Решение по делу № 12-11/2021 от 24.12.2020

12-11/2021

РЕШЕНИЕ

26 января 2021 года г. Пудож

Судья Пудожского районного суда Республики Карелия Точинов С.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

рассмотрев жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» на постановление Министерства природных ресурсов и экологии РК от 08.12.2020 №869/20Л о привлечении ПАО «ЛХК Кареллеспром» к административной ответственности по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК, заместителем главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. от 08.12.2020 №869/20Л ПАО «ЛХК Кареллеспром» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, которое выразилось в рубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке, в общем объеме 68,563 куб.м. породы ель в общем количестве 154 шт., чем нарушен п.п.«е» п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

Не согласившись с таким постановлением, ПАО «ЛХК Кареллеспром» в поданной жалобе указало, что заготовку древесины вела подрядная организация (ООО «О.В.А.») на основании договора подряда, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательства вести работы с соблюдением «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474. ПАО «ЛХК «Кареллеспром» передало подрядчику документы, необходимые для производства работ (копию лесной декларации, копию технологической карты), и не располагает информацией о том, по какой причине произошла незаконная вырубка деревьев, не предназначенных в рубку. По факту незаконной рубки органом лесного хозяйства было подано заявление в правоохранительные органы, в настоящий момент обстоятельства произошедшего выясняются. В связи с этим податель жалобы полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, а имеет место уголовное деяние, совершенное работниками ООО «О.В.А.», поскольку подрядная организация была обеспечена документами и информацией, необходимыми для надлежащего производства работ. По указанным основаниям ПАО «ЛХК «Кареллеспром» просит признать незаконным и отменить оспоренное постановление.

В возражениях на жалобу Министерство природных ресурсов и экологии РК указало, что между Министерством и ПАО «ЛХК «Кареллеспром» заключен договор аренды лесного участка от 03.12.2008, по условиям которого арендатор обязан: использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия; не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лица, осуществляющие заготовку древесины на основании договора подряда, не являются лицами, уполномоченными собственником имущества владеть и пользоваться имуществом, на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества, а следовательно, они не являются субъектами административной ответственности. Ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей влечет наступление гражданско-правовой ответственности. При должной осмотрительности и заинтересованности в недопущении нарушений требований лесного законодательства ПАО «ЛХК «Кареллеспром» должно было осуществить контроль за проведением работ по рубке лесных насаждений, что сделано не было. Полагало, что с учетом положений ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, возбуждение уголовного дела по факту незаконной порубки не является основанием для освобождения арендатора лесного участка от административной ответственности. При вынесении оспариваемого постановления и назначении административного наказания учитывались все обстоятельства дела, в том числе отягчающие обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения. Просило отказать в удовлетворении жалобы.

ПАО «ЛХК «Кареллеспром», Министерство природных ресурсов и экологии РК в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Дополнительно в письменных пояснениях ПАО ЛХК «Кареллеспром» указало, что осуществление заготовки непосредственно ООО «О.В.А.» подтверждается актом сдачи-приемки работ. О нарушении требований лесной декларации и технологической каты подрядчик не информировал подателя жалобы. Аналогичные действия ООО «О.В.А.» допустило в целом ряде делянок и по факту незаконной рубки древесины, правоохранительными органами проводится проверка. В случае, если представители подрядной организации проводили работы, имея прямой умысел на совершение незаконной рубки, ПАО «ЛХК «Карелеспром» не имело возможности ни предвидеть, ни предотвратить, поскольку добросовестность в гражданских правоотношениях презюмируется. Также заявитель полагает, что указанное в обжалуемом постановлении время совершения правонарушения не достоверно: 31.12.2019 – последний день срока действия лесной декларации. Правонарушение не могло быть совершено в указанное время, поскольку проходные рубки в зимнее время не производятся, снежный покров мешает выбирать больные и поврежденные деревья, предназначенные в рубку. Согласно акта приема-сдачи работ, заготовка древесины на делянке была завершена 31.08.2019.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.3 ст.16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ч.ч.1, 9 ст.29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено ст.ст.88, 89 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе.

В соответствии с п. 2 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно ч.4 ст.29 Лесного кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Подпунктом «е» п.12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13.09.2016 №474 (далее – Правила), действовавших до 01.01.2021, был установлен запрет на рубку и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

03.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем) и ОАО «ЛПХ «Кареллеспром» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка №20-з площадью 499090 га, расположенного в Пудожском районе Республики Карелия, в том числе в Авдеевском участковом лесничестве ГУ РК «Пудожского центрального лесничества», включая квартала 68-70, согласно которого арендатор обязан: использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия, настоящим договором (п.4.4.1), не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п.4.4.2).

Срок действия указанного договора установлен до 31.12.2028.

Постановлениями Правительства Республики Карелия от 04.09.2011 года №177-П, от 26.09.2017 года № 326-П Министерство лесного комплекса РК преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РК.

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц наименование организационно-правовой формы подателя жалобы изменено на Публичное акционерное общество «ЛПХ «Кареллеспром».

В 2019 ПАО «ЛПХ «Кареллеспром» был подготовлен проект ухода за лесами (проходная рубка) на лесном участке в 68 квартале делянка 25 выдел 25, предусматривающий проведение рубки ухода, а также ведомости материально-денежной оценки лесосек, в которых были определены объем и породный состав деревьев, подлежащих выборочной рубке. Планируемое время проведения рубки определено как зима 2019.

19.04.2019 ОАО «ЛПХ «Кареллеспром» была подготовлена лесная декларация №117, в которой оно заявило об использовании для заготовки древесины в период с 29.04.2019 по 31.12.2019 лесного участка в 68 квартале, выдел 25, лесосека 25 при осуществлении рубки ухода в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства по природопользованию и экологии РК от 02.10.2017 №1722.

Согласно акту контрольного осмотра лесосеки от 02.09.2020, составленному сотрудниками ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» в присутствии представителя ПАО «ЛПХ «Кареллеспром», при проведении осмотра места проведения лесосечных работ были выявлены рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок, в количестве 68,563 кбм. породы ель.

Указанные обстоятельства не оспариваются подателем жалобы, в связи с чем исследованными материалами дела нашел свое подтверждение факт нарушения ПАО «ЛПХ «Кареллеспром» вышеприведенных требований Правил заготовки древесины, что привело, в отсутствие должного контроля за работой исполнителя по договору подряда, к рубке и повреждению деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению.

Вопреки доводам заявителя, указанное в оспоренном постановлении время совершения правонарушения не противоречит установленным по делу обстоятельствам и не свидетельствует об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, составляет один год, в то время как период разработки лесосеки в соответствии с лесной декларацией был установлен с 29.04.2019 по 31.12.2019. В связи с этим не имеет значения время передачи лесосеки от подрядчика заказчику и обратно.

Довод жалобы о том, что заготовку древесины осуществляла подрядная организация, а также о возбуждении уголовного дела по факту незаконной порубки не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку не исключает вину ПАО «ЛХК «Кареллеспром» в совершении вмененного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае, ПАО «ЛХК «Кареллеспром», имея возможность для соблюдения правил заготовки древесины, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в том числе на основании заключенного договора подряда, предусматривающего: обязанность заказчика осуществлять текущий контроль выполнения обязательств по договору (п.2.1), право заказчика осуществлять контроль за надлежащим выполнением работ на всех этапах технологического процесса, за рациональным использованием лесосечного фонда, качеством и объемами заготовленной древесины (п.2.2), не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, возможное привлечение к уголовной ответственности по факту незаконной порубки кого-либо из физических лиц само по себе не исключает возможности привлечения к административной ответственности подателя жалобы.

Указанным обстоятельствам, в совокупности с материалами дела, должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало ПАО «ЛХК «Кареллеспром» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.

Назначенное по делу наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру совершенного правонарушения. Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Оснований для освобождения от административной ответственности по делу не установлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, основания для изменения или отмены оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь ст.30.7- 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» оставить без удовлетворения, а постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. от 08.12.2020 №869/20Л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, - без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья             подпись              Точинов С.В.

Подлинник решения находится в деле об административном правонарушении №12-11/2021 УИД №10RS0015-01-2020-001011-62 в Пудожском районном суде Республики Карелия.

12-11/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "ЛХК "Кареллеспром"
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Точинов Сергей Владимирович
Статьи

8.25

Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
24.12.2020Материалы переданы в производство судье
19.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее