Решение по делу № 2а-564/2020 от 20.12.2019

Дело № 2а-564/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2020 года                             г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Мох Е.М.,

при секретаре: Сафоновой Ю.А.,

с участием представителя административного истца Яковенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Мирошниченко ФИО12, Антясовой ФИО9, Антясова ФИО10, Богдановой ФИО11 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании действий незаконными и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениями г. Севастополя (далее по тексту Департамент) о признании незаконными решения Департамента от 01.10.2019 года об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка, расположенного по адресу <адрес>    (далее по тексту спорный земельный участок), обязании повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность административным истцам в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка по указанному адресу.

    В обоснование иска указывает, что являются собственниками объекта недвижимости жилого дома площадью 290 кв.м., находящегося на указанном земельном участке на праве общей долевой собственности. Письмом Департамента от 01.10.2019 года № ГУ-исх-11694/19 им в предоставлении государственной услуги по бесплатной передаче земельного участка в собственность отказано в виду отсутствия совместного обращения участников долевой собственности на дом. Полагают отказ незаконным, так как имеют право на приобретение указанного земельного участка в общую долевую собственность, было соблюдено требование статей 39,20 ЗК о совместном обращении всех собственников.

    В судебном заседании представитель административного истца действующий по доверенности Яковенко С.В. на удовлетворении исковых требований настаивала по вышеизложенным основаниям. Просила суд признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истцов о передаче спорного земельного участка в собственность.

    Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

    Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования истцов не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

    Как следует из материалов дела Мирошниченко Г.Ф., Антясовой Е.А., Антясовым А.Ю., Богдановой Е.Н. подано в Департамент заявление и соответствующие документы о предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно 18.09.2019 года. Получен ответ Департамента № ГУ-16866/19 от 01.10.2019 года, что в предоставлении государственной услуги отказано в связи с тем, что право на приобретение земельного участка в общую долевую собственность имеют лица, которым принадлежит здание сооружение находящееся на земельном участке, обратиться с заявлением должны все собственники жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

          В силу положений главы 22 КАС РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

Суд полагает, что срок предусмотренный ст. 219 КАС РФ для обращения с административным исковым заявлением в суд по решению Департамента, изложенном в ответе истцу от 14.06.2018 года истцом не пропущен, заявление подано 20.12.2019 года, то есть в установленный срок.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность.

В соответствии со ст. 12.2    Закона города Севастополя от 25.07. 2014 года № 46-ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя» до 1 января 2019 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), регламентирующими особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Пунктом 5 указанной статьи ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.

По смыслу вышеназванной нормы права, если участок неделим, а помещения, находящиеся в здании, расположенном на таком участке, принадлежат нескольким собственникам, то обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на этот участок является совместное обращение с заявлением.

Таким образом, статья 39.20 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, на котором расположено здание, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам, в собственность некоторых из них.

        Исходя из указанных норм материального права, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, а для лиц, имеющих в общей долевой собственности один жилой дом обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является их совместное обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное домовладение принадлежит согласно договора купли-продажи от 07.07.1986 года Мирошниченко Г.Ф. в 7/25 доля, согласно договора дарения от 24.02. 2012 года Богдановой Е.Н. в 27/100 долях, Антясову А.Ю. Антясовой Е.А. в 9/50 долях каждому. То есть имеются иные собственники, кроме истцов.

С учетом того, что с соответствующим заявлением о передаче земельного участка в собственность обратились не все собственники, Департаментом обоснованно принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно со ссылкой на ст. 39.20 ЗК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у Департамента имелись основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность истцов, принятое решение    соответствует требованиям правовых норм, регламентирующих порядок предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    При этом в силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

    В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает их не соответствующими действующим нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.       С учетом того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждение доводы истцов о не соответствии принятого ответчиком решения действующим нормативным правовым актам    , исковые требования не подлежат удовлетворению как в части признания незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, так и в части обязания Департамента повторно рассмотреть заявление предоставлении земельного участка в собственность истца.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Мирошниченко ФИО13, Антясовой ФИО14, Антясова ФИО15, Богдановой ФИО16 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов незаконным и обязании повторно рассмотреть заявление, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2020 года.

2а-564/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мирошниченко Геннадий Федорович
Богданова Елена Николаевна
Антясов Андрей Юрьевич
Антясова Елена Анатольевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Иванов Андрей Константинович
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Мох Елена Михайловна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация административного искового заявления
21.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Подготовка дела (собеседование)
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее