Решение по делу № 2-2762/2020 от 17.08.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 сентября 2020г.              г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при секретаре Боброве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко Романа Васильевича к Государственному учреждению – Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче путевок на санаторно-курортное лечение, взыскании ущерба и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Марченко Р.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту ГУ АРО ФСС РФ) о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации морального вреда, указал, что с 2006 года является ветераном боевых действий, относится к льготной категории граждан и с 2007 года состоит на учете в Астраханском отделении Фонда социального страхования РФ как ветеран боевых действий и как получатель государственных социальных услуг. Ему ежегодно должен предоставляться социальный пакет, куда входит санаторно-курортное лечение. Обязанность по обеспечению санаторно-курортным лечением возложена на ГУ АРО ФСС РФ. За период 2012-2013 годы истец получил лишь одну путевку за 2012 год, за 2013 год путевка ему предоставлена не была. 03.07.2014 года он направил ответчику заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году, его поставили в очередь, но до сих пор путевка ему предоставлена не была. Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 25 февраля 2015 года ему было отказано в удовлетворении требований о выдачи путевок на санаторно-курортное лечение за 2013 - 2014 годы. Апелляционным определением Астраханского областного суда от 20 января 2016 года правильность решения от 25 февраля 2015 года подтверждена. Основанием отказа в иске было то, что в 2013 году он не подавал заявление на предоставление путевки, а в 2014 году она не выдана из-за того, что не подошла очередь. Однако, в последующем, очередь на получение путевки и на подачу заявления ее получения, а также бюджетные ассигнования, так и не подошла, из-за чего в 2013 году путевка так и не была предоставлена до настоящего времени. В 2014 году путевка также не была предоставлена, а выданная в 2015 году путевка была выдана за 2015 год. Его заявление в 2015 году о выдачи путевки в 2015 году не было реализовано ответчиком, что подтверждается решением Кировского районного суда г. Астрахани от 1 марта 2016 года и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 мая 2016 года. Этими судебными актами утверждается, что невыдача путевки за 2014 и 2015 года не нарушает его прав, так как установление очередности не лишает его права на обеспечение путевкой в дальнейшем в соответствии с очередностью.

    Не предоставление путевок повлекло отсутствие для него необходимых профилактических лечебных мероприятий, что повлекло ухудшение состояния его здоровья. Полагает, что на отношения между истцом и ГУ АРО ФСС РФ распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей». В связи с чем просил суд признать незаконным отказ в выдаче путевок на санаторно-курортное лечение в 2013 и 2014 годах, взыскать в его пользу за не предоставление путевок в 2013 и 2014 году компенсацию в сумме 200000 рублей, а также компенсацию морального вреда за не предоставление путевок за 2013 и 2014 годы в размере 300000 рублей.

    В судебном заседании истец Марченко Р.В. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ГУ АРО ФСС РФ Бычковская Н.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по основаниям изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила в иске отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Закон) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу пункта 3 статьи 6.1 вышеназванного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, ветераны боевых действий.

Статьей 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 (далее Порядок), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.

В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что истец Марченко Р.В., являясь ветераном боевых действий, обращался в региональное отделение с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение.

Из пояснений представителя ответчика судом установлено, что Марченко Р.В. регулярно обеспечивался путевками на санаторно-курортное лечение в соответствии с его заявлениями.

Так по заявлению от 15.06.2012 Марченко Р.В. направлен в санаторий «<адрес>» <адрес> в период с 27.12.2013 по 13.01.2014.

Также судом установлено, что в 2013 году заявление от Марченко Р.В. на обеспечение путевкой не поступало, поскольку не было реализовано его право на обеспечение путевкой по заявлению от 15.06.2012г.

Также судом установлено, что по заявлению от 08.07.2014 Марченко Р.В. предоставлена путевка в санаторий ООО «Минеральные воды 2» с 29.06.2015 по 16.07.2015.

По заявлению от 20.01.2026 Марченко Р.В. предоставлена путевка в санаторий им. ФИО4, <адрес> с 15.09.2016 по 02.10.2016.

