Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 03 апреля 2014 года.
Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Целищева А.А.,
при секретаре Юдичевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № 2-1797/2014 по заявлению Спиридонова С. Г. об оспаривании действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,
У С Т А Н О В И Л:
Спиридонов С.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
В обосновании своих требований заявитель указывает, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Его право собственности на упомянутый участок подтверждаются свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на основании Постановления администрации Никоновского сельского совета народных депутатов б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Участок выдавался ему, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства.
С момента получения земельного участка он пользуется им уже более 20 лет.
При этом, границы земельного участка были установлены без проведения точных измерений и обозначены на местности капитальным забором из деревянного штакетника, закрепленного на металлических трубах.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без определения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства и ему присвоена категория:
земли населенных пунктов, целевое использование: для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) - Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,13- 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В силу положений ч. 3 ст. 25 Закона -кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Для целей уточнения границ земельного участка, - отмечает Спиридонов С.Г.,- он обратился к кадастровому инженеру Общества с ограниченной ответственностью «ГеоМастер» Л.Ф.Ф.
По результатам работ кадастрового инженера был подготовлен межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который ДД.ММ.ГГГГ был передан в Раменский отдел Филиала ФГУП «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области для внесения сведений в ГКН о границах земельного участка.
П. 1.1. ст. 21 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» гласит, что межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Соответственно межевой план был направлен им в Кадастровую палату в электронном виде.
При проведении землеустроительных работ площадь земельного участка по фактическому пользованию была определена в размере - 1599 кв.м., что на 399 кв.м. больше площади земельного участка согласно свидетельству о праве собственности.
По результатам рассмотрения заявления и приложенного к нему межевого плана органом кадастрового учета принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №, а впоследствии- ДД.ММ.ГГГГ- об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Заявитель считает, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости принято с нарушением норм действующего законодательства.
Так, основанием, повлекшими приостановление, а затем отказ в учете изменений объекта недвижимости указано, что в нарушение п. 12., 70.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ. в межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка при использовании сведений, предусмотренных ч. 9 ст. 38 закона.
Однако, - по мнению заявителя,- выводы органа кадастрового учета в принятом решении не соответствуют обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Ч. 1 ст. 16 Закона установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Ч. 9 ст. 38 Федерального Закона предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета
документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего
Федерального закона.
Он на основании Постановления администрации Никоновского сельского совета народных депутатов б/н от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка.
Земельный участок был предоставлен ему до вступления в силу Земельного кодекса РФ (2001) из земель, находящихся в ведении местных органов самоуправления, сведения о границах участка в ГКН отсутствуют.
В этой связи, - считает Спиридонов С.Г.,- он, путем проведения межевания имел право уточнить границы участка, находящегося у него в собственности.
Согласно заключению кадастрового инженера, имеющемуся в межевом плане: «Проведение кадастровых работ на участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, было обусловлено необходимостью уточнения местоположения его границ и площади.
Совместно с заказчиком и смежными землепользователями проведено детальное обследование и контрольные измерения на местности фактических границ земельного участка с кадастровым номером №, измерения горизонтальных углов и длин линий (получены геоданные), создано съемочное обоснование.
Границы земельного участка на местности огорожены капитальным забором из деревянного штакетника закреплённого на металлических трубах.
Измерения выполнены электронным тахеометром №.
По результатам измерений на ПЭВМ вычислены координаты пунктов и поворотных точек границ земельного участка в системе координат МСК-50.
Споров и разногласий по смежествам границ не заявлено.
Кроме того, - утверждает заявитель,- как видно из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой сельского поселения Никоновское Болдиным СЮ. границы данного земельного участка закреплены на местности более 15 лет с 1992 года и не нарушают границ земель общего пользования».
По п. 1 ч. 5 ст. 27 закона при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Таким образом, заключает Спиридонов С.Г.,- выявление органом кадастрового учета превышения увеличенной площади участка в результате уточнения его границ над предельным минимальным размером, установленным законом, является основанием не для приостановления, что было сделано первоначально, а для отказа в кадастровом учете.
Соответственно, у органа кадастрового учета не было оснований для приостановления.
Во-вторых, при осуществлении уточнения границ им не было допущено превышения вышеуказанного ограничения, а кадастровым инженером в заключении кадастрового инженера приведено развернутое обоснование увеличения площади участка в результате уточнения границ.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства экономического развития РФ, на которое имеется ссылка в заключении кадастрового инженера, «по мнению Минэкономразвития России, в случаях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами.
Вместе с тем Минэкономразвития России полагает возможным до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки применять при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет выявления основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре, предельных минимальных размеров земельных участков, установленных в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса».
По п. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории города Раменское, поселков: Кратово, Родники, Быково, Ильинский, Удельная, сельских населенных пунктов (приусадебный земельный участок) - 0,06 га.
Значит,- на взгляд заявителя,- при уточнении границ земельного участка он не вышел за указанные ограничения, оснований для отказа и приостановления кадастрового учета у органа кадастрового учета, не имелось.
Что касается указания органа кадастрового учета на отсутствие обоснований уточнения местоположения границ участка, то в соответствии с рекомендациями, изложенными в письмах Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
В представленном им межевом плане имеется «Заключение кадастрового инженера», в котором в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Пункт 12 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что:
Раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
2) в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного
участка;
3) в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Так как в межевой план включено заключение кадастрового инженера, то совершенно неясно, в чем орган кадастрового учета видит нарушение данного пункта порядка.
Согласно п. 70.1 указанного Порядка:
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Как видно из содержания межевого плана в него включен перечень документов, на основании которых согласно положениям ч. 9 ст. 38 Закона были проведены работы по уточнению границ участка (лист 3 Исходные данные).
В том числе: свидетельство о праве собственности на участок с определением адреса и места нахождения участка, справка администрации с/п Никоновское, согласно которой границы участка закреплены на местности с 1992 года.
Из указанных документов и в соответствии с положениями ст. 38 закона были определены границы участка, обозначенные забором, существующие на местности более 15 лет.
В межевой план, как уже ранее говорилось, включено заключение кадастрового инженера, в котором в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
что, по мнению органа кадастрового учета, является нарушением требований п. 70.1. из принятого решения также не ясно.
Таким образом, - итожит заявитель,- фактическая площадь занимаемого им земельного участка превышает площадь земельного участка, указанную в правоустанавливающем документе, на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, в межевом плане кадастровым инженером дано полное обоснование увеличение площади земельного участка в результате уточнения его границ со ссылкой на документы, подтверждающие право на земельный участок, в том числе справку администрации с/п Никоновское.
Никаких споров по границам участка не имеется, о чем свидетельствует акт согласования границ и справка администрации с/п Никоновское.
При этом межевой план содержит полное обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Соответственно, - полагает Спиридонов С.Г.,- у органа кадастрового учета отсутствовало основание для отказа или приостановления кадастрового учета, поэтому, он считает принятое решение незаконным.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При таких обстоятельствах заявитель, уточнив свои требования просит суд :
признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об отказе в учете изменений объекта недвижимости- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ;
обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая
палата Росреестра» по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного учета изменений спорного указанного объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка № на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заявителя Спиридонова С.Г. по доверенности Серегин А.А. заявление об оспаривании действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявление.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Московской области- заявление Спиридонова С.Г. не признала и пояснила суду, что при рассмотрении документов, предоставленных с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № (далее - заявление) орган кадастрового учета исходил из следующих норм действующего законодательства в области регулирования кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В реестре объектов недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., имеющим разрешенное использование «Для индивидуального жилищного строительства», граница которого не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Площадь данного участка согласно правоустанавливающим документам (свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № б/н составляет 1200 кв.м.
Согласно межевому плану, предоставленному с Заявлением, усматривается, что в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка, площадь земельного участка составила 1599 кв.м., что превышает величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (увеличена на 399 кв.м.).
По п. 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 (далее - Земельный кодекс) и частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 191-ФЗ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (указанные случаи предусмотрены статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), согласно пункту 2 статьи 11.9 Земельного кодекса, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Пункты 1 и 2 статьи 33 Земельного кодекса определяют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
При этом данная норма регулирует требования к размерам различных земельных участков: как тех, на которые действия градостроительных регламентов распространяются, так и тех, на которые действия данных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Уточненная площадь земельных участков, в отношении которых распространяется действие градостроительных регламентов, в случае если градостроительные регламенты не установлены, не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем:
- минимальный размер земельных участков, установленный в соответствии
со статьей 33 Земельного кодекса в отношении земельных участков, которые
находятся в государственной или муниципальной собственности и виды
разрешенного использования которых перечислены в статье 33 Земельного
кодекса;
- десять процентов в отношении иных земельных участков.
В нарушение Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон), Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, выявлено отсутствие обоснования уточнения местоположения границ земельного участка.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В представленном межевом плане отсутствует информация о сведениях, исходя из которых определяется местоположение границ земельного участка при уточнении границ земельного участка.
Также, в представленных заявителем документах отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка.
По п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона решением о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным лицом заявителю была дана возможность в течение трех месяцев представить документы, обосновывающие самовольное увеличение площади земельного участка на 399 кв.м. от площади, указанной в правоустанавливающем документе.
Однако, поскольку такие документы не были представлены, регистрирующий орган пришел к выводу об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявление необоснованно и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Спиридонов С.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Его право собственности на упомянутый участок подтверждаются свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным на основании Постановления администрации Никоновского сельского совета народных депутатов б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
Участок выдавался заявителю, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства.
Как утверждает Спиридонов С.Г.- с момента получения земельного участка он пользуется им уже более 20 лет.
При этом, - по его мнению,- границы земельного участка были установлены без проведения точных измерений и обозначены на местности капитальным забором из деревянного штакетника, закрепленного на металлических трубах.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без определения границ в соответствии с требованиями земельного законодательства и ему присвоена категория:
земли населенных пунктов, целевое использование: для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) - Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,13- 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В силу положений ч. 3 ст. 25 Закона -кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Для целей уточнения границ земельного участка Спиридонов С.Г. обратился к кадастровому инженеру Общества с ограниченной ответственностью «ГеоМастер» Л.Ф.Ф.
По результатам работ кадастрового инженера был подготовлен межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который ДД.ММ.ГГГГ был передан в Раменский отдел Филиала ФГУП «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области для внесения сведений в ГКН о границах земельного участка.
П. 1.1. ст. 21 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» гласит, что межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Соответственно межевой план был направлен Спиридоновым С.Г. в Кадастровую палату в электронном виде.
При проведении землеустроительных работ площадь земельного участка по фактическому пользованию была определена в размере - 1599 кв.м., что на 399 кв.м. больше площади земельного участка согласно свидетельству о праве собственности.
По результатам рассмотрения заявления и приложенного к нему межевого плана органом кадастрового учета принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №, а впоследствии- ДД.ММ.ГГГГ- об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Полагая, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости принято с нарушением норм действующего законодательства заявитель предъявляет рассматриваемые требования.
Между тем, суд не находит оснований к удовлетворению заявления Спиридонова С.Г.
Так, при рассмотрении ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Московской области документов, предоставленных Спиридоновым С.Г. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № (далее - заявление) орган кадастрового учета правомерно исходил из следующих норм действующего законодательства в области регулирования кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В реестре объектов недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м., имеющим разрешенное использование «Для индивидуального жилищного строительства», граница которого не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Площадь данного участка согласно правоустанавливающим документам (свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № б/н составляет 1200 кв.м.
Согласно межевому плану, предоставленному с Заявлением, усматривается, что в результате проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка, площадь земельного участка составила 1599 кв.м., что превышает величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (увеличена на 399 кв.м.).
По п. 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 (далее - Земельный кодекс) и частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 191-ФЗ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (указанные случаи предусмотрены статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), согласно пункту 2 статьи 11.9 Земельного кодекса, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Пункты 1 и 2 статьи 33 Земельного кодекса определяют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
При этом, данная норма регулирует требования к размерам различных земельных участков: как тех, на которые действия градостроительных регламентов распространяются, так и тех, на которые действия данных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Уточненная площадь земельных участков, в отношении которых распространяется действие градостроительных регламентов, в случае если градостроительные регламенты не установлены, не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем:
- минимальный размер земельных участков, установленный в соответствии
со статьей 33 Земельного кодекса в отношении земельных участков, которые
находятся в государственной или муниципальной собственности и виды
разрешенного использования которых перечислены в статье 33 Земельного
кодекса;
- десять процентов в отношении иных земельных участков.
В нарушение Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон), Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, было выявлено отсутствие обоснования уточнения местоположения границ земельного участка.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В представленном межевом плане отсутствует информация о сведениях, исходя из которых определяется местоположение границ земельного участка при уточнении границ земельного участка.
Также, в представленных заявителем документах отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка.
По п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона решением о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченным лицом заявителю была дана возможность в течение трех месяцев представить документы, обосновывающие самовольное увеличение площади земельного участка на 399 кв.м. от площади, указанной в правоустанавливающем документе.
Однако, поскольку такие документы не были представлены, регистрирующий орган законно пришел к выводу об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Таким образом, поскольку заявитель доказательств нарушения своих прав при отказе ему в учете изменений объекта недвижимости со стороны ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не представил, суд приходит к выводу об отказе ему в удовлетворении рассматриваемого заявления в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 27 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 194-198, 247, 254-258 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Спиридонову С. Г. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца.
Судья: Целищев А.А.