УИД:23RS0042-01-2024-000057-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 8 ноября 2024 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-1269/2024 по иску <ФИО3 к <ФИО1 об установлении реестровой ошибки, исключении из ЕНГРН сведений и установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО3 обратилась в суд с иском к <ФИО1, в котором просит установить наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <№>, признать недействительными и исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <№>, установить границы земельного участка с кадастровым номером <№> в соответствии с координатами поворотных точек границ, установленными в ходе проведения кадастровых работ.
В заявлении <ФИО3 указала, что ей на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером <№>. С целью уточнения местоположения границ земельного участка она заключила договор подряда на выполнение кадастровых работ. Подготовленный и инженером межевой план был предоставлен в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете. Управлением Росреестра принято решение о приостановлении кадастрового учета по причине пересечения границ участка с границами земельного участка <№>, принадлежащего <ФИО1
В судебном заседании <ФИО3 при поддержке своего представителя <ФИО5 просила иск удовлетворить, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика <ФИО6 иск не признал, указав в своих возражениях на наличие между сторонами спора о праве на один и тот же земельный участок, который не может быть разрешен путем исправления реестровой ошибки или установления границ участка.
Представители Управления Росреестра по Краснодарскому краю и администрации МО г. Новороссийск в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 01.01.2017, следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 01.01.2017 урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, суд может приять решение об исправлении реестровой ошибки в сведениях только при наличии для этого законных оснований, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Из представленных суду документов видно, что истцу принадлежат земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 13 000 кв.м. по адресу: <адрес>.
С целью уточнения границ земельного участка истец 19 июня 2023 года заключила договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером <ФИО7, которым 11 июля 2023 года подготовлен межевой план.
25 июля 2023 года истец обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственном кадастровом учете.
1 августа 2023 года Управлением Росреестра принято решение о приостановлении кадастрового учета по причине пересечения границ участка с границами земельного участка <№>.
Собственником земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 13 100 кв.м. по адресу: <адрес> – <адрес>, является <ФИО1
По заключению кадастрового инженера имеется пересечение фактических границ участка <№> с границами земельного участка с кадастровым номером <№>. Причиной пересечения является реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ участка <№>.
По заключению экспертов ООО «Экспертная позиция» №184/СЗЭ/24 от 5 июля 2024 года фактические границы участка <№> пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером <№>. Площадь пересечения составляет 13 000 кв.м.
Таким образом, между сторонами имеется спор о праве, так как они заявляют о своих правах фактически на одну и ту же часть земной поверхности площадью 13 000 кв.м.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В статье 304 ГК РФ закреплено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По правилам статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Как указано выше, между сторонами имеется спора не о местоположении общей границы принадлежащих им земельных участков, а спор о праве на часть земельного участка ответчика, границы которого уточнены в установленном законом порядке. При этом истцом заявлено требование об установлении границ не в части общих спорных границ, а в отношении всех границ участков.
С учетом положений статей 3, 11 Гражданского кодекса РФ, статьей 61 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 2, 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд пришел к заключении, что защита права может быть осуществлена путем предъявления виндикационного иска или иска о признании права отсутствующим.
Установление границ участка <№> в соответствии с межевым планом кадастрового инженера <ФИО7 от 11 июля 2023 года при сохранении в ЕГРН прежних сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <№> к восстановлению прав истца не придет.
Суд исходит также из того, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Так, в соответствии с действовавшей до 01.01.2017 частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с названной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Закона N221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Закона N218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (п.п.14, 15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п.3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч.7 ст.72).
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Как следует из материалов дела, процедура преобразования "учтенного" земельного участка с кадастровым номером <№> не осуществлялась.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако истец в Управление Росреестра ранее по вопросу снятия земельных участков с кадастрового учета не обращался, акты или действия указанного регистрирующего органа не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет земельных участках, требование о возложении на Управление Росреестра соответствующей обязанности по исключению из ЕГРН сведений о спорных земельных участках нельзя признать обоснованным, так как оно противоречит вышеприведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в пункте 21 Обзора.
Кроме этого, требования истца заявлены к ответчику, не являющемуся регистратором, то есть не обладающим соответствующими полномочиями по внесению изменений в публичный реестр прав на недвижимость.
Учитывая вышеизложенное, истцом в противоречие со статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░3 ░ <░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░