Дело 12-53/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Усинского городского суда Республики Коми Старцева Е.А.,
при секретаре судебного заседания Хаматдиновой Э.Д.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 10 мая 2017 года в г.Усинске Республики Коми жалобу Х. - защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Алексеева Ю. В. на постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску № от 02.03.2017 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску № от 02.03.2017 Алексееву Ю.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. Согласно данному постановлению, Алексеев Ю.В., управляя транспортным средством ... в составе автопоезда на ... км а/д ..., дд.мм.гггг. в ... осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства с грузом (трансформаторы) при нагрузке на оси полуприцепа: 1 ось - 8,580, 2 ось-8,720, что превышает допустимые нормы на 14.40% и 16,27% соответственно, без специального разрешения, чем нарушил п.23.5 ПДД РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Х. - защитник Алексеева Ю.В., действующий на основании доверенности, обратился в суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что сотрудниками ГИБДД была нарушена процедура взвешивания, поскольку транспортное средство взвешивалось с влюченным двигателем, на весах имелась наледь и снег. В момент остановки у Алексеева Ю.В. имелось специальное разрешение на перевозку крупногабаритного груза, которое он предъявил сотруднику ГИБДД, тем не менее, в протоколе об административном правонарушении указано на перевозку груза без специального разрешения. Кроме того, протокол врученный Алексееву Ю.В. отличается от протокола имеющегося в материалах дела, поскольку там есть исправления. Местом совершения административного правонарушения в протоколе указан ... подъезд к ..., а в постановлении указано ... км автодороги ....
В настоящем судебном заседании защитник свою жалобу и изложенные в ней доводы поддержал.
Алексеев Ю.В., представитель ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску участия в рассмотрении жалобы, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, не приняли. Алексеев Ю.В. ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие, из ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску сведений о причинах неявки их представителя не поступило.
Судья, заслушав объяснения защитника, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с копией протокола об административном правонарушении ... от дд.мм.гггг., выданного на руки Алексееву Ю.В., Алексеев Ю.В. управляя транспортным средством ... на ... км. подъезд к г.Усинск перевозил тяжеловесный груз - трансформаторы с превышением допустимой нагрузки на ось на величину более 10%, но не более 20%, что составило на 2 ось - 7 710 (2,8%), 3 ось 7 630 (1,73%) тягача при допустимых 7 500. Прицеп фактически 8 580 (14,40%) на 1 ось, на 2 ось фактически 8 720 (16,27%) при допустимых 7 500.
Согласно оригиналу протокола об административном правонарушении, предоставленного ОГИБДД ОМВД г.Усинска в протоколе также добавлена фраза «без специального разрешения», копия исправленного протокола не была вручена Алексееву Ю.В.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование положений частей 3, 5 статьи 27.12, частей 3, 5 статьи 27.12.1 и частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в протокол об административном правонарушении только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при внесении в протокол об административном правонарушении изменений должностным лицом ОГИБДД ОМВД России России по г.Усинску требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении была внесена дописка «без специального разрешения».
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол об административном правонарушении были внесены при составлении указанного процессуального акта в присутствии Алексеева Ю.В. Подписи названного лица напротив внесенных изменений, как и сведения об ознакомлении последней с внесенными изменениями, отсутствуют. Отсутствуют и сведения об извещении Алексеева Ю.В. о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в протокол об административном правонарушении.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенного изменения в протокол об административном правонарушении.
Для установления фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении, в том числе выяснения вопроса относительно имеющегося в протоколе об административном правонарушении изменения, вызывались в судебные заседания должностные лица ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску, но должностные лица в судебные заседания не явились.
Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством, а иных сведений, достоверно подтверждающих перевозку крупногабаритного груза с превышением нагрузки на оси без специального разрешения не имеется, выводы о наличии в действиях Алексеева Ю.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствуют требованиям закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 2.9, 30.3, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Х. - защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Алексеева Ю. В. на постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску № от 02.03.2017 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, удовлетворить.
Отменить постановление и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Усинску № от 02.03.2017 о назначении Алексееву Ю. В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении Алексеева Ю. В..
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Коми.
Судья Е.А. Старцева