Дело № 2-3094/2024
УИД 59RS0001-01-2024-005567-40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2024 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми
в составе председательствующего судьи Костылевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Таныгиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2024 года
гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права муниципальной собственности на объект бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми обратился в Дзержинский районный суд г. Перми с заявлением о признании права собственности за муниципальным образованием город Пермь на объект – кадастровый №, назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, наименование объекта: тепловая сеть, протяженность объекта: 53 м., адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, ... до зданий по Адрес, б, номер записи о принятии на учет: ..., дата принятия на учет: Дата.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства – на основании заявления муниципального образования город Пермь Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества принят объект с кадастровым номером .... В связи с тем, что со времени постановки объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества на учет в ЕРГН прошло более трех месяцев, руководствуясь п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование вправе требовать признания права муниципальной собственности на вышеуказанный объект. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество необходимо для рационального распоряжения указанным имуществом в интересах муниципального образования город Пермь с целью решения вопросов местного значения.
Заявитель Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в суд представителя не направил, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель просит рассмотреть дело в свое отсутствие, дополнительно указав, что в отсутствие доказательств обращения по вопросу постановки объекта как бесхозяйного на учет, ПАО «Т плюс» не вправе требовать признания за собой права собственности на бесхозяйный линейный объект, постановленный на учет как бесхозяйное недвижимое имущество муниципальным образованием город Пермь за счет средств местного бюджета. При этом материалами дела не подтверждено, что ПАО «Т Плюс» в соответствии с законодательством обязано осуществить эксплуатацию объекта. ПАО «Т Плюс» не несет обязанности собственника по отношению к объекту, не вправе обращаться с заявлением о признании права собственности на объект, не может возражать против признания права муниципальной собственности на объект.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Адрес в суд представителей не направили, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, представители просят рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживают.
Заинтересованное лицо ПАО «Т Плюс» в суд представителя не направило, о дате судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель просит рассмотреть дело в свое отсутствие, представив в материалы дела возражения относительно заявленных требований, согласно которым спорные сети теплоснабжения с кадастровым номером ... опосредовано присоединены к тепловому имуществу, находящемуся на праве владения и пользования ПАО «Т Плюс», спорные сети теплоснабжения ПАО «Т Плюс» использует в своей производственной деятельности, в связи с чем ПАО «Т Плюс» планирует обратиться с заявлением о принятии линейных объектов в собственность.
Учитывая надлежащее извещение заявителя, заинтересованных о дате судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования в их отсутствие, по имеющимся в материалах дела документам.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Особое производство – самостоятельный вид гражданского судопроизводства по защите нарушенного или оспоренного права. В отличие от искового производства в нем отсутствует спор о праве, нет материально-правового требования одного лица к другому.
Частью 1 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд должен выяснить, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запросить об имеющихся, о нем сведениях соответствующие организации.
Согласно ч. 2 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам - правилам искового производства.
По смыслу указанных норм заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, что подлежит безусловному установлению судом.
Из материалов дела следует, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости – тепловая сеть, кадастровый №, назначение объекта: 10) сооружения коммунального хозяйства, протяженность объекта: 53 м, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Пермский край, г.о. Пермский, Адрес, от ТК-579-9-1 до зданий по Адрес,б, принят на учет в качестве бесхозяйного Дата; сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрированы.
Как усматривается из заявления и представленных документов, правообладатель объекта, в отношении которого заявитель просит признать право муниципальной собственности, не установлен, правоустанавливающие документы отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента имущественных отношений администрации г. Перми в суд с настоящим заявлением.
По смыслу вышеизложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.
Вместе с тем, при рассмотрении дела ПАО «Т Плюс» заявлено о правах на спорное имущество, указав, что спорные сети теплоснабжения с кадастровым номером ... опосредовано присоединены к тепловому имуществу, находящемуся на праве владения и пользования ПАО «Т Плюс», т.е. ПАО «Т Плюс» фактически несет обязанности собственника по отношению к бесхозяйному имуществу.
Доводы представителя заявителя в части отсутствия спора о праве на объект бесхозяйного недвижимого имущества, учитывая отсутствие у ПАО «Т Плюс» полномочий на обращение с заявлением о признании права собственности на объект не может служить основанием для рассмотрения заявленных требований в порядке особого производства, поскольку наличие возражений заинтересованных лиц относительно предъявленных в порядке особого производства требований влечет возникновение спора относительно самого субъективного права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости оставления заявления Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права муниципальной собственности на объект бесхозяйного недвижимого имущества без рассмотрения в соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи наличием спора о праве, что не ограничивает право стороны разрешить данный спор в порядке искового производства.
Руководствуясь ч. 3 ст. 263, ст.ст. 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
заявление Департамента имущественных отношений администрации г. Перми о признании права муниципальной собственности на объект бесхозяйного недвижимого имущества с кадастровым номером 59:01:4410222:1378 - оставить без рассмотрения.
Оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права на обращение за разрешением возникшего спора в порядке искового производства.
Определение в течение 15 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Председательствующий А.В. Костылева
...