного дома по адресу: <адрес>);
- Заключение №НОР-345 от 25.10.2021 г. о независимой оценке пожарного риска нежилых помещений №,2/1,3, 3/1,4,4/1, 5,6, 124,124/1,125,128 многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
- Экспертное заключение № 004490 от 26.10.2021 г. в отношении помещений №, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
- Техническое заключение о состоянии строительных конструкций нежилых помещений №, 135, 135/1, 135/2, многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> по заказу № от 2021 г.;
- Технический паспорт от 23.09.2021 г. в отношении нежилых помещений с кадастровым номером №:273, (нежилые помещения №, 135, 135/1, 135/2, многоквартирного дома по адресу: <адрес>);
- Заключение №НОР-343 от 15.10.2021 г. о независимой оценке пожарного риска нежилых помещений №, 135, 135/1, 135/2, многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
- Экспертное заключение № ОИ-6461 от 27.10.2021 г. в отношении помещений №, 135, 135/1, 135/2, многоквартирного дома по адресу: <адрес>
- Решение МВК о приеме ранее выполненных работ без разрешения о согласовании переустройства и перепланировке нежилых помещений №, 133, 134, 135, многоквартирного дома по адресу: <адрес> (Акт от 06.04.2021г. № 904-01/Ц).
По результатам рассмотрения заявления, уведомлениямиот 28.10.2021 г. № 1049-01; от 07.12.2021 г. № 1138-01, истцу было отказано в получении данной муниципальной услуги, в связи с отсутствием протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников на данную перепланировку.
Однако, суд считает данные отказы незаконными, в силу вышеизложенных норм права, и соответственно отсутствия оснований для отказа.
В соответствии с нормами ст.55 ГПК РФ, одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов.
Для определения обстоятельств дела, имеющих юридическое значение при разрешении спора, судом, по ходатайству представителя истца, была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «Ассоциация экспертов Краснодарского края».
Согласно заключению эксперта № А22-004/СЭ от 23.03.2022г. установлено, что несоответствия перепланировки нежилых помещений с кадастровым номером 23:43:0303001:275, 23:43:0303001:273, расположенных по адресу: <адрес>, установленным нормам и правилам не выявлены.
Переустройство и перепланировка указанных нежилых помещений, не создает угрозу здоровью.
Вследствие проведенной перепланировки нежилых помещений с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, уменьшение общего имущества собственников многоквартирного дома не произошло.
Несоответствия произведенных работ обязательным строительным, санитарным, противопожарным, градостроительным и иным нормам и правилам не выявлены.
Выявлены несоответствия произведенных работ проектам, предоставленным в материалы дела, а именно: отсутствует дверной проем между помещениями №131 и №128; в помещении № 5 выполнен монтаж перегородки из легких конструкций.
Выявленные несоответствия не относятся к работам, выполненным в отношении ответственных конструкций здания, в связи с чем, не несут угрозу жизни и здоровью граждан, удовлетворяют требованиям строительных норм и не нарушают целостность строительных конструкций.
Произведенные виды работ жизни и здоровью граждан не угрожают.
Суд принимает во внимание данное заключение эксперта как надлежащее доказательство. Данная экспертиза обоснованная, логичная и последовательная. Оснований для назначения дополнительной, либо повторной экспертизы, судом не установлено.
Выводы эксперта, данные в заключении мотивированы, соответствует требованиям ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, а само заключение выполнено экспертом, обладающим специальными познаниями в указанной области, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования.
Таким образом, суд приходит к выводу, поскольку выполненные переустройство иперепланировка, соответствуют строительным нормам и правилам, права и законные интересы третьих лиц не нарушает, то на основании п. 4 ст. 29 ЖК РФ, могут быть сохранены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Кутузян А. И. к Администрации муниципального образования город Краснодаро признании решения незаконным и сохранении помещений в переустроенном и перепланированном виде - удовлетворить.
Признать незаконными решение Администрации МО г. Краснодар об отказе в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 по ул. им. Володи Головатого/ <адрес> МО г. Краснодар от 28.10.2021 г. № 1049-01; решение Администрации МО г. Краснодар об отказе в приеме завершенного переустройства и перепланировки нежилых помещений №,134, 135, 135/1 по ул. им. Володи Головатого/ <адрес> МО г. Краснодар от 07.12.2021 г. № 1138-01.
Сохранить в переустроенном и перепланированном состоянии объекты недвижимости:
- нежилые помещения №№, 2/1, 3, 3/1, 4, 4/1, 5, 6, 124, 124/1, 125, 128 первого этажа литер Б, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>;
- нежилые помещения первого этажа №№, 134, 135, 135/1 здания литер Б, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г.Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.В. Кожевников
Мотивированное решение изготовлено 16.05.2022г.