Решение по делу № 2а-956/2020 от 18.05.2020

№ 2а-956/2020

УИД 13RS0025-01-2020-001686-51

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 июля 2020г.                                г.Саранск

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саранска к Цурану Андрею Николаевичу о взыскании пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд с административным иском к Цурану А.Н. о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Цуран А.Н. в налоговый период 2014г., 2015г. являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество и земельного налога. В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налогов налоговым органом были начислены пени и направлено требование <...> от 01 июля 2019г. О направлении требования свидетельствует реестр исходящей заказной корреспонденции. Административный истец обращался к мировому судье судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени. 12 ноября 2019г. мировым судьей был выдан судебный приказ, который 02 декабря 2019г. был отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

До настоящего времени требование не исполнено, пени в бюджет не поступили. Со ссылкой на требования статей 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просит взыскать с административного ответчика пени по транспортному налогу в размере 4 524,79 руб., пени по налогу на имущество в размере 47,06 руб., пени по земельному налогу в размере 87,60 руб., а всего 4 659,45 руб.

В судебное заседание представитель истца ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.

В судебное заседание административный ответчик Цуран А.Н. не явился, по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного был извещен своевременно и надлежащим образом.

Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.

Суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с предусмотренным.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, установленном статьями 46, 47, 48 <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что в налоговый период 2014г. Цуран А.Н. являлся плательщиком транспортного налога, так как владел автомобилями: БМВ Х5, государственный регистрационный знак <...> с мощностью двигателя 245 л.с.; Фольксваген Джетта, государственный регистрационный знак <...>, с мощностью двигателя 105 л.с.; земельного налога, поскольку имеет в собственности 0,50 доли земельного участка: <адрес>; плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, с условным номером объекта 13<...> Налогоплательщику Цурану А.Н. было направлено налоговое уведомление <...> от 19 мая 2015г. для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога в размере 17 777 руб. за 2014г., земельного налога в размере 200 руб. за 2014г., налога на имущество физических лиц в размере 135 руб. за 2014г. В установленный срок (не позднее 01.10.2015г.) налоги не были уплачены. В связи с чем, административному ответчику было направлено требование <...> от 14 октября 2015г. со сроком уплаты 27 января 2016г.

Решением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2017г. с Цурана А.Н. была взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 17 777 руб., по земельному налогу за 2014г. в размере 200 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в размере 135 руб. Были взысканы пени по указанным налогам образовавшиеся за периоды до 2014г. Согласно постановлению об окончании исполнительного производства от 07 августа 2017г. решение суда исполнено в полном объеме.

В налоговый период 2015г. Цуран А.Н. являлся плательщиком транспортного налога, так как владел транспортными средствами: БМВ Х5, государственный регистрационный знак Е988СА/13 с мощностью двигателя 245 л.с.; Фольксваген Джетта, государственный регистрационный знак Е675ХО/13, с мощностью двигателя 105 л.с.; Мерседес-Бенц SLK200, государственный регистрационный знак Р077ОН96, 184 л.с. земельного налога, поскольку имеет в собственности 0,50 доли земельного участка: <адрес>, кадастровый <...>; плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, с условным номером объекта 13<...> Налогоплательщику Цурану А.Н. было направлено налоговое уведомление <...> от 12 сентября 2016г. для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога в размере 23 420 руб. за 2015г., земельного налога в размере 525 руб. за 2015г., налога на имущество физических лиц в размере 282 руб. за 2014г. в срок не позднее 01.12.2016г. Обязанность по уплате вышеуказанных налогов Цураном А.Н. была исполнена не в полном объеме, в связи с чем административному ответчику было направлено требование <...> от 18 декабря 2016г. об уплате транспортного налога в размере 5 045,00 руб., налога на имущество физических лиц в размере 282,00 руб., земельного налога в размере 525,00 руб. мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска был выдан судебный приказ 30 августа 2017г. о взыскании с административного ответчика указанных сумм налогов всего в размере 5 852 руб. и пени за периоды образовавшиеся ранее 2015г. в размере 31,21 руб. Требования исполнительного документа исполнены 20 июля 2018г., о чем имеется копия постановления об окончании исполнительного производства.

В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административным истцом заявлено о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014г. в размере 17 777 руб. за период с 01 декабря 2015г. по 06 августа 2017г. в сумме 3 682, 95 руб.; пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015г. в размере 5 045, 00 руб. руб. за период с 02 декабря 2016г. по 26 июля 2018г. в сумме 841,84 руб.; пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015г. в размере 525,00 руб. за период с 18 декабря 2016г. по 26 июля 2018г. в сумме 87,60 руб.; пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество за 2015г. в размере 282 руб. за период с 18 декабря 2016г. по 26 июля 2018г. в сумме 47,06 руб.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом, из разъяснений пункта 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Материалами дела подтверждается, что транспортный налог за 2014г. в размере 17 777 руб. уплачен 07 августа 2017г., что подтверждается копией постановления об окончании исполнительного производства от 07 августа 2017г. Транспортный налог за 2015г. в размере 5 045 руб., земельный налог за 2015г. в размере 525 руб., налог на имущество физических лиц за 2015г. в размере 282 руб. были уплачены административным ответчиком 20 июля 2018г., что также подтверждается копией постановления об окончании исполнительного производства.

