Дело №а-801/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года <адрес>
Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Сангариева М.А.,
с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО4,
административного ответчика - ФИО1,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Административному ответчику ФИО1, Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР и третьему лицу ГБУ «Республиканский наркологический диспансер о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признания водительского удостоверения недействительным,
УСТАНОВИЛ
Прокуратурой <адрес> Чеченской Республики в рамках исполнения п. 6.16 указания Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Пунктами 1 и 2 ст. 24 Федерального закона №-Ф3 предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно п. 1 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
На основании п. 4 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ медицинских противопоказаний, медицинских показаний ограничений к управлению транспортными средствами Правительством РФ.
Из перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что к таким противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), то есть болезни FI0-F16, F18, F19 международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-l0, принятой 43-ей Всемирной ассамблеей здравоохранения (психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя; опиоидов; каннабиоидов; седативных или снотворных средств; кокаина; других стимуляторов (включая кофеин); галлюциногенов; летучих растворителей; одновременным употреблением нескольких наркотических средств и. использованием других психоактивных веществ).
Как предусмотрено п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ, одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрено, что больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами лишь при наличии стойкой ремиссии.
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В соответствии с п. 48 порядка, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: алкоголизм, токсикомания, наркомания.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортным средством лишь при наличии стойкой ремиссии (выздоровления).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Проверкой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № на управление транспортными средствами категории «В, С», действующее до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями, представленными УГИБДД МВД по ЧР, а также объяснениями ФИО1
Вместе с тем указанный правообладатель водительского удостоверения с 2019 года по настоящее время состоит на учете в ГБУ «Республиканском наркологическом диспансере» с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя».
Таким образом, факт его нахождения на учете в ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» свидетельствует о наличии у него медицинского противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При этом в установленном порядке с соответствующего учета он не снят, заключения комиссии о наступлении стойкой ремиссии, прекращении употребления в немедицинских целях психоактивных веществ в отношении него не выносилось.
Нахождение ФИО1, на учете в ГБУ «Республиканском наркологическом диспансере», отсутствие сведений о его стойкой ремиссии и наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами по состоянию здоровья подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУ «Республиканский наркологический диспансер».
Из содержания вышеприведенных нормативных правовых актов, определяющих основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, следует, что медицинские противопоказания применяются для всех лиц, управляющих транспортными средствами. Следовательно, наличие заболеваний, указанных в Перечне, служит основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ.
Вероятными негативными последствиями управления транспортным средством при наличии указанного выше заболевания являются создание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе участников дорожного движения, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Гарантированное установленными государствами мерами принуждения исполнение требований законодательства может быть достигнуто посредством обращения прокурора в суд с соответствующим иском и последующего исполнения судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просит прекратить действие права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ
года рождения, на управление транспортными средствами.
Обязать ФИО1 после вступления в силу решения суда сдать в ГИБДД ОМВД РФ по Чеченской Республике водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать ГИБДД ОМВД РФ по Чеченской Республике после вступления в силу решения суда внести в соответствующие базы данных ГИБДД сведения о прекращении действия водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через канцелярию суда было подано заявление о приостановлении производства по делу в виду того, что им по почте направлено исковое заявление в Заводской районный суд <адрес> о снятии его с учета ГБУ «Республиканский наркологического диспансера» приложив копию искового заявления и квитанции об отправки искового заявления.
В судебном заседании ходатайство ФИО1, было удовлетворено производство по делу было приостановлено и сделан запрос в Заводской районный суд <адрес> на предмет установления имеется ли в производстве суда гражданское дело по иску ФИО1, о снятии его с учета ГБУ «Республиканский наркологического диспансера».
ДД.ММ.ГГГГ из Заводского районного суда <адрес> поступил ответ о том, что Заводским районным судом <адрес> дело по иску ФИО1, о снятии его с учета ГБУ «Республиканского наркологического диспансера» не рассматривалось, а также исковое заявление от него в суд не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было возобновлено и назначено на рассмотрение на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика УГИБДД МВД по ЧР в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был уведомлен о месте и времени слушания дела о причине своей неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, однако они представили ходатайство о рассмотрении административного иска прокурора без их участия.
