Дело № 33-4602/2024
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Хабаровский краевой суд
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В суде первой инстанции дело № 2-1082/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Литовченко А.Л., Овсянниковой И.Н.,
при секретаре Шишкине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2024 года гражданское дело по иску Тарасевич В.В. к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района Хабаровского края, Комитету по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Тарасевич В.В. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13 июля 2023 года,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарасевич В.В. обратилась в суд с иском к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, ссылаясь на ненадлежащее содержание принадлежащего ответчику недвижимого имущества.
С учетом уточнения исковых требований, просила суд:
-Признать незаконным бездействие Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по приведению в надлежащее состояние земельного участка и части жилого помещения (квартира № 2) с кадастровым номером №;
-Обязать Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края привести в надлежащее состояние участок, прилегающий к жилому помещению с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>;
-Произвести ремонт <адрес>, принадлежащей администрации муниципального образования Хабаровский район Хабаровского края, для устранения угрозы жизни и здоровью Тарасевич В.В.
Определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского района Хабаровского края.
Определением суда Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27.06.2023, принятым в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.07.2023 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Тарасевич В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В доводах жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку заключению межведомственной комиссии и акту обследования жилого помещения на предмет их соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28.01.2006.
Тарасевич В.В., уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании части 5 статьи 167, статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе в порядке части 2.1 статьи 113, статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда не соответствует.
Как следует из материалов дела, Тарасевич В.В. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, ранее предоставлялась совхозом Хабаровским гражданину Быковскому М.А., в последующем было заброшено. С 2018 года Тарасевич В.В. неоднократно обращалась в Мичуринское сельское поселение Хабаровского муниципального района о признании указанного объекта недвижимости выморочным, включении в реестр муниципальной собственности, о возможности его выкупа.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 27.10.2021 на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность принять в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> срок до 31.12.2021.
Решение вступило в законную силу 04.12.2021.
Право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №№, с 30.12.2021 зарегистрировано за Хабаровским муниципальным районом Хабаровского края.
Как следует из искового заявления, пояснений сторон, содержания решения суда от 27.10.2021, <адрес> с 2004 года фактически брошена, в указанной квартире никто не проживает, данное жилое помещение не отапливается много лет, окна выбиты, забора либо какого-либо ограждение прилегающее к указанной половины дома не имеется. Участок земли под окнами квартиры № зарос березами и покрылся твердыми бытовыми отходами, которые выбрасывают случайные проезжие.
Из пояснений истца, его представителя, представленных фотографических снимков следует, что <адрес> является двухквартирным, имеет общий фундамент и кровлю, которые, из-за отсутствия надлежащего ухода за второй половиной дома, со временем начали разрушаться со стороны <адрес>, представляя угрозу разрушения и для <адрес>, собственником которой является Тарасевич В.В.
Представители ответчиков в судебном заседании вышеуказанные обстоятельства не оспаривали.
Из акта обследования жилого помещения от 06.12.2022 № жилого помещения по адресу: <адрес>, составленного в составе заместителя главы администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Харина А.С., начальника отдела по управлению муниципальной собственности Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Диянковой Е.Б., начальника отдела выдачи разрешительной документации Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Черендиной Т.В., старшего инспектора жилищного отдела по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Евтух Е.Ю., ст. дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Трандофилова С.Ю., главного специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Хабаровскому краю Яковлевой М.Р., следует, что при визуальном осмотр установлено, что дом двухквартирный, фундамент-отсутствует, наружные стены – брус, кровля – шифер, площадь жилого помещения 55,2 кв.м.; Выявлено: фундамент просел, частично отсутствует, отмостка отсутствует; стены неровные, имеются отклонения от вертикали с внешней стороны, трещины по внутренним стенам, отслоение штукатурного слоя, разрушения; полы местами просели, имеют неровности; потолок имеет неровности, трещины, отслоение штукатурного слоя, крыша имеет неровности. местами трещины щели, протекает.
Межведомственной комиссией администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по результатам осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принято заключение № от 06.12.2022, в соответствии с которым выявлены основания для признания жилого помещения – квартиры с кадастровым номером №№, непригодным для проживания.
Данное заключение, в установленном законом порядке не оспаривалось.
На основании заключения от 06.12.2022 о выявлении оснований для признания жилого помещения – квартиры с кадастровым номером №, непригодным для проживания, администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края вынесено постановление № 1916 от 26.12.2022 о признании жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Согласно информационному письму от 18.05.2023 № ЯАП-17-471, в ходе личного приема при главе Хабаровского муниципального района обсуждался вопрос демонтажа непригодного для проживания помещения, уполномоченному структурному подразделению администрации района по распоряжению жилым фондом в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания было поручено определить стоимость проекта организации работ по сносу объекта. Работы по демонтажу помещения планируется осуществить в пределах выделенных лимитов. Ориентировочно указанные работы запланированы на 2024 год. В целях недопущения проникновения неопределенного круга лиц проведены работы по обшивке окон, дверей и крыши.
Оценивая указанные обстоятельства дела, установив, что в ходе судебного разбирательства требование истца о приведении в надлежащее состояние земельного участка прилегающего к жилому помещению по адресу: <адрес>, было фактически исполнено Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края, оснований для удовлетворения данных требований, по мнению суда первой инстанции, не имелось; проанализировав положения части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 2,7,8, 42, 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным либо пригодным для проживания, подлежащим либо не подлежащим восстановлению путем реконструкции или капремонта, является исключительной компетенцией межведомственной комиссии и не относится к компетенции суда, а поскольку межведомственной комиссией решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не принималось, данное заключение не оспорено в соответствием с нормами действующего законодательства, то оснований для возложения на ответчиков обязанности провести капитальный ремонт указанного жилого помещения, не имеется;
- разрешая требования в части признания бездействия Администрации Хабаровского муниципального района по надлежащему содержанию принадлежащего муниципалитету недвижимого имущества незаконным суд указал, что вина в приведении спорного жилого помещения в непригодное для проживания состояние отсутствует, поскольку лишь с 2021 года ответчик принял его в реестр муниципальной собственности.
С указанными выводами суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 4 статьи 15 названного Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
28.01.2006 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения установлено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Пунктом 7 Положения определено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в том числе, составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (пункт 44 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
-о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
-об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
-о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
-о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
-об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
В случае проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения в соответствии с решением, принятым на основании указанного в пункте 47 Положения заключения, комиссия в месячный срок после уведомления собственником жилого помещения или уполномоченным им лицом об их завершении проводит осмотр жилого помещения, составляет акт обследования и принимает соответствующее решение, которое доводит до заинтересованных лиц (пункт 53).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, включающая принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
С выводами суда первой инстанции о том, что заключение Межведомственной комиссии администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 64 от 06.12.2022 о признании принадлежащего Хабаровскому муниципальному району Хабаровского края жилого помещения непригодным для постоянного проживания не предусматривает необходимость проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется, судебная коллегия, с учетом обстоятельств настоящего дела, согласиться не может.
Судом установлено, что в заключении межведомственной комиссии администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 64 от 06.12.2022, составленном на основании акта межведомственной комиссии от той же даты, сделаны выводы о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для постоянного проживания.
Однако какого-либо запрета на проведение реконструкции или капитального ремонта данное заключение не содержит.
Распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения не принято, <адрес> аварийным и подлежащем сносу также не признан, в связи с чем доводы стороны ответчика о невозможности либо нецелесообразности проведения ремонтно-восстановительных работ спорного помещения не доказаны.
Первоначально, в ходе судебного заседания, представителем ответчика было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в целях заключения мирового соглашения, ответчиком совершены действия по обшивке окон, дверей и крыши; представлена смета о выполнении косметического ремонта <адрес>, то есть частично на стадии судебного разбирательства ответчиком были проведены ремонтные работы <адрес>.
Судебная коллегия обращает внимание, что истцом заявлены требования на основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ к Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, как к собственнику отдельного жилого помещения (<адрес>).
То, что межведомственная комиссия, созданная Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края, приняла решение о признании <адрес> непригодной для проживания, не отменяет обязанности собственника <адрес> (Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края) надлежащим образом содержать принадлежащее ему жилое помещение, которое имеет смежные с квартирой № строительные конструкции – стены, в том числе несущую, перегородку, кровлю, фундамент.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют обязанности собственника жилого помещения по надлежащему содержанию имущества и, имея иной предмет регулирования, не могут вступать в противоречие с нормами Положения, как ошибочно полагает сторона ответчика.
Признание жилого помещения непригодным для проживания не освобождает ответчика от неукоснительного соблюдения требований закона и своим бездействием способствовать еще большему снижению уровня надежности дома.
Иное толкование норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, означало бы оправдание судом действий (бездействия) администрации, нарушающих права лица на уважение собственности и способных привести к утрате лицом своего имущества по вине иных лиц, что не должно иметь места ни при каких условиях (см.напр. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2020 № 36-КА19-6).
Истцом представлено заключение ООО «Хабаровское бюро экспертизы и оценки» от 28.03.2023 №44-ст/24, согласно которому жилой <адрес> двухквартирный деревянный брусчатый одноэтажный 1982 года постройки. Квартира № и <адрес> имеют общую внутреннюю стену, наружные стены, крышу, фундамент. При наружном осмотре экспертом выявлено: в <адрес> на момент осмотра проживают люди; <адрес> не эксплуатируется, окна и дверь заколочены. При наружном осмотре дома выявлено повреждение несущих стен части дома по месту расположения <адрес>: прогнивание, рыхлость пиломатериалов нижних 2-х венцов стен и частичное обрушение с образованием сквозного зазора между венцом и фундаментом. В результате данного повреждения несущих стен, часть дома (<адрес>) просела, в т.ч. по месту с рядом расположенной квартирой №. Конструкция кровли и крыши данного дома общая на 2-е квартиры: двухскатная крыша, стропильная система деревянная, кровельное покрытие из асбестоцементных листов (шифера). Вход на кровлю имеется по фронтонам со стороны <адрес> со стороны <адрес>. Специалистом выявлено недопустимое состояние кровли и чердачного помещения над квартирой №: чердак над квартирой № завален мусором, проем выхода на кровлю над квартирой № не закрыт, имеются просветы в кровельном покрытии, в результате чего общая кровля дома заливается осадками.
Квартира № имеет площадь 56,5 кв.м и состоит их двух комнат и кухни, а также пристройки. Квартира № отапливается, имеется твердотопливная печь и в пристройке установлен газовый котел; выполнена трубная разводка и установлены радиаторы отопления. Квартира № не отапливается. В <адрес> две комнаты имеют общую стену с квартирой №. При осмотре данной стены со стороны <адрес> обнаружено повреждение данной стены от промерзания и повреждения примыкающего потолка. Специалистом проведено обследование данных комнат.
Комната № площадью 14,9 кв. м: обои бумажные оклеенные по штукатурному слою деревянных стен. Потолок оклеен обоями и окрашен водоэмульсионной краской. По периметру потолка установлены потолочные пенопластовые плинтуса. Обнаружено повреждение внутренней стены, смежной с квартирой №: штукатурка частично обрушена, брус внутренней стены деформирован с прогибом, выпучиванием бруса до 55 мм; имеются черные пятна проникающего характера по данной стене. На потолке обнаружены поврежденияя от увлажнения вдоль данной стены: желтые пятна, вздутие и отклеивание обоев. Пол – линолеум без видимых повреждений. Плинтуса напольные ПВХ установлены на саморезах поверх обоев стен;
Комната № площадью 11, 5 кв.м. отделка стен: обои бумажные отклеенные по штукатурному слою деревянных стен. Потолок облицован пенополистирольными плитками. По периметру потолка установлены потолочные пенопластовые плинтуса. Обнаружено повреждение внутренней стены, смежной с квартирой №: черные пятна приникающего характера по данной стене в углу. В комнате стойкий запах плесени. На потолке обнаружены повреждения от увлажнения: частичное отклеивание плиток и желтые пятна вдоль потолочного плинтуса со стороны стены, смежной с кВ. 2. Оконный блок из ПВХ профилей со стеклопакетами, размер блока 1,5х2 м. данный блок расположен в наружной стене возле места расположения <адрес>. Обнаружены трещины на стеклопакете от просадки стены кВ. 2. При наружном осмотре дома, непосредственно возле данного окна, обнаружена просадка и разрушение нижних венцов стен <адрес>. Размер стеклопакета 1,3 х 0,5 м.
Причина выявленных повреждений в двух комнатах <адрес>:
-увлажнение и промерзание внутренней стены, смежной с квартирой №, которая не отапливается;
-просадка стен <адрес> связи с отсутствием работ по поддержанию бруса стен данной квартиры в исправном состоянии;
-проникновение влаги через крышу дома над квартирой №, находящейся в ненадлежащем состоянии и распространение влаги на перекрытие смежной <адрес>.
Учитывая тот факт, что общая стена между двумя квартирами 2-х квартирного дома предусмотрена как внутренняя стена, при отсутствии отопления в <адрес>, для функционирования <адрес> необходимо данную стену утеплить вместе с ее основанием – фундаментом, чтобы данная стена могла использоваться в качестве наружной стены дома.
Специалистом была определена площадь конструктивных элементов <адрес>, зафиксированы повреждения, которые произошли в результате неисправностей смежной <адрес> отсутствия в ней отопления, проведен подсчет объемов восстановительных работ и составлена ведомость объемов восстановительных работ <адрес> – таблица 1.
При осмотре присутствовали также представители Администрации Хабаровского муниципального района <адрес>.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в связи с ненадлежащим содержанием <адрес>, в том числе общего имущества в ней, причиняется вред имуществу истца, находящиеся в <адрес>.
В итоге, специалистом ООО «Хабаровское бюро экспертизы и оценки» указаны следующие нарушения, допущенные именно собственником <адрес>:
-повреждения несущих стен части дома по месту расположения <адрес>: прогнивание, рыхлость пиломатериалов нижних 2-х венцов стен и частичное обрушение с образованием сквозного зазора между венцом и фундаментом;
- просветы в кровельном покрытии над квартирой №;
-увлажнение и промерзание внутренней стены, смежной с квартирой №, которая не отапливается;
-захламление чердака над квартирой № от мусора, открыт проем выхода на кровлю над квартирой №.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
В силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статьями 30, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников помещений нести бремя содержания принадлежащего им имущества, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также расходы на содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Статьей 35 Устава Хабаровского муниципального района Хабаровского края предусмотрено, что Администрация управляет имуществом, находящимся в собственности муниципального района, в случаях и порядке, установленных Собранием депутатов.
Органы местного самоуправления муниципального района от имени муниципального района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 46).
Поскольку после обследования <адрес> признании ее непригодной для проживания, орган местного самоуправления распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения № не принял, запрет на проведение капитального ремонта заключение межведомственной комиссии не содержит, дом аварийным не признан, при этом текущее состояние <адрес> влечет за собой ухудшение технического состояния <адрес>, что безусловно нарушает права истца, Хабаровский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, как собственник <адрес>, должен устранить допущенные по своей вине последствия, в том числе, при содержании общего имущества, указанные в разделе 1 «Ремонт конструктивных элементов дома» заключения ООО «Хабаровское бюро экспертизы и оценки» от 28.03.2023 №44-ст/24.
Убытки по восстановлению <адрес>, которые вынужден нести истец в связи с ненадлежащем содержанием <адрес>, предметом настоящего дела не являются, в данном случае истцом заявлено требование об устранение дефектов эксплуатации в <адрес>, которые влияют на качество жизни истца, в связи с чем, работы раздела 2 «Восстановительный ремонт <адрес>» заключения ООО «Хабаровское бюро экспертизы и оценки» от 28.03.2023 №44-ст/24 суд во внимание не принимает. Истец не лишен права обратиться в суд с самостоятельным иском по взысканию понесенных убытков.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица Департамент архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и отклоняет довод апелляционной жалобы в указанной части. Предметом настоящего дела оспаривание заключения Межведомственной комиссии администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 64 от 06.12.2022 не является.
Поскольку <адрес> долгое время не принималась в реестр муниципальной собственности администрации Хабаровского муниципального района <адрес>, что привело к ее ненадлежащему содержанию, до настоящего времени права истца не восстановлены, судебная коллегия полагает правомерным признать такие действия администрации Хабаровского муниципального района <адрес>, как нарушающие положения статьей 30, 39, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть незаконными.
Истцом заявлено требование о возложении обязанности на Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края очистить от мусора земельный участок, на котором расположено жилое помещение с кадастровым номером № в <адрес>, между тем, указанное требование было исполнено ответчиком в ходе судебного разбирательства, что подтвердил истец в ходе судебного заседания и о чем были представлены соответствие доказательства.
Принимая во внимание, что указанное требование исполнено только после обращения в суд, судебная коллегия не находит оснований для отказа в удовлетоврении иска в указанной части. При этом, требование, исполненное до принятия судом решения, не подлежит исполнению. Такая правовая конструкция позволяет подтвердить обоснованность иска и возлагает на ответчика бремя несения юридических последствий от принятого в пользу истца итогового решения, в том числе, несения судебных расходов, штрафных санкций и т.д.
Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, защищаемого истцом права на жилище, необходимого времени для выполнения Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края требований истца, решение в части возложении обязанности провести восстановительный ремонт жилого помещения с кадастровым номером №, очистить чердак над жилым помещением с кадастровым номером № от мусора, закрыть проем выхода на кровлю над жилым помещением с кадастровым №, подлежит исполнению в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным.
По вышеизложенным основаниям, решение суда первой инстанции на основании статьи 328 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, суд неправильно истолковал закон (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13 июля 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковое заявление Тарасевич В.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по приведению в надлежащее состояние жилого помещения с кадастровым номером № и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края очистить от мусора земельный участок, на котором расположено жилое помещение с кадастровым номером № в <адрес>.
Апелляционное определение в части возложения обязанности на Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края очистить от мусора земельный участок, на котором расположено жилое помещение с кадастровым номером № в <адрес>, не подлежит исполнению в связи с добровольным удовлетворением данных требований до принятия судом решения.
Обязать Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить последствия ненадлежащего содержания жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
-повреждения несущих стен части дома по месту расположения <адрес>: прогнивание, рыхлость пиломатериалов нижних двух венцов стен и частичное обрушение с образованием сквозного зазора между венцом и фундаментом;
-просветы в кровельном покрытии над жилым помещением с кадастровым номером №;
-увлажнение и промерзание внутренней стены, смежной с жилым помещением с кадастровым номером №;
-захламление чердака над жилым помещением с кадастровым номером № от мусора, открытый проем выхода на кровлю над жилым помещением с кадастровым номером №.
Председательствующий
Судьи