Учитывая приведенные выше нормы права, срок уплаты задолженности по налогам, пени по которым административный истец просит взыскать с административного ответчика, срок выставления требований об уплате пени по транспортному налогу за 2014г. и по имущественным налогам за 2015г. административным истцом пропущен. С учетом того, что транспортный налог за 2014г. был оплачен должником 07 августа 2017г., следовательно, срок выставления требований об уплате пени по данному налогу - не позднее 07 ноября 2017г. Поскольку имущественные налоги за 2015г. были оплачены Цураном А.Н. 20 июля 2018г., следовательно, срок выставления требования по пени, начисленные на указанные налоги – не позднее 20 октября 2018г. Вместе с тем, требование об уплате пени было выставлено налогоплательщику налоговым органом только 01 июля 2019г.

Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

Законодатель установил в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации лишь сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Вместе с тем, из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 г. № 822-0 следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате пени само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по пени в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с указанным, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).

Таким образом, предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате пени по транспортному налогу за 2014г., истекал 25 мая 2018 г. (07 ноября 2017 г. (дата, до которой требование подлежало направлению) + 6 рабочих дней + 8 рабочих дней + 6 месяцев); предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате пени по имущественным налогам за 2015г., истекал 7 мая 2019 г. (20 октября 2018 г. (дата, до которой требование подлежало направлению) + 6 рабочих дней + 8 рабочих дней + 6 месяцев).

Налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа лишь в ноябре 2019 г. Представитель административного истца не ходатайствовал о восстановлении срока обращения в суд.

В связи с указанным, требование об уплате пени, было направлено с нарушением установленного законом срока и привело к нарушению сроков взыскания.

В соответствии с частью 5 статьи 180, частью 2 статьи 286, частью 6 статьи 289, частью 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об утрате административным истцом права на взыскание с административного ответчика суммы пени.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Цурану Андрею Николаевичу о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, оставить без удовлетворения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья-                                        И.Н.Фомкина

                    

№ 2а-956/2020

УИД 13RS0025-01-2020-001686-51

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 июля 2020г.                                г.Саранск

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи И.Н.Фомкиной,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саранска к Цурану Андрею Николаевичу о взыскании пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд с административным иском к Цурану А.Н. о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что Цуран А.Н. в налоговый период 2014г., 2015г. являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество и земельного налога. В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налогов налоговым органом были начислены пени и направлено требование <...> от 01 июля 2019г. О направлении требования свидетельствует реестр исходящей заказной корреспонденции. Административный истец обращался к мировому судье судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании пени. 12 ноября 2019г. мировым судьей был выдан судебный приказ, который 02 декабря 2019г. был отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

До настоящего времени требование не исполнено, пени в бюджет не поступили. Со ссылкой на требования статей 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец просит взыскать с административного ответчика пени по транспортному налогу в размере 4 524,79 руб., пени по налогу на имущество в размере 47,06 руб., пени по земельному налогу в размере 87,60 руб., а всего 4 659,45 руб.

В судебное заседание представитель истца ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил письменное заявление.

В судебное заседание административный ответчик Цуран А.Н. не явился, по неизвестной суду причине, о дате и времени судебного был извещен своевременно и надлежащим образом.

Поскольку явка указанных лиц является необязательной и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.

Суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45, пункт 2 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с предусмотренным.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, установленном статьями 46, 47, 48 <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Судом установлено, что в налоговый период 2014г. Цуран А.Н. являлся плательщиком транспортного налога, так как владел автомобилями: БМВ Х5, государственный регистрационный знак <...> с мощностью двигателя 245 л.с.; Фольксваген Джетта, государственный регистрационный знак <...>, с мощностью двигателя 105 л.с.; земельного налога, поскольку имеет в собственности 0,50 доли земельного участка: <адрес>; плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, с условным номером объекта 13<...> Налогоплательщику Цурану А.Н. было направлено налоговое уведомление <...> от 19 мая 2015г. для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога в размере 17 777 руб. за 2014г., земельного налога в размере 200 руб. за 2014г., налога на имущество физических лиц в размере 135 руб. за 2014г. В установленный срок (не позднее 01.10.2015г.) налоги не были уплачены. В связи с чем, административному ответчику было направлено требование <...> от 14 октября 2015г. со сроком уплаты 27 января 2016г.

Решением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2017г. с Цурана А.Н. была взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 17 777 руб., по земельному налогу за 2014г. в размере 200 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в размере 135 руб. Были взысканы пени по указанным налогам образовавшиеся за периоды до 2014г. Согласно постановлению об окончании исполнительного производства от 07 августа 2017г. решение суда исполнено в полном объеме.

