Дело №2а-857/2020
УИД №18RS0005-01-2020-000406-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«08» апреля 2020 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чегодаевой О.П., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Устиновского района г.Ижевска к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, которым просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/ о способе остановки счетчиков водоснабжения – информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; вступившее в законную силу решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике для включения информации, размещенной по адресу https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки и мониторинга информации, содержащейся в сети «Интернет» выявлен сайт с URL-адресом https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/, на котором неопределенному кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет-ресурсу, содержащему информацию о способе остановки счетчиков водоснабжения, что противоречит действующему законодательству РФ. Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утв.постановлением правительства РФ от 06.05.2011г. №354, ст.7.27 КоАП РФ, ст.ст.34, 158 УК РФ указывает, что предоставление возможности доступа к такой информации фактически способствует совершению преступлений, нарушают публичные интересы Российской Федерации, права и законные интересы неопределенного круга лиц, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, тем самым влечет негативные социальные, экономические и другие последствия.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 (далее ФЗ № 149) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 ФЗ № 149 информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктом 6 названной статьи ФЗ №149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.1 ст.9 ФЗ №149).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии со ст. 5 ФЗ №149 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ №149).
Согласно ст.15.1 ФЗ №149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр) (часть первая указанной статьи).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть вторая указанной стати).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть третья указанной стати).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.157 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающими организациями с использованием инженерных комплексов сетевых организаций. Тарифы, устанавливаемые за оплату потребляемых коммунальных ресурсов, включают в себя средства на развитие и модернизацию оборудования и сетей, используемых для добычи и транспортировки, финансирование указанных организаций, оплату труда работников, выплату в установленном Налоговом кодексе РФ порядке налоговых сборов в бюджеты различных уровней. Кроме того, предоставление коммунальных слуг связано с использованием природных ресурсов. В свою очередь, неполная оплата фактически потребленных коммунальных услуг свидетельствует о незаконном использовании природных ресурсов, охраняемых действующим законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), согласно п.п. «г» п.34 которых потребитель в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (п.п. «г», «е» п.35 Правил).
Следовательно, установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа и т.п. являются противоправными деяниями. Изменение показаний различных приборов учета, равно как и порядка их работы в целях искажения сведений об объеме полученных коммунальных ресурсов, позволяет безвозмездно получать и изымать имущество ресурсоснабжающих организаций.
Как указано выше, не допускается использование средств массовой информации в целях уголовно наказуемых деяний.
В соответствии со ст.34 УК РФ соучастник преступления подлежит уголовному преследованию. Согласно ч.5 ст.33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.
Частью 1 статьи 158 УК РФ установлена уголовная ответственность за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества. Статьей 165 УК РФ установлена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
Ответственность за мелкое хищение чужого имущества установлена статьей 7.27 КоАП РФ. Статьей 7.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, с помощью сайта https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/ предлагается противоправная информация о способах остановки счетчиков водоснабжения, а также информация, побуждающая потребителей коммунальных услуг к самовольному несанкционированному вмешательству в работу различных приборов учета. На указанном сайте также имеются видеоматериалы и статьи, демонстрирующие различные способы «обмана» счетчиков потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы, что противоречит целям и задачам действующего законодательства Российской Федерации, указанными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение такой информации.
Указанные обстоятельства подтверждены представленной распечаткой Интернет-страницы с URL-адресом https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/. В настоящее время к данному информационному материалу имеется свободный доступ неопределенного круга лиц.
Между тем, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ст.ст.158,165 УК РФ, ст.ст.7.20, 7.27 КоАП РФ, размещенная на сайте с URL-адресом https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/ информация является незаконной, поскольку имеет противоправный, уголовно наказуемый характер.
Сведения, размещенные на данном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости остановки приборов учета, обмана с целью занижения оплаты за жилищно-коммунальные ресурсы, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, фактически способствует и побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений. Сам по себе факт обеспечения доступа к указанной противоправной информации, кроме того содержит сведения о возможности совершения противоправных действий в форме подстрекательства к ним.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, вы целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд соглашается с доводами прокурора и считает установленным факт того, что на вышеуказанном сайте содержится информация, запрещенная к распространению действующим законодательством. Установленные обстоятельства позволяют признать данную информацию запрещенной, что является основанием для внесения информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из положений ст.265.3 КАС РФ следует, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика. К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В ходе рассмотрения дела лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной не установлено, при этом Управление Роскомнадзора по УР могло быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в связи с чем оснований для удовлетворения иска к Управлению Роскомнадзора по УР не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Устиновского района г.Ижевска к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике оставить без удовлетворения.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения информации, размещенной по адресу https://isanshop.ru/santehnika/kak-otmotat-vodyanoy-schetchik.html/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение привести к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска в течение 15 дней.
Судья О.П. Чегодаева