При таких условиях суд находит возможным рассмотрения административного дела по существу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и просил их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требованиях прокурора ссылаясь на то, что он незаконно поставлен на учет в ГБУ «Республиканский наркологический диспансер».
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса 196-ФЗ перечни и медицинских устанавливаются мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно п. 1 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
На основании п. 4 ст. 23.1 Федерального закона медицинских противопоказаний, медицинских показаний ограничений к управлению транспортными средствами Правительством РФ.
Так, согласно перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к таким противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), то есть болезни FI0-FI6, F18, F19 международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-l О, принятой 43-ей Всемирной ассамблеей здравоохранения (психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя; опиоидов; каннабиоидов; седативных или снотворных средств; кокаина; других стимуляторов (включая кофеин); галлюциногенов; летучих растворителей; одновременным употреблением нескольких наркотических средств и использованием других психоактивных веществ).
Как предусмотрено п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ, одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрено, что больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортными средствами лишь при наличии стойкой ремиссии.
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией допускаются к управлению транспортным средством лишь при наличии стойкой ремиссии (выздоровления).
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Проверкой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № на управление транспортными средствами категории «В, С», действующее до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем указанный правообладатель водительского удостоверения состоит на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя».
Таким образом, факт его нахождения на учете в ГБУ «Республиканском наркологическом диспансере» свидетельствует о наличии у него медицинского противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При этом в установленном порядке с наркологического учета он не снят, заключения комиссии о наступлении стойкой ремиссии, прекращении употребления в немедицинских целях психоактивных веществ в отношении него не выносилось.
Нахождение ФИО1 на учете в наркологическом диспансере, отсутствие сведений о его стойкой ремиссии и наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами по состоянию здоровья подтверждается заключением врачебной комиссии ГБУ «Республиканский наркологический диспансер».
Следовательно, наличие заболеваний, указанных в Перечне, служит основанием в соответствии со ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Вероятными негативными последствиями управления транспортным средством при наличии указанного выше заболевания, являются создание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе участников дорожного движения, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Обоснованность предъявленных прокурором <адрес> административных исковых требований в защиту интересов неопределенного круга лиц к Административному ответчику ФИО1, Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР и третьему лицу ГБУ «Республиканский наркологический диспансер о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признания водительского удостоверения недействительным подтверждается.
-Водительским удостоверением № выданным ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 на управление транспортными средствами категории «В», «С».
- Объяснением ФИО1, из которого усматривается, что ему выдано водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ № на управление транспортными средствами категории «В, С», действующее до ДД.ММ.ГГГГ, при этом он состоит на учете в ГБУ Республиканском наркологическом диспансере с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя».
- Карточкой операции с ВУ из которой видно, что ФИО1, выдано водительское удостоверение категории «В,С» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
-Заключением врачебной комиссии ГБУ «Республиканского наркологического диспансера» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что у ФИО1, имеются медицинские противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Как видно из приведенных письменных доказательств требования административного искового заявления прокурора <адрес> ЧР о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признания водительского удостоверения недействительным, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Административному ответчику ФИО1, Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по ЧР и третьему лицу ГБУ «Республиканский наркологический диспансер» о прекращении действия права на управление транспортными средствами и признания водительского удостоверения недействительным, удовлетворить в полном объеме.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР, зарегистрированного по адресу Чеченская Республика, <адрес>.
Признать недействительным водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ выданное на имя ФИО1 на управление транспортными средствами категории «В», «С».
Обязать ФИО1 после вступления решения суда в силу сдать в УГИБДД МВД по ЧР водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УГИБДД МВД по ЧР после вступления в законную силу решения суда внести соответствующие сведения в базу данных ГИБДД МВД РФ о прекращении действия водительского удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ выданное на имя ФИО1 на управление транспортными средствами категории «В», «С».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда ЧР через Урус-Мартановский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись М.А. Сангариев
Копия верна: Председательствующий судья М.А. Сангариев
Решение вступило в законную силу: 2021
Председательствующий судья: М.А. Сангариев