Судья Хусаинова И.Р. дело № 33а-6902/2019
(2а-1156/19)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.
судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 25 ноября 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Ступников А. С. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 03 июля 2019 года, которым
административное исковое заявление ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении осужденного Ступников А. С. удовлетворено частично.
Установлен в отношении Ступникова А.С. административный надзор сроком на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, c установлением следующих ограничений: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрете пребывания в местах общественного питания, осуществляющих продажу спиртных напитков; запрете пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с выполнением трудовых обязанностей и необходимостью вызова медицинских служб.
Указано, что срок административного надзора в отношении Ступникова А.С. исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., судебная коллегия
установила:
ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми обратился в Печорский городской суд РК с заявлением об установлении в отношении осужденного Ступникова А.С. административного надзора сроком на 3 года, а также установлении ограничений в виде запрета на пребывание в местах общественного питания, осуществляющих продажу спиртных напитков, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 до 06 часов, обязательной явки 4 раза в месяц в ОМВД по месту жительства или пребывания для регистрации. В обоснование административного искового заявления указано, что осужденный Ступников А.С. в период нахождения под административным надзором совершил преступление небольшой тяжести, в связи с чем за указанным осужденным должен быть установлен административный надзор.
В судебном заседании представитель административного истца - администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Хоршев С.И., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Осужденный Ступников А.С., участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, исковые требования признал частично, просил уменьшить срок административного надзора и количество явок в ОМВД для регистрации, относительно остальных ограничений не возражал.
Старший помощник прокурора Алашеев М.М. заявленные требования об установлении административного надзора в отношении осужденного поддержал, просил определить административный надзор в соответствии с требованиями законодательства.
Судом постановление решение суда, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Ступников А.С. просит решение суда изменить, исключив из него запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов.
Лица, участвующие в административном деле, извещены о времени и месте судебного заседания, не явились.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с частью 7 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, письменное заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре).
В статье 2 Закона об административном надзоре определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Закона об административном надзоре.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июня 2018 года в отношении Ступникова А.С. был установлен административный надзор сроком на 1 год 6 месяцев с соответствующими ограничениями.
27 июня 2018 года Ступников А.С. был поставлен на профилактический учет в ОМВД России по Усмть-Вымскому району Республики Коми.
В период нахождения под административным надзором Ступников А.С. совершил преступление, за которое 23 мая 2019 года приговором Усть-Вымского районного суда Республики Коми осужден по части ... УК РФ к ... месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Из характеристики исправительного учреждения следует, что за период отбывания наказания, осужденный Ступников А.С. характеризуется удовлетворительно, не имеет ни поощрений, ни взысканий.
22.10.2019 Ступников А.С. освобождается из мест лишения свободы.
Устанавливая административный надзор, суд первой инстанции исходил из того, что, Ступников А.С., освобождаемый из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в данном случае предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона об административном надзоре основания для установления в отношении Ступникова А.С. административного надзора, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, сроком на 3 года.
При определении срока административного надзора, суд, верно руководствовался пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре, предусматривающего установление административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исходил из того, что в соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость в отношении лиц, осужденных за преступления небольшой тяжести, погашается по истечении 3 лет после отбытия наказания.
Установленные Ступникову А.С. административные ограничения отвечают целям административного надзора и являются эффективной мерой воздействия для исключения совершения поднадзорным лицом новых правонарушений, преступлений.
Согласно статье 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что не противоречит положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающим возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Тем самым ограничения, установленные Законом об административном надзоре, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Ступникова А.С.
Доводы апелляционной жалобы об исключении такого ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов до 06 часов, так как в силу графика возможной будущей работы в службе такси у него не будет возможности находиться в указанное время по месту его жительства, не приминаются во внимание. Согласно оспариваемому решению Печорского городского суда приведенное ограничение не распространяется на пребывание вне жилого помещения, если это связано с исполнением трудовых обязанностей.
Также в обоснование своих доводов Ступников А.С. указывает, что у него имеется больной отец, и возможно ему придется оставаться ночевать по месту жительства отца в случае ухудшения состояния его здоровья.
В силу пункта 3 статьи 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (в том числе угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника).
Кроме того, Ступников А.С. вправе в соответствии с частями 1, 3 статьи 10 Закона об административном надзоре обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при возникновении к тому оснований.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 03 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ступникова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи