Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Чкаловский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Карташова О.В.
при секретаре ФИО4,
с участием:
представителей истца ФИО5, ФИО6,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о признании факта нахождении на иждивении, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, взыскании неполученных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> о признании факта нахождении на иждивении, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, взыскании неполученных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда.
В заявлении и объяснениях в судебном заседании истец ФИО1 и её представители ФИО5 и ФИО6 указали, что супруг истца – ФИО9 Сабиржан имел статус эвакуированного из населённого пункта Юго-<адрес> в 1958 году вследствие радиоактивного загрязнения в результате аварии в 1957 году на предприятии ПО «Маяк» <адрес>.
ФИО9 Сабержану была установлена I группа инвалидности, в связи с заболеванием связанным с радиационным воздействием во время проживания на территории заражённой ПО «Маяк».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 Сабержан умер.
В соответствии с выводами решения межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, заболевание ФИО9 Сабержана, приведшее к его смерти, связано с радиационным воздействием.
В связи с этим, ФИО9 Сабержану посмертно выдано удостоверение о том. Что он имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные пп.3, 4, 12-15, 19-23 ч.1 ст.14, ч.4 ст.39, ст.ст. 41, 42 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
На момент смерти ФИО9 САбержана, его супруга ФИО1 имела возраст 74 года, являлась пенсионеркой по старости, то есть являлась нетрудоспособным членом семьи.
С 1988 года истец ФИО1 в связи с выходом на пенсию, другого дохода кроме пенсии не имела и поэтому находилась на иждивении своего супруга ФИО9 Сабержана.
На момент смерти, доход ФИО9 Сабержана состоял из пенсии по старости в размере <данные изъяты> копейки и ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания в сумме <данные изъяты>. Всего доход ФИО8 составлял 1 <данные изъяты>.
Доход истца ФИО1 состоял из пенсии по старости в размере <данные изъяты> и ежемесячной компенсации на приобретение продуктов питания в сумме <данные изъяты> рубля.
Таким образом, ФИО1 находилась на иждивении своего супруга ФИО8
После смерти супруга, ФИО1 обратилась в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> за выплатой ежемесячной денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были произведены выплаты денежной компенсации в возмещение вреда, в размере <данные изъяты> ежемесячно. Однако, в дальнейшем истцу было отказано в указанных выплатах, со ссылкой на то, что эти выплаты распространяются только на ликвидаторов Чернобыльской АЭС.
Считая действия ответчика неправомерными, истец ФИО1 просит; признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда по случаю потери кормильца с 01.03.2002, взыскать с ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2013, с учётом индексации в счёт ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда по случаю потери кормильца <данные изъяты>; обязать ответчика выплачивать ей с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещении вреда в сумме <данные изъяты>.
Кроме того, истец просила взыскать в её пользу с ответчика судебные расходы на нотариально оформленную доверенность в сумме <данные изъяты>, расходы на представителя в сумме <данные изъяты>.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, исковые требования в части признания нахождения истца на иждивении супруга признала. В остальной части иска просила отказать, так как гарантии предоставления ежемесячной денежной компенсации для нетрудоспособных членов семьи находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие воздействия радиации ПО «Маяк» были введены в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ, который вступил в законную силу 01.01.2011.
Несмотря на своевременные вызовы, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства суд находит возможным удовлетворить их частично.
Понятие "нетрудоспособные граждане" закреплено в п.3 ч.1 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к числу которых отнесён супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Согласно ч.23 ст.9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
На основании свидетельством о браке установлено, что супруги ФИО9 проживали в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ФИО9 Сабержана.
Согласно приложенной к материалам дела справки пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 Сабержан на январь 2001 года получал ежемесячную пенсию в размере <данные изъяты> рубля 84 копейки. Кроме того, ФИО9 Сабержан получал ежемесячно компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>.
