УИД 11RS0001-01-2022-002236-46 Дело № 2а-3439/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Койковой Т.А.,
при секретаре Дикгаут К.В.,
рассмотрев 23 марта 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Касоян Евгении Вячеславовне, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми о признании постановления от 01.02.2022 года № ... о взыскании исполнительского сбора незаконным,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми Касоян Е.В. о признании постановления от 01.02.2022 года № ... о взыскании исполнительского сбора незаконным.
В обоснование заявленных требований указали, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.06.2021 года на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность в срок до 30.07.2021 года обеспечить ... лекарственным препаратом «...» в дозировке 10000 анти-Ха МЕ/мл № 10 в количестве 15 упаковок по льготному рецепту № ... от 30.04.2021 года. Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.12.2021 года № 13-4233/2021 изменен способ исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.06.2021 года № 2-5593/2021: на Министерство возложена обязанность обеспечить ... лекарственным препаратом «...» в дозировке 4000 анти-Ха МЕ/мл № 10 в количестве 30 упаковок по льготному рецепту № ... от 30.04.2021 года.
29.12.2021 года возбуждено исполнительное производство №...-ИП, впоследствии 01.02.2022 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнение судебного акта в установленный судебным приставом срок. Полагали указанное постановление незаконным, поскольку не согласившись с определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.12.2021 года № 13-4233/2021, Министерством 30.12.2021 года была подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми. По состоянию на 07.02.2022 года частная жалоба Верховным Судом Республики Коми не рассмотрена.
Определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми; в качестве заинтересованного лица ....
Министерство здравоохранения Республики Коми, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Кесоян Е.В., УФССП России по Республике Коми, ... Н.Ф., извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.06.2021 года на Министерство здравоохранения Республики Коми возложена обязанность в срок до 30.07.2021 года обеспечить ... лекарственным препаратом «...» в дозировке 10000 анти-Ха МЕ/мл № 10 в количестве 15 упаковок по льготному рецепту № ... от 30.04.2021 года.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.12.2021 года № 13-4233/2021 изменен способ исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.06.2021 года № 2-5593/2021: на Министерство возложена обязанность обеспечить ... лекарственным препаратом «...» в дозировке 4000 анти-Ха МЕ/мл № 10 в количестве 30 упаковок по льготному рецепту № 87-9-21-110058022639 от 30.04.2021 года.
На основании исполнительного документа, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми № 5593/2021 от 24.12.2021 года, вступившего в законную силу 24.12.2021 года, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми 29.12.2021 года возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении должника Министерство здравоохранения Республики Коми предметом исполнения которого являлась обязанность должника за счет бюджетных средств немедленно обеспечить ... лекарственным препаратом с международным наименованием «...» в дозировке 4000 анти-Ха МЕ/мл № 10 в количестве 30 упаковок по предъявленному в аптечную сеть и поставленному на отсроченное обслуживание льготному рецепту № ... от 30.04.2021 года.
29.12.2021 года возбуждено исполнительное производство №...-ИП, должнику указано на немедленное исполнение требования – в течение суток с момента получения постановления. Копия постановления получена должником 30.12.2021 года.
01.02.2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 14 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства: по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора с должника-организации в случае неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотритёльности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы административного истца об отсутствии оснований для взыскания с Министерства исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа в связи с подачей частной жалобы на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.12.2021 года № 13-4233/2021, которым изменен способ исполнения решения суда, а на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора частная жалоба не была рассмотрена Верховным Судом Республики Коми, определение не вступило в законную силу, суд находит несостоятельными, поскольку наличие частной жалобы при условии немедленного исполнения требований исполнительного документа, правового значения не имеет.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, а оснований для его отмены у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Министерства здравоохранения Республики Коми к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Касоян Евгении Вячеславовне, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми о признании постановления от 01.02.2022 года № ... о взыскании исполнительского сбора незаконным – оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Койкова