В налоговый период 2015г. Цуран А.Н. являлся плательщиком транспортного налога, так как владел транспортными средствами: БМВ Х5, государственный регистрационный знак Е988СА/13 с мощностью двигателя 245 л.с.; Фольксваген Джетта, государственный регистрационный знак Е675ХО/13, с мощностью двигателя 105 л.с.; Мерседес-Бенц SLK200, государственный регистрационный знак Р077ОН96, 184 л.с. земельного налога, поскольку имеет в собственности 0,50 доли земельного участка: <адрес>, кадастровый <...>; плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, с условным номером объекта 13<...> Налогоплательщику Цурану А.Н. было направлено налоговое уведомление <...> от 12 сентября 2016г. для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога в размере 23 420 руб. за 2015г., земельного налога в размере 525 руб. за 2015г., налога на имущество физических лиц в размере 282 руб. за 2014г. в срок не позднее 01.12.2016г. Обязанность по уплате вышеуказанных налогов Цураном А.Н. была исполнена не в полном объеме, в связи с чем административному ответчику было направлено требование <...> от 18 декабря 2016г. об уплате транспортного налога в размере 5 045,00 руб., налога на имущество физических лиц в размере 282,00 руб., земельного налога в размере 525,00 руб. мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского района г.Саранска был выдан судебный приказ 30 августа 2017г. о взыскании с административного ответчика указанных сумм налогов всего в размере 5 852 руб. и пени за периоды образовавшиеся ранее 2015г. в размере 31,21 руб. Требования исполнительного документа исполнены 20 июля 2018г., о чем имеется копия постановления об окончании исполнительного производства.

В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административным истцом заявлено о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014г. в размере 17 777 руб. за период с 01 декабря 2015г. по 06 августа 2017г. в сумме 3 682, 95 руб.; пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015г. в размере 5 045, 00 руб. руб. за период с 02 декабря 2016г. по 26 июля 2018г. в сумме 841,84 руб.; пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015г. в размере 525,00 руб. за период с 18 декабря 2016г. по 26 июля 2018г. в сумме 87,60 руб.; пени в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество за 2015г. в размере 282 руб. за период с 18 декабря 2016г. по 26 июля 2018г. в сумме 47,06 руб.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом, из разъяснений пункта 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Материалами дела подтверждается, что транспортный налог за 2014г. в размере 17 777 руб. уплачен 07 августа 2017г., что подтверждается копией постановления об окончании исполнительного производства от 07 августа 2017г. Транспортный налог за 2015г. в размере 5 045 руб., земельный налог за 2015г. в размере 525 руб., налог на имущество физических лиц за 2015г. в размере 282 руб. были уплачены административным ответчиком 20 июля 2018г., что также подтверждается копией постановления об окончании исполнительного производства.

Учитывая приведенные выше нормы права, срок уплаты задолженности по налогам, пени по которым административный истец просит взыскать с административного ответчика, срок выставления требований об уплате пени по транспортному налогу за 2014г. и по имущественным налогам за 2015г. административным истцом пропущен. С учетом того, что транспортный налог за 2014г. был оплачен должником 07 августа 2017г., следовательно, срок выставления требований об уплате пени по данному налогу - не позднее 07 ноября 2017г. Поскольку имущественные налоги за 2015г. были оплачены Цураном А.Н. 20 июля 2018г., следовательно, срок выставления требования по пени, начисленные на указанные налоги – не позднее 20 октября 2018г. Вместе с тем, требование об уплате пени было выставлено налогоплательщику налоговым органом только 01 июля 2019г.

Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

Законодатель установил в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации лишь сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Вместе с тем, из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 г. № 822-0 следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

Таким образом, несоблюдение срока направления требования об уплате пени само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по пени в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с указанным, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).

Таким образом, предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате пени по транспортному налогу за 2014г., истекал 25 мая 2018 г. (07 ноября 2017 г. (дата, до которой требование подлежало направлению) + 6 рабочих дней + 8 рабочих дней + 6 месяцев); предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по уплате пени по имущественным налогам за 2015г., истекал 7 мая 2019 г. (20 октября 2018 г. (дата, до которой требование подлежало направлению) + 6 рабочих дней + 8 рабочих дней + 6 месяцев).

Налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа лишь в ноябре 2019 г. Представитель административного истца не ходатайствовал о восстановлении срока обращения в суд.

В связи с указанным, требование об уплате пени, было направлено с нарушением установленного законом срока и привело к нарушению сроков взыскания.

В соответствии с частью 5 статьи 180, частью 2 статьи 286, частью 6 статьи 289, частью 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об утрате административным истцом права на взыскание с административного ответчика суммы пени.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Цурану Андрею Николаевичу о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, оставить без удовлетворения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья-                                        И.Н.Фомкина

                    

1версия для печати

2а-956/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска
Ответчики
Цуран Андрей Николаевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Дело на странице суда
oktyabrsky.mor.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее