Уникальный идентификатор дела 77RS0012-02-2022-006402-09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 марта 2022 года г. Москва
Кузьминский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сакович Т.М., по адресу: г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 8/13, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-1054/22 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Рябова В.А., ХХХ года рождения, уроженца ХХХ, зарегистрированного по адресу: ХХХ,
установил:
Рябов В.А, совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ.
Так, ХХХ года в период времени с 14 час. 30 мин. до 15 часов 40 минут по адресу: ХХХ, Рябов В.А., в составе группы граждан в количестве не менее 1 500 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, скандировал лозунги: «НЕТ ВОЙНЕ!», «НЕТ ВОЙНЕ!» и другие лозунги, то есть добровольно принял участие в несогласованном массовом мероприятии в форме митинга и пикетирования, чем допустил нарушение требований Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в связи с чем, была задержана сотрудниками полиции.
Рябов В.А. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Факт совершения Рябовым В.А. правонарушения и его вина подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении ЮВАО № ХХХ от ХХХ; рапортами сотрудников полиции по факту выявленного правонарушения; письменными объяснениями сотрудников полиции Е.А. и Н.С., предупрежденных по ст. 17.9 КоАП РФ, согласно которому ХХХ он находились на службе по охране общественного порядка и общественной безопасности по адресу: ХХХ. В период времени 14 час. 30 мин. до 15 часов 30., по указанному адресу стала собираться группа граждан в количестве не менее 1 500 человек, скандирующих лозунги: «НЕТ ВОЙНЕ», «НЕТ ВОЙНЕ!», и т.д., которым посредством звукоусиливающих устройств, сотрудниками полиции было неоднократно разъяснено о запрете участия в митинге без согласования с уполномоченным органом при Правительстве г. Москвы. В случае продолжения участия в несанкционированном митинге при необходимости, к ним будет применена физическая сила, с дальнейшим доставлением в территориальный отдел полиции. В составе указанной группы находился Рябов В.А., который на законные требования сотрудников полиции не реагировал и продолжал участие в митинге, в связи с чем, был задержан; ответом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, согласно которому в органы исполнительной власти г. Москвы уведомления о проведении ХХХ года в центральной части города публичных мероприятий не поступали, мероприятия не согласовывались; и иными материалами дела.
Указанные доказательства суд признает достоверными, поскольку они оформлены надлежащим образом, в необходимых случаях – на бланках установленного образца, имеют все необходимые реквизиты и подписи, а изложенные в них сведения непротиворечивы, точны и в полном объеме подтверждают друг друга. При этом суд учитывает, что данные документы составлены компетентным лицом.
Судом при рассмотрении дела не установлена личная заинтересованность сотрудников полиции в привлечении Рябова В.А. к административной ответственности, в силу чего оснований не доверять сведениям, содержащимся в протоколе об административном правонарушении и в иных материалах, не имеется. Сведениями о фальсификации доказательств суд не располагает.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.
Оснований полагать, что изложенные в рапортах сотрудников полиции сведения, являются недостоверными, не имеется, так как причин для оговора Рябова В.А. с их стороны в ходе рассмотрения дела не установлено.
Поскольку рапорты сотрудниками полиции составлены в рамках их должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило выявление совершения административного правонарушения, рапорта содержат сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, суд также признает их допустимыми доказательствами.
При этом суд отмечает, что по делу представлено достаточно доказательства, свидетельствующих о виновности Рябова В.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц – с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Из установленных по делу обстоятельств, в том числе объяснений сотрудников полиции, следует, что уведомления о проведении публичных массовых акций ХХХ года в центральной части г. Москвы, в том числе по адресу: ХХХ, и прилегающей к ней территории, не поступали и не согласовывались, вместе с тем, ХХХ года Рябов В.А. принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, что следует из доказательств, представленных в материалы дела, тем самым нарушил возложенные на него Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, при этом форма участия в данном мероприятии, правового значения не имеет. Рябов В.А. на законные требования сотрудников полиции не реагировал и продолжал участие в митинге, в связи с чем, был задержан.
Все процессуальные действия в отношении Рябова В.А. были проведены в строгой последовательности, составленные в отношении нее протоколы логичны, последовательны и непротиворечивы.
Оснований для признания незаконным доставление Рябова В.А. в отдел полиции не имеется, так как в силу ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В качестве таких мер, связанных с временным принудительным ограничением свободы, п.1 ч.1 ст. 27.1 КоАП РФ предусмотрено доставление, которое, согласно
ст. 27.2 КоАП РФ, заключается в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, о чем составляется соответствующий протокол.
Согласно п. 2 ст. 27.2 КоАП РФ, доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. В данном случае доставление Рябова В.А. в отдел полиции было осуществлено в пределах трех часов с момента ее задержания, что подтверждается протоколом об административном задержании.
Также отсутствует нарушение права Рябова В.А. на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 02.04.2009
№ 484-О-П, гарантированное Конституцией РФ, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2
ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу «Махмудов против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 г. по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 г. по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).
Таким образом, суд приходит к выводу, что в процессе рассмотрения дела установлен и доказан факт совершения Рябовым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания в соответствии со ст.ст. 3.1, 4.1-4.3 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, его семейное и имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих и исключающих административную ответственность, судом не установлено, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд считает, что наказание должно быть назначено в виде административного штрафа.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Рябова В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства.
Штраф необходимо перечислить на следующие реквизиты – получатель: УФК
по г. Москве (УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве), л/с 04731450240;
ИНН: 7723320326, КПП 772101001; наименование банка: ГУ Банка России по
ЦФО; БИК: 004525988; № казначейского счета 03100643000000017300, казначейский счет: 40102810545370000003; ОКТМО: 45395000, КБК 1881160120101900140,
УИН 18880377220006186117.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 суток с момента вручения копии постановления.
Судья Т.М. Сакович