Как следует из имеющейся в деле справки пенсионного органа от 15.08.2013, доход истца ФИО1 на момент смерти супруга, состоял только из пенсии по старости в размере <данные изъяты>. Следовательно, доход ФИО8 был в два раза выше, чем у ФИО1
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло своё подтверждение то, что длительное время ФИО1 жила исключительно за счёт дохода своего супруга ФИО9 Сабержана, вплоть до его смерти, наступившей 17.01.2001.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, требование истца о признании факта нахождения её на иждивении супруга подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных сбросов в реку Теча» порядок распространения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был установлен, в том числе на граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 Сабержан признан эвакуированным из населённого пункта Юго-Конево в 1958 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
ФИО9 Сабержану была установлена I группа инвалидности, в связи с заболеванием связанным с радиационным воздействием во время проживания на территории заражённой ПО «Маяк».
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО9 Сабержан умер 17<данные изъяты>.
В соответствии с выводами решения межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ №3716, заболевание ФИО9 Сабержана, приведшее к его смерти, связано с радиационным воздействием.
В связи с этим, ФИО9 Сабержану посмертно выдано удостоверение о том, что он имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные пп.3, 4, 12-15, 19-23 ч.1 ст.14, ч.4 ст.39, ст.ст. 41, 42 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано в виде ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме, в частности инвалидам I группы – 5 000 рублей. Предусмотренные п. 15 ст. 14 распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Право, предусмотренное ч. 2 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 также гарантируется нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалидов – граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк».
Статьёй 11.1. Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных сбросов в реку Теча» (введённой в действие законом от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ) гарантировано предоставление ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Указанная статья закона вступила в законную силу 01.01.2011. Следовательно, истец ФИО1 имела бы право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, только с 01.01.2011.
Как уже было установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 находилась на иждивении ФИО8, умершего <данные изъяты>. До этого момента, факт нахождения ФИО1 на иждивении супруга не был установлен.
Принимая во внимание то, что право истца на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, обусловлено одновременно наличием двух факторов: введением в действие ст.11.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №175-ФЗ и установление факта нахождения истца на иждивении супруга, судом признаётся, что право истца на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной абз.2 п.15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возникло только с момента обращения в суд, то есть с 12.07.2013.
Следовательно, подлежит удовлетворению требование истца о признании за ней права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной абз.2 п.15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» только с 12.07.2013. Соответственно, за ответчиком признаётся обязанность с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать истцу указанную денежную компенсацию. Доводы истца о том, что денежная компенсация должна быть назначена фактически со дня смерти супруга, судом не принимается, так как противоречат требованиям действующего законодательства.
Переходя к размеру денежной компенсации, предусмотренной абз.2 п.15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд исходит из положений ст.5 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1244-I, согласно которой размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приложением № к постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием составляет для инвалидов I группы – <данные изъяты> копейки.
Таким образом, истец ФИО1 имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме 7 <данные изъяты> копейки, с учётом последующей индексации по Постановлениям Правительства Российской Федерации.
Размер и срок ежемесячных денежных компенсаций в отношении истца ФИО1 определены судом в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и с учетом индексации по постановлениям Правительства Российской Федерации, в связи, с чем оснований для взыскания задолженности, возложении на ответчика обязанности по назначению денежной компенсации в ином размере, не имеется.
Других доказательств в обоснование своих доводов истцом в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суду не представлено, о наличии таких доказательств и необходимости их истребования судом истец не заявила.
На основании ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Имеющимися в материалах дела квитанциями подтверждены судебные расходы по нотариальному удостоверению доверенности на представителя.
Соответственно, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы на нотариально оформленную доверенность в сумме <данные изъяты>.
В силу ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В обоснование своих расходов на представителя, истец представила: договор о правовой помощи от ДД.ММ.ГГГГ №03/06, квитанцию об оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. Принимая во внимание не сложность дела, длительность его рассмотрения, суд признаёт разумными расходами на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>, которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать установленным факт нахождения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки с Караболка, <адрес>, на иждивении ФИО9 Сабержана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с Караболка, <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать с ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной абз.2 п.15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> – Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> выплачивать ФИО2 ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии с абз.2 п.15 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в размере <данные изъяты> копейки, с учётом последующей индексации по Постановлениям Правительства Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> – Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> в пользу ФИО1 расходы на нотариально оформленную доверенность в сумме 900 рублей, расходы на представителя в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Чкаловский районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья