Судья Грищенко Э.Н. адм. дело № 33а-1144/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 20 января 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Набок Л.А.,
при секретаре Кондратьевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Голикова С.Г. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Голиков С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконными действий органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2014 году обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 376 кв.м, расположенного по <адрес>, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему ему на праве собственности.
18.07.2016 г. к ранее принятому заявлению от 25.11.2014 г., входящий номер п-1/2914/14, им были поданы дополнительные документы.
22.07.2016 г. в адрес административного истца направлено уведомление о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов, поскольку в данном заявлении отсутствует информация, предусмотренная пп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ (основание предоставления земельного участка без проведения торгов), и к заявлению не приложены документы, предусмотренные пп. 2 п. 2.6 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».
По мнению административного истца, действия Департамента являются незаконными, поскольку правовые основания для возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов отсутствуют.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Голиков С.Г. просил суд признать незаконным уведомление Департамента градостроительства городского округа Самара от 22.07.2016 № СП-9/3866-0-1 о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов, обязать административного ответчика произвести предварительное согласование схемы расположения земельного участка площадью 376 кв.м, расположенного по <адрес>; обязать приобщить документы, поданные 18.07.2016 г., входящий номер СП-9/3866, к ранее поданным документам, входящий номер № п-1/2919/14.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 22 ноября 2016 г. в удовлетворении заявленных Голиковым С.Г. требований отказано.
В апелляционной жалобе Голиков С.Г. просит решение суда отменить как незаконное, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Голикова С.Г. – Новиков А.О. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Попова М.Н. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Как видно из материалов дела, Голикову С.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь 717,4 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (л.д. 6).
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и процедура предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрены статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, необходима подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (подпункт 2 пункта 1).
При этом такое заявление должно соответствовать требованиям ст. 39.15 ЗК РФ, в частности содержать основание для предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований (пп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ).
Если заявление не соответствует требованиям п. 1 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю с указанием причин возврата (п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 10 мая 2016 года № 563 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по организации, в том числе по возвращению в течение срока, установленного Земельным кодексом Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, заявлений о перераспределении земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
18.07.2016 г. Голиков С.Г. обратился в администрацию городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по <адрес>, площадью 376 кв.м, под огородничество (л.д. 12).
22.07.2016 г. руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара уведомил Голикова С.Г. о возврате поданного им заявления (л.д. 7).
Принимая данное решение, Департамент градостроительства городского округа Самара исходил из положений п. 6 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, п. 2.6 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30 июня 2015 г. № 262-п.
Как следует из заявления Голикова С.Г. о предоставлении земельного участка, в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов указана статья 9.1 Закона Самарской области «О земле» в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.
Однако такого основания для предоставления земельного участка без проведения торгов статья 39.15 ЗК РФ не содержит, поскольку в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов должны указываться основания, предусмотренные п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ.
Учитывая, что поданное Голиковым С.Г. заявление от 18.07.2016 г. не соответствовало требованиям пп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно не содержало основания для предоставления земельного участка из числа предусмотренных законом, Департамент градостроительства городского округа Самара обоснованно возвратил поданное заявление в адрес заявителя с соблюдением установленного законом 10-дневного срока.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Принимая во внимание, что действия Департамента градостроительства городского округа Самара по возврату заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов не противоречат требованиям закона, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушают, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Голиковым С.Г. требований о признании оспариваемых действий незаконными.
Кроме того, как видно из материалов дела, в ноябре 2014 года Голиков С.Г. обращался в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением в порядке ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 376 кв.м. под огородничество, расположенного по <адрес>, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему ему на праве собственности (л.д. 76).
На момент обращения с указанным заявлением полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В последующем данные полномочия были переданы в Департамент градостроительства городского округа Самара.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 12.05.2016 г., вступившим в законную силу, требования Голикова С.Г. об оспаривании бездействия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившегося в отказе предоставить ему в собственность за выкуп испрашиваемый земельный участок, оставлены без удовлетворения. При этом судом установлено, что Департамент проводил работу по заявлению Голикова С.Г., руководствуясь требованиями, содержащимися в статье 39.14 Земельного кодекса РФ. Письмом от 14.07.2015 г. № СП-9/1453-0-1 Департамент градостроительства городского округа Самара уведомил Голикова С.Г. об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по его заявлению в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Письмом от 21.09.2015 г. административному истцу разъяснен действующий порядок обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Письмом от 16.10.2015 г. № СП-9/1543-2-1 административный ответчик возвратил административному истцу заявление от 13.10.2015 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ (непредставление документов, предусмотренных п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, поданное Голиковым С.Г. 18.07.2016 г., должно отвечать требованиям действующего законодательства, а именно пп. 6 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Голикова С.Г. о том, что заявление 18.07.2016 г. подано в дополнение к заявлению от 25.11.2014 г., в котором указано основание предоставления земельного участка – статья 9 Закона Самарской области «О земле» в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку первоначальное заявление Голикову С.Г. было возвращено, а поданное 18.07.2016 г. заявление является новым обращением в уполномоченный орган, поэтому должно соответствовать требованиям действующего земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Голикова С.Г. о несогласии с решением суда, повторяют его правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голикова С.Г. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи