дело № 5-411/2023
УИД 16RS0045-01-2023-003897-91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Казань 31 октября 2023 года
Судья Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан Кардашова К.И., при секретаре судебного заседания Игнатьевой А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении уроженца и гражданина Республики Азербайджан Азизова Рахима Гамата Оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, холостого, детей не имеющего, национальный паспорт иностранного гражданина СО №, выданный ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, невладеющего русским языком, не имеющего инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного УУП ОП №1 «Авиастроительный» УМВД России по городу Казани, следует, что 04 сентября 2023 года в 15 часов 00 минут при проверке торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес> установлен факт осуществления гражданином Республики Азербайджан Азизовым Р.Г. трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу продавцом, патента. Азизов Р.Г. работает продавцом фруктов, имея патент грузчика, тем самым незаконно осуществляет трудовую деятельность как иностранный гражданин в Российской Федерации, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Азизов Р.Г. вину не признал, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, отрицал, ссылалась на свидетельские показания, пояснил, что работает на рынке грузчиком, в момент составления протокола об административном правонарушении осуществлял присмотр за фруктово-овощной лавкой.
Выслушав пояснения Азизова Р.Г., показания свидетеля Джомардова М.Н. судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 115-ФЗ разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патентом является документ, подтверждающий в соответствии с названным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу части 4 статьи 13 данного закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно части 5 статьи 13.3 указанного закона патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно материалам дела компетентное должностное лицо, инициируя публично-правовое преследование в отношении Азизова Р.Г., поставило ему в вину тот факт, что 04 сентября 2023 года в 15 часов 00 минут при проверке торгового павильона, расположенного по адресу: <адрес> установлен факт осуществления гражданином Республики Азербайджан Азизовым Р.Г. трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу продавцом, патента. Азизов Р.Г. работает продавцом фруктов, имея патент грузчика, тем самым незаконно осуществляет трудовую деятельность как иностранный гражданин в Российской Федерации.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Законодатель, определяя в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях круг обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, указал, что в их число входит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
При оценке действий Азизова Р.Г., о которых идет речь в протоколе об административном правонарушении, следует иметь в виду, что основным признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, УУП ОП № 1 «Авиастроительный» УМВД России по городу Казани Гидиятуллиным И.И. 04 сентября 2023 года в отношении уроженца и гражданина Республики Азербайджан был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Азизову Р.Г. вменялось то обстоятельство, что в 15 часов 04 сентября 2023 года он осуществлял трудовую деятельность в качестве продавца фруктов без разрешения на работу продавцом, патента.
Из объяснений Азизова Р.Г. следует, что он имеет патент на осуществление в Российской Федерации деятельности в качестве грузчика, работает в качестве такового на оптовом рынке в городе Казани, в момент составления протокола об административном правонарушении осуществлял присмотр за фруктово-овощной лавкой.
В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был опрошен Джомардов М.Н., который суду пояснил, что на данной торговой точке он работает в качестве продавца не один год. При этом, ему известно, что Азизов Р.Г. работает грузчиком на оптовом рынке. 04 сентября 2023 года вследствие последствий ранее проведённой ему операции, в момент, когда осуществлялась выгрузка товара, он плохо себя почувствовал, в связи с чем попросил Азизова Р.Г. присмотреть за торговой лавкой, при этом сам ушёл домой, который находился поблизости. После этого ему позвонил Азизов Р.Г. и сказал, что в отношении него сотрудниками полиции составляется протокол об административном правонарушении за отсутствие ID карты, которую он впоследствии доставил в отдел полиции, но она не была принята сотрудниками полиции.
Кроме того, в качестве свидетеля был опрошен инспектор УУП ОП № 1 «Авиастроительный» Гидиятуллин И.И., составивший протокол об административном правонарушении, в отношении Азизова Р.Г. Будучи предупреждённым об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, инспектор УУП ОП № 1 «Авиастроительный» Гидиятуллин И.И. суду показал, что в 15 часов 00 минут 04 сентября 2023 года по адресу: <адрес>, им был установлен факт осуществления Азизовым Р.Г. деятельности в качестве продавца фруктово-овощной лавки. Об этом свидетельствовал факт наличия при себе у Азизова Р.Г. вырученных от продажи товара денежные средств, осведомленность относительно стоимости продуктов, а также наличие ключей от торгового павильона и навыки закрытия торговой точки. Документов, подтверждающих осуществление торговли, изъято не было, видеозапись отсутствует, рядом с торговой точкой покупателей не было.
Иных очевидцев инцидента, послужившего поводом к возбуждению в отношении Азизова Р.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела не усматривается.
Изложенное не позволяет с достаточной степенью уверенности судить о том, что Азизов Р.Г., незаконно осуществлял трудовую деятельность, а значит и квалифицировать его действия по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушении, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 1 части 1.1. статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях Азизова Р.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении уроженца и гражданина Республики Азербайджан Азизова Рахима Гамата Оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Кардашова К.И.