По заявлению Марченко от 05.12.2016 истцу предоставлена путевка в пансионат с лечением «<адрес>» <адрес> с 06.10.2018 по 23.10.2018.

Данные обстоятельства истцом в судебном заседании не опровергались.

Таким образом, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт отказа ответчиком Марченко Р.В. в предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в 2013 и 2014 годах и в этой части заявленных требований следует отказать. Указанная позиция основана и на судебных актах, вступивших в законную силу, по делам в которых участвовали эти же лица и являющихся в силу ст. 61 ГПК РФ, преюдициальными.

Обеспечение льготных категорий граждан, имеющих право на санаторно- курортное лечение, к которым относится Марченко Р.В., производится за счет средств Федерального бюджета, выделенных на приобретение санаторно- курортных путевок согласно Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» на каждый календарный год.

Средства на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан выделяются из федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и главным распорядителем средств федерального бюджета являются органы государственной власти — в данном случае Министерство финансов Российской Федерации (п.5.6. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»).

Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и не является органом государственной власти Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101, которое определяет его статус, задачи, пути направления его средств. Указанным Положением Фонд не наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации может приобретать путевки на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан только в пределах тех средств федерального бюджета, которые поступают ему в виде трансфертов от Министерства финансов Российской Федерации. Объем средств на финансирование расходов на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан, предусматриваемых ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете и передаваемых Фонду социального страхования Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с Порядком № 328 заявлениям о предоставлении путевки, поданным гражданами, присваивается регистрационный номер. Для обеспечения равных прав граждан - получателей набора социальных услуг на санаторно- курортное лечение учитывается дата подачи заявления гражданина об обеспечении его путевкой. Обеспечение путевкой производится согласно очередности, в соответствии с медицинскими показаниями и при отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, в санаторно-курортное учреждение, соответствующее профилю заболевания, указанного в справке 070/у-04 и в пределах выделенных ассигнований из федерального бюджета.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено положение о безусловном ежегодном предоставлении обратившимся лицам санаторно- курортных путевок, а наличие очередности не противоречит законодательству. Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования. Эти положения сами по себе не регулируют порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.

В Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не указано, что какая-либо из категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, имеет право на первоочередное предоставление путевки, в связи с чем все указанные категории граждан имеют равные права при наличии медицинских показаний к санаторно-курортному лечению.

В соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью или в части. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления. Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты в размере установленном вышеуказанным законом.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни Порядком №328 не предусмотрена возможность получения денежной компенсации за путевку на санаторно-курортное лечение, а также за проезд к месту лечения.

Являясь получателем средств федерального бюджета, Фонд социального страхования РФ может исполнять бюджетные обязательства по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований федерального бюджета и законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность получения компенсации за путевку на санаторно-курортное лечение гражданами льготной категории.

Судом установлено, что по отношению к Марченко Р.В. ответчиком исполнены все обязательства по предоставлению путевок в соответствии с его обращениями. Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются не за определенный календарный год, а в соответствии с регистрационным номером заявления гражданина.

Доводы истца о том, что на отношения между ним и ГУ АРО ФСС РФ распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей» основаны на неверном толковании норм материального права.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда за отказ выдать путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 и 2014 годах также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Право Марченко Р.В. на обеспечение санаторно-курортной путевкой является его имущественным правом.

Однако ни Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина.

Доказательства незаконности действий (бездействия) регионального отделения, которые привели к нарушению личных неимущественных прав истца и причинению ему морального вреда, суду не представлены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Марченко Романа Васильевича к Государственному учреждению – Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче путевок на санаторно-курортное лечение, взыскании ущерба и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья:                                      О.Н.Хохлачева

    Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2020 года.

Судья:                                      О.Н.Хохлачева

2-2762/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Марченко Роман Васильевич
Ответчики
ГУ АРО Фонд социального страхования РФ
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Хохлачева О.Н.
Дело на